Никто так не предавал ценности «Барселоны», как ее президент
Лапорте важны лишь деньги и победа на выборах.
В конце июля «Барселона» объявила, что спонсором клуба стало правительство Демократической Республики Конго (не путайте с Республикой Конго, разницу подчеркнем ниже). Авторитетные испанские медиа пишут, что речь о 40-44 млн евро за четыре года за надпись «ДР Конго – сердце Африки» на спине тренировочной футболки «Барсы» и за помощь в развитии молодых спортсменов (не только футболистов).
Всем известно, какие серьезные у «Барселоны» проблемы с деньгами. Постоянно не хватает, чтобы соблюдать финансовые правила Ла Лиги и спокойно регистрировать новичков. Поэтому руководство ищет любые законные способы заработка. Но далеко не всегда вписывается в привычные нормы морали.
Контракт с ДР Конго спровоцировал бурю возмущений, ведь десятки миллионов евро клубу, чтобы продвигаться за счет его бренда, принесла очень бедная страна с ужасной репутацией. Слишком большой контраст с тем, какой акцент «Барса» всегда делала на борьбе за права человека.

Чем так плохо в Конго? Диктатор Мобуту превратил страну в ад
Чтобы обсуждать противоречия дальше, начать точно нужно с деталей о самой стране, которая пришла к «Барселоне» за рекламой. И провести границу между такой проблемной Демократической Республикой Конго и Республикой Конго, которые многие могут воспринимать как одну страну.
Во второй половине XIX века земли в центре Африки захватили бельгийцы и французы. Владения бельгийского короля Леопольда II назывались Свободное Государство Конго, а французские – собственно, Французское Конго. Именно из-за европейской колонизации здесь распространилось – и до сих пор остается доминирующим – христианство, а также французский язык.
В 1960-м оба Конго получили независимость и оба объявили себя Республиками Конго. Чтобы хоть как-то отличаться, добавили названия столиц: так появились Республика Конго-Браззавиль и Республика Конго-Леопольдвиль. Идея не прижилась, Конго-Браззавиль снова стал Республикой Конго, а Конго-Леопольдвиль – Демократической Республикой Конго, здесь сменили еще и название столицы на Киншасу. Так что Конго – это бывшая французская колония, а ДР Конго – бывшая бельгийская.
Конго – небольшая страна, там 6 млн жителей, ДР Конго – одна из крупнейших в мире, там сейчас больше 110 млн человек. Как только обе стали независимыми, ими заинтересовались США и СССР. И политически, чтобы добавить в свою сферу влияния, и экономически: земли очень богаты полезными ископаемыми, особенно медью, золотом, алмазами и ураном.
Советский Союз пытался захватить контроль и там, и там. В небольшом Конго дружественных социалистических политиков удалось весьма быстро привести к власти, а борьба за ДР Конго провалилась. СССР поддерживал Патриса Лумумбу, но при участии американцев и вооруженных сил ООН его сместили, арестовали и вскоре казнили. Есть неподтвержденные данные, что ликвидацию Лумумбы одобрили лично президент США Дуайт Эйзенхауэр и правительство Бельгии.

В честь Патриса Лумумбы и сейчас называется РУДН – Университет дружбы народов, его имя вернули в название в 2023-м, хотя в 1992-м убирали. В советское время его воспринимали на уровне мученика, пострадавшего в борьбе за справедливость и распространение социализма в мире.
На место Лумумбы в ДР Конго пришел военный диктатор Жозеф-Дезире Мобуту, ставленник США, он же Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга – на его родном языке нгбанди имя значит «Всемогущий воин, который благодаря своей силе и отваге идет от победы к победе, сжигая все на своем пути». Разумеется, такое имя себе он выбрал сам.
Мобуту придумал целую государственную идеологию «мобутизм», она основана на культе личности (не только его, но и матери), узаконенной коррупции и отказе от заграничной моды. «Давайте, воруйте, но не тащите слишком много!», – Мобуту не стыдился говорить такое открыто на съезде правящей партии, его транслировали на всю страну. Вождь нации еще и переименовал страну в Заир – название продержалось до конца его правления, до 1997-го.
«Всемогущий воин», который якобы получил могущество еще в детстве, победив леопарда голыми руками, очень любил роскошь и яркую одежду. Классический западный стиль он презирал, так что костюмы, галстуки и мини-юбки оказались под запретом. Настолько, что у местных дипломатов по возвращении из заграничной командировки прямо в аэропорту могли срезать галстук, если кто-то забывал его снять. Продвигали цветастую одежду, а Мобуту старался быть самым модным в ДР Конго: массивные очки, специальная пилотка из кожи леопарда, трость и прочие атрибуты, которые превращали главу страны в карикатурного африканского диктатора. Кстати, все изготавливали на заказ в Европе.

Мобуту и его однопартийцы разбогатели на продаже ископаемых за границу, а страна оставалась нищей: народ жил во многом на материальную помощь из Европы и США. Диктатор Мобуту устраивал другие страны, потому что не давал распространиться социализму по Африке – и с ним можно было легко торговать. К тому же заграничным гостям при посещении алмазного хранилища разрешