8 мин.

Кто, сколько и за счет чего зарабатывает в еврокубках?

20 августа Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) опубликовал суммы, которые были выплачены участникам еврокубковых турниров сезона 2009/10. Блог «Еврокубки и коэффициенты УЕФА» углубляется в суть вопроса и проводит свой анализ системы распределения выплат в Лиге чемпионов и Лиге Европы.

Итоговая сумма, выплачиваемая УЕФА участникам еврокубков, формируется путем сложения двух основных статей дохода: фиксированные премиальные выплаты и доходы от телетрансляций (market pool).

Фиксированные выплаты (премиальные) утверждаются УЕФА на старте каждого еврокубкового сезона, а если быть точнее – каждого трехлетнего цикла. Каждому клубу за какое-то достижение начисляется определенная сумма призовых. Если команда выходит в групповой раунд Лиги чемпионов, то получает столько-то. Выходит в плей-офф – получает еще столько-то. И так далее.

Доходы от трансляций (телевизионного пула) зависят от удельного веса страны на телевизионном рынке. Каждая ассоциация получает определенную сумму, которая затем распределяется между клубами в зависимости от количества проведенных ими матчей.

За последние четыре розыгрыша еврокубковых турниров отметить увеличение призового фонда можно было только в сезоне 2009/10. В предыдущих трех розыгрышах выплаты УЕФА оставались на одном уровне. Это объясняется уже отмеченной выше системой цикличности при распределении финансовых средств. В сезоне 2006/07 начался новый трехлетний цикл, который завершился только в сезоне 2008/09. Поэтому в этот период фиксированные выплаты в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА оставались неизменными. С прошлого сезона (2009/10) стартовал новый трехлетний цикл, который продлится до сезона 2011/12 включительно. Поэтому именно с прошлого сезона можно наблюдать резкий скачок роста призового фонда как в Лиге чемпионов, так и в Лиге Европы.

График подтверждает сказанное выше – с наступлением нового трехлетнего цикла выплаты УЕФА заметно выросли. В розыгрыше Лиги чемпионов этот рост составил 27.5%, в Кубке УЕФА (который с прошлого сезона трансформировался в Лигу Европы) – 259.6%.

Такой космический скачок в Лиге Европы обусловлен следующим. Во-первых, образовался новый турнир, в котором участие принимают большее количество клубов. Во-вторых, задача Лиги Европы вернуть былую престижность, которая, откровенно говоря, пропала у второго по значимости клубного турнира Европы. Представители УЕФА неоднократно подчеркивали, что необходимо возрождать Кубок УЕФА и сокращать образовавшуюся пропасть между этим турниром и Лигой чемпионов.

Отчасти это удается сделать хотя бы в материальном аспекте. Если раньше призовой фонд Кубка УЕФА составлял 37 млн. евро, то с прошлого сезона он равняется 135 млн. евро. Если раньше призовой фонд Лиги чемпионов почти в 16 раз превосходил призовой фонд Кубка УЕФА, то теперь разница между призовыми фондами двух турниров составляет всего 6 раз.

Во избежание возможных вопросов сразу отвечу, почему в статье проводится анализ четырех последних сезонов, а не, к примеру, пяти. Дело в том, что до сезона 2006/07 выплаты УЕФА производились в швейцарских франках. И только с сезона 2006/07 – в евро. Поэтому, дабы избежать путаницы при переводе одной валюты в другую, исследование проводится только по последним четырем сезонам.

Все суммы в этой табице указаны в тысячах евро.

В таблице приведен перечень выплат УЕФА как за продажу телевизионных прав, так и за определенные достижения в сетке турниров. Если раньше за выход в групповой этап Лиги чемпионов выплачивалось 5.4 млн. евро (3 млн. полагалось за участие и еще 2.4 млн. – за 6 проведенных матчей), то теперь эта сумма увеличилась до 7.1 млн. евро (3.8 млн. – за участие, еще 3.3 млн. – за матчи).

Легко подсчитать, что клуб, пробившийся в групповой раунд Лиги чемпионов, даже в случае проигрыша во всех матчах заработает больше, чем победитель Лиги Европы. Если, конечно, этот победитель стартовал с самого начала в ЛЕ, а не вылетел туда после группового этапа ЛЧ.

Московский ЦСКА в прошлой Лиге чемпионов заработал рекордную для российского футбола сумму, равную 20.992.000 евро. Эта сумма сложилась следующим образом:

  • 3.8 млн. – за участие в групповом раунде

  • 3.3 млн. – за 6 матчей в группе

  • 2.4 млн. – за 3 победы

  • 0.4 млн. – за 1 ничью

  • 3 млн. – за выход в 1/8 финала

  • 3.3 млн. – за выход в 1/4 финала

  • 4.792 млн. – доход от телетрансляций

Отмечая доход российского клуба от телетрансляций, необходимо выделить долю этой статьи дохода в общем призовом фонде.

Доля market pool в Лиге чемпионов составляет 45.3%, т.е. фактически ровно половину дохода от участия в этом турнире клубы получают за счет продажи этого «телевизионного пула». В Лиге Европы доля market pool чуть меньше – около 40%.

При этом стоит отметить, что до прошлого сезона клубы-участники Кубка УЕФА получали доход от телетрансляций только со стадии 1/4 финала. И только с розыгрыша 2009/10, как и в Лиге чемпионов, клубы стали получать «телевизионные деньги» с момента выхода в групповой раунд.

По сравнению с предыдущим трехлетним циклом доход в ЛЧ за счет market pool увеличился на 22.9%, тогда как в Лиге Европы – на 271%.

Европейские клубы из топ-чемпионатов львиную долю прибыли получают именно за счет телетрансляций.

Рекордные заработки от продажи телевизионных прав неизменно показывали клубы из ведущих европейских лиг. Особенно отличился ПСВ в сезоне 2007/08. Этот голландский клуб по итогам сезона заработал 27.4 млн. евро, из которых 20.204 млн. – за счет телетрансляций. Т.е. доля «телевизионного пула» при подсчете клубного заработка составила 73.7%.

Удельный вес ведущих европейских чемпионатов (Англии, Испании, Германии, Италии, Франции) в совокупности составляет 76%. То есть 3/4 телевизионного призового фонда, равного 337.8 млн. евро, разыгрывают представители этих лиг.

Победитель Лиги чемпионов 2009/10 миланский «Интер» заработал 48.759.000 евро, из которых 19.559.000 евро – доход от телетрансляций. А мюнхенская «Бавария», финалист турнира, добавила в клубную казну 44.862.000 евро (19.462.000 евро – доход от телетрансляций).

Российские клубы не могут похвастаться подобными цифрами. Удельный вес России, как и всей Восточной Европы, на телевизионном рынке остается ничтожным по сравнению с топ-лигами.

Удельный вес стран на телевизионном рынке в Лиге чемпионов 2009/10

Тем не менее, стоит отметить рост удельного веса России на телевизионном рынке с прошлого года. В предыдущем трехлетнем цикле (сезоны 2006/07 – 2008/09) удельный вес России составлял примерно 0.6%. И если, скажем, в Лиге чемпионов 2006/07 «Спартак» и ЦСКА разыграли 1.284 млн. евро, полагающиеся России, то в сезоне 2009/10 «Рубин» и ЦСКА распилили сумму, равную 8.916 млн. евро.

При распределении телевизионных денег есть своя хитрость. Клубам невыгодно, чтобы в Лигу чемпионов пробивались другие команды из этого же чемпионата. Поскольку в этом случае вся полагающаяся национальной ассоциации сумма от продажи телевизионных прав будет распределена между этими клубами. Именно поэтому ПСВ в сезоне 2007/08 имеет рекордный заработок за счет пресловутого market pool – потому что клуб из Эйндховена был единственным представителем Голландии в групповой стадии Лиги чемпионов. И таким образом, все полагающиеся голландской ассоциации деньги забрал себе. А вот если бы «Аякс» тогда сумел пробиться в групповой раунд, то эти 20 млн. пришлось бы разделить между «Аяксом» и ПСВ.

Несмотря на то, что удельный вес России на телевизионном рынке увеличился, наши клубы по-прежнему не могут конкурировать с ведущими европейскими представителями.

К примеру, самый успешный европейский клуб последней четырехлетки заработал в еврокубках 158 млн. евро, из которых доля дохода от телетрансляций составила 52%. Имя этому клубу – «Манчестер Юнайтед». Схожая ситуация и с другими английскими, немецкими, итальянскими, испанскими и французскими коллективами. Тогда как доля телевизионных денег в доходах ЦСКА, лучшего российского клуба этого периода, составила лишь 19%.

Заработок национальных ассоциаций в Лиге чемпионов 2006/07 2009/10В сезонах 2006/07 – 2009/10 Россия в Лиге чемпионов была представлена шестью клубами. Трижды в групповой раунд пробивался ЦСКА, по одному разу в нем участвовали «Спартак», «Рубин» и «Зенит».

Из 23 стран, делегировавших в Лигу свои клубы, лучшие показатели принадлежат странам первой пятерки. Англия – безоговорочный фаворит; доход английских клубов сложился 50/50 – от телетрансляций и выплаты фиксированных бонусов. Любопытно, что по показателю «market pool» за последние 4 сезона Россия заметно уступает Греции, Турции, Шотландии. Однако, как уже отмечалось выше, с началом нового трехлетнего цикла удельный вес России на телевизионном рынке прилично вырос.

Заработок клубов в Лиге чемпионов 2006/07 2009/10Эта таблица представляет собой топ-30 самых успешных европейских клубов. Всего же за прошедшие 4 сезона в Лиге чемпионов участвовали 62 клуба из 23 стран. Общий призовой фонд за этот период составил почти 2.5 млрд. евро, из которых только 0.5 млрд. были распределены между английскими командами.

«Рубин», заработавший за один сезон 13.224 млн. евро (доля market pool – 4.124 млн.), находится в этом своеобразном рейтинге на 44 месте. «Зенит» с заработком, равным 8.138 млн. евро, занимает 56 место, а «Спартак» (7.210 млн.) – 60 место. Меньше красно-белых за эти 4 сезона заработали только белорусский БАТЭ и болгарский «Левски».

В нынешнем сезоне 9 млн. евро «телевизионных денег» разыграют «Спартак» и «Рубин». Каким будет доход за счет фиксированных премиальных выплат, зависит только от них самих.

Следить за обновлениями