11 мин.

Команда GP2: как это устроено?

Что такое команда Russian Time?

Команда серии GP2 состоит из 12 членов команды: это инженеры, механики, руководящий состав. В составе Russian Time выступают российский пилот Артем Маркелов и итальянец Раффаэле Марчелло. В сезоне-2016 команда заняла третье место в командном зачете. История команды началась в 2013 году, в том же году коллектив занял первое место в командном зачете, а пилот Сэм Берд стал вице-чемпионом серии. В 2014 году к команде присоединился российский пилот Артем Маркелов, что стало знаменательным событием для всего российского автоспорта.

 

Прибытие грузов и начало работы

Грузы команд GP2 прибывают примерно за неделю до каждого этапа. В этот раз все грузы, минуя базы команд, направлялись из далекой Малайзии, где состоялся предыдущий этап. Все хлопоты по поводу логистики берет на себя само руководство чемпионата. Помимо непосредственно болидов и запасных частей к ним производится доставка шин и прочего сопутствующего оборудования.

“Распаковку” машин механики начинают во вторник перед гоночным уикендом - этого времени хватает, чтобы собрать болид и уже начать работать с ним.

Среда. Начало

В среду же начинается самое интересное. Механики команды занимаются машиной практически весь день, чтобы ближе к вечеру успеть провести тренировки пит-стопов. Недооценивать важность этой процедуры нельзя: в боевом режиме будет важна каждая десятая секунды. Механики раз за разом повторяют этот процесс (в сумме за среду получилось более 10 раз), все фиксируется на камеру, чтобы потом была возможность проанализировать каждый шаг всех членов команды. Все результаты фиксируются, а также ведется наблюдение за соседними коллективами - как и в любом другом виде спорта, здесь нельзя отставать ни на шаг от соперников.

А где гонщики, спросите вы? Если вы думаете, что гонщики в это время где-то отдыхают, то окажетесь совершенно не правы. Расписание гонщиков по время уикенда расписано буквально по минутам, и даже если их самих нет на трассе, то с 99% вероятностью вы можете угадать, чем они заняты - физической подготовкой. Сюда входит не только тренажерный зал, но и бассейн, кросс-фит, упражнения на координацию и т.д. Мало не покажется.

После тренировок болиды закатывают в боксы, накрывают чехлами, и все собираются по домам. Основная работа еще впереди.

Четверг. Прогулка по трассе.

День для команды начинается достаточно рано: уже в 9:30 механики в боксах команды начинают работу над машинами, чтобы уже к 14:00 иметь возможность отправиться на прогулку по трассе. К этому времени на автодром уже приходят пилоты, и после небольшого брифинга с инженерами команда отправляется на трассу. В этом процессе задействованы все главные силы команды: инженеры проверяют работу радио на всех участках трассы, проверяют свойства покрытия и в полной мере ли эти измерения совпадают с теми, что были использованы при тестировании на симуляторе. Гонщики и их инженеры в основном акцентируют свое внимание на гоночной траектории и изменениях (или их отсутствии) в покрытии, поребриках и т.д. Особое внимание уделяется так называемым “бубликам” - оранжевым ограничителям, призванным не допустить пилотам срезать повороты. В моделях трассы на симуляторе не всегда они присутствуют, однако из-за того, что они представляют опасность самому болиду, им уделяют такое внимание. Один из таких, например, установлен в пятом повороте Yas Marina Circuit - при неудачном же попадании на него гонщик попросту может сломать подвеску и выбыть из борьбы.

Прогулка заканчивается традиционным для команды селфи. По словами Светланы Стрельниковой, сначала команда не восприняла всерьез фотографироваться во время прогулок по трассе. Однако потом им эта традиция понравилась, и они сами уже спрашивают, когда и где будут фотографироваться. Селфи делают во время track walk (проходу по трассе перед началом гоночного уикенда) и после подиума (если один из пилотов закончил гонку в тройке призеров). В Монако было максимальное количество селфи – 3. Track walk, победа Артема в пятницу и 3 место Марчело в субботу. 

После этого гонщики вместе с руководством команды уходят на общий брифинг всех команд GP2, на котором обсуждаются насущные проблемы предстоящего уикенда. Уже после брифинга рабочий день для всех заканчивается - теперь есть немного времени отдохнуть перед началом гоночных заездов.

Пятница. Поехали!

Пятница - крайне ответственный день. У команды есть всего 45-минутная тренировка, чтобы успеть подготовиться к квалификации. Однако главная проблема автодрома в Абу-Даби для команд GP2 как раз в разнице температур, при которых происходят основные заезды: тренировка проходит утром по жаркой погоде, квалификация и первая гонка же проходят вечером, когда условия совсем иные. Вот эту головоломку и предстоит решить пилотам и их инженерам в эти дни.

Из-за раннего начала тренировки пилоты появляются на трассе уже в 9:30 и сразу же начинают брифинг с инженерами, обсуждая настройки на свободные заезды. В перерывах между этим общением, гонщики погружены в себя - слушают музыку, делают упражнения на координацию, разминаются. 

Еще есть традиционная встреча с фанатами. Каждый гоночный уикенд серия GP2 организует виртуальную гонку на гоночных симуляторах между пилотами серии и фанатом-победителем среди публики, который показал лучшее гоночное время уикенда на симуляторах, которые стоят на каждой трассе в Game Zone.

Сначала проходит небольшая встреча с поклонниками, где представля.т всех гонщиков, а затем проходят сами заезды. Вначале квалификация, потом гонка из 3 кругов. Обычко пилоты развлекаются, обгоняя и выбивая друг друга. Хороший заряд перед гонкой!

Сессия начинается в 11:15, однако до этого времени вся команда должна переместиться на пит-лейн, который используют команды Формулы 1. Для этого у каждого коллектива есть специальный гольф-кар, к которому крепятся прицепы с шинами и запасными деталями, и этот своеобразный “паровоз” отправляется в сторону паддока “королевских гонок”. Гонщики же добираются до пункта назначения “своим ходом”, то есть уже за рулем болида GP2.

Тренировка обозначила первые проблемы уикенда: у Раффаэле это стали тормоза, из-за которых в финальной классификации сессии не смог подняться выше 11-й позиции, Артем же не смог найти правильные настройки баланса, и он расположился лишь на 12-й позиции. Команде было о чем подумать до вечерней сессии квалификации, чтобы в максимально короткие сроки исправить ситуацию.

Между сессиями гонщики даром время не теряют и отправляются обратно в отель, чтобы успеть немного отдохнуть, а затем снова приступить к физподготовке. Они возвращаются приблизительно к 16:00, чтобы успеть настроиться на вечернюю квалификацию, которая стартует в 19:40.

Подготовка к квалификации аналогична процедура, которая уже была во время сессии свободных заездов, однако напряжение в команде заметно выше: Russian Time боролась за второе место в командном зачете, поэтому каждая позиция на вес золота. Стоит ли говорить, что один из решающих заездов всего сезона проходил как для гонщиков, так и для всего коллектива под большим прессингом. Но результат стоил того ожидания: последней попыткой под самый клетчатый флаг Артем Маркелов улучшил свой результат и поднялся на третью позицию, проиграв менее одной десятой секунды другому российскому пилоту Сергею Сироткину. Раффаэле же завершил сессию на восьмой строчке, уступив лидеру квалификации Пьеру Гасли девять десятых секунды. Оба гонщика Russian Time оказались впереди своих главных соперников из Racing Engineering, с которыми и развернулась борьба за второе место в командном зачете. И хотя итальянский пилот мог подняться выше, в команде ощущалось заметное воодушевление перед финальными гонками сезона.

Суббота. Все на старт!

В программе гоночного уикенда в Абу-Даби первая гонка GP2 являлась заключительным действием на трассе в субботу. Перед этим трассу успели опробовать в гонке гонщики GP3, а также пилоты Формулы 1, проведя третью сессию свободных заездов и квалификацию. Из-за позднего старта (19:40 по местному времени) у гонщика была возможность лучше восстановиться и прийти на трассу позже обычного. Однако поздний старт создал и дополнительную головную боль для всех инженеров команды: характеристики дорожного полотна существенно отличались от тех, что были днем ранее - нехватка данных сказывалась на подготовке болида.

“Регламент: Продолжительность первой гонки составляет один час или 170 км. Каждый гонщик обязан использовать оба комплекта сухой резины (жесткий и мягкий комплекты). Обладатель поула получает дополнительные четыре очка в зачет чемпионата. По итогам гонки первая среди первой десятки финишировавших начисляются очки по следующей схеме - 25, 18, 15, 12, 10, 8, 6, 4, 2, 1. За быстрый круг в гонке гонщик также получает два зачетный балла.

