3 мин.

Go to GlasGow

Если решили ехать в Шотландию, двигайте в Эдинбург. Глазго от вас все равно никуда не денется – ведь настоящий футбол именно там. С коллегой Федоровым мы так и постановили: сначала Эдинбург со всеми его культурными слоями, потом Глазго и футбол.

Рейс из Амстердама (там была пересадка) в аэропорту Эдинбурга принимают с ленцой. Это только нам кажется, что амстердамское направление должно вызывать у таможни трепет. На самом деле – никаких специальных процедур. Упитанная шотландка в зеленой фуражке пограничника округляет глаза, увидев российский паспорт:

– Вы зачем сюда?

– На футбол. «Селтик» – «Динамо». Лига чемпионов.

– Ааа, удачи вашей команде!

Любимый футбольный клуб для шотландца – как участок вокруг собственного дома. Частная территория. А все остальные команды – чужая земля. Пожелание неудачи «Селтику», если «Селтик» для тебя чужой, – это как пинта пива вечером выходного дня. Обязательно.

Эдинбург – игрушечный городок, где наличие двух футбольных команд никак не ощущается. Зато все вокруг дышит самобытной шотландской историей. Мужчины в килтах и мужчины в джинсах на улицах города примерно в равных пропорциях.

Час с небольшим на автобусе – и вы совершенно в другом мире. Глазго – большой промышленный город, где на улицах мегаполисная суета и космополитизм. Люди менее изысканные, скорее брутальные. Настоящие шотландцы. Не с плаката, а из жизни.

Дорога на «Селтик Парк» из центра города усиливает впечатление рабочего города. Где же здесь тот самый вошедший в легенды стадион? Пока только мусорные баки и бетонные стены с граффити. Таксист насвистывает какую-то мелодию, но тут же замолкает, когда по радио включаются спортивные новости. Голос из динамика заигрывает с произношением: «Рашин футбол клаб Динамо Москва»... Это вместо – английского «Москоу».

«Динамо» приезжает на «Селтик Парк» прямо из аэропорта. Все в костюмах, при галстуках. Шотландские телевизионщики боязливо снимают команду издалека. Андрей Кобелев сразу идет на пресс-конференцию. Там российских и шотландских журналистов поровну. Местные атакуют кучей вопросов – один из которых особо волнует кельтскую душу:

– А когда «Селтик» два года назад играл со «Спартаком», вы за кого болели?

– Я переживал за российский клуб.

Шотландцы удивляются.

Но если открыть их газеты, то можно удивиться не меньше. Подготовке «Селтика» Daily Mail Scottish уделяет несколько полос. Центральная персона – греческий форвард Георгиос Самарас. Во-первых, он забил красивый мяч «Тоттенхэму» на «Уэмбли кап», во-вторых, у него дома тарелка с восточно-европейскими каналами и после жеребьевки он смотрел по ней матчи «Динамо». Готовился. А еще Самарас, собирая информацию о сопернике, позвонил своему другу Юркасу Сейтаридису – узнать, что такое «Динамо». Представляете, насколько актуальными сведениями теперь обладает нападающий «Селтика»!

Пресс-конференция Кобелева продолжалась минут пятнадцать. И шотландские журналисты, задав уйму вопросов, так и не осведомились, кто заменит Дмитрия Хохлова и кто будет капитаном. Кобелев, кажется, обрадовался, что шотландцы не были столь въедливы. С пресс-конференции он уходил широко улыбаясь. Возможно, предвкушая грядущую тренировку.

«Селтик Парк», окрашенный во все зеленое, смотрится очень дружелюбно. Это тот стадион, который, будучи пустым, внушает не страх, а умиление.

– Завтра будет тысяч 45-50, – прогнозирует пожилой стюард, сверкая клубным галстуком.

И от этой информации уже становится страшнее. Первый официальный матч сезона. С новым тренером. В Лиге чемпионов. Эти трибуны наполнятся людьми, несколько месяцев скучавшими по большому футболу.