Расположение пилотов на стартовой решетке второй гонки определяется итогами первого заезда, но осуществляется правило “реверсивной решетки”, когда первая восьмерка гонщиков стартует в обратном порядке. Первая восьмерка финишировавших получают очки - 15, 12, 10, 8, 6, 4, 2, 1.“

Отдельным пунктом хотелось бы рассказать о выборе стратегии на гонку. В серии GP2 есть два типа резин, которые должны быть использованы по ходу гонки: Prime (более жесткие) и Option (более мягкие). Очевидно, что более мягкие шины имеют преимущество по темпу, однако их износ гораздо больше нежели у жестких шин. Поэтому при подготовке к гонке важным моментом является просчет всех возможных вариантов развития событий (включая стратегии соперников) для выбора наиболее оптимального варианта стратегии. После квалификации, в пятницу, мнения членов команды по поводу того, на каких шинах стартовать разделились: каждый мог привести аргументы за и против того или иного типа резины. После долгих размышлений и анализа все-таки было решено стартовать на шинах типа Option, что в итоге принесло свои плоды.

Сказать, что в боксах перед гонкой царит напряжение - не сказать ничего. Но напряжение никак не сказывается на дисциплине и подготовке машин: все работает как часы. Примерно за 15 минут до старта гонки весь коллектив команды отправляется на пит-лейн Формулы 1, для подготовки к заезду. В боксах по-прежнему остается “группа поддержки” пилотов и один из сотрудников команды.

Настает самый волнительный момент гонки - старт, и все внимание приковано к экранам прямой трансляции. К счастью для команды, старт гонки прошел без инцидентов, и в последующим оба пилота Russian Time избежали нежелательных происшествий, не считая инцидента на пит-лейне с Раффаэле, когда из-за ошибки команды-соперника один из механиков выбежал прямо под колеса. К счастью, все остались живы-здоровы.

Благодаря выверенной стратегии и отличному темпу Артема Маркелова на протяжении всей дистанции российскому гонщику покорился подиум в Абу-Даби - пилот Russian Time финишировал третьим вслед за Пьером Гасли и Нобухару Матцушитой. Напарник Артема по команде финишировал же десятым, заработав важное для команды одно очко. Финишировать выше помешала проблема с выхлопной трубой - шансы на титул для Раффаэле были окончательно потеряны. Однако финиш обеими машинами в первой десятке помогли команде перед заключительной гонкой опередить соперников из Racing Engineering на два очка в командном зачете.

После завершения гонки в боксах царила поистине радостная и расслабленная атмосфера, однако финальная битва была впереди, поэтому пока Артем занимался “приятными” обязанностями, раздавая интервью журналистам и официальному сайту GP2, команда уже приступила к анализу данных с гонки, посекундному просмотру записи пит-стопов и т.д. Даже традиционного для таких моментов запаха шампанского не витало в воздухе - в Абу-Даби запрещен алкоголь, поэтому на подиуме пилот поливают друг друга...газировкой!

 

Отдыхать некогда - воскресная гонка начинается по мерка Абу-Даби достаточно рано - в 14:20, поэтому гонщики должны прибыть на следующий день в 11:00. После короткого дебрифинга с инженерами все расходятся по домам. Завтра всех ждет сражение за второе место в чемпионате. 

Воскресенье. Решающее сражение

Наступило воскресенье, а с ним и финальная гонка этого сезона. Последний рывок, после которого всю команду ждет заслуженный отдых. Во второй гонке Артему Маркелову предстояло стартовать с шестой позиции, в том время, как его напарник должен был отправить с 10-го места. Трасса Yas Marina Circuit хоть располагает двумя длинными прямыми, очень сложная с точки зрения обгонов. Это и предопределило исход второго гоночного заезда: Артем финишировал седьмым, проведя практически всю гонку, атакуя Антонио Джовинации, а Раффеэле приехал вне очковой зоны - финишную черту он пересек 13-м.

Сезон закончен. Команда Russian Time заняла третье место в командном зачете, что стало большим достижением для всего коллектива. Уже вечером в воскресенье прошла традиционная вечеринка с награждением всех победителей.

После окончания гоночного уикенда команду ждали еще тесты на той же трассе, а уже после этого коллектив смог выдохнуть и немного подумать о предстоящем отдыхе, ведь уже в январе начнется активная подготовка к следующему сезону, который стартует в апреле 2017 года. 

 

Источник фотографий: автор, официальный сайт GP2 (gp2series.com), официальный сайт команды Russian Time (rus-time.com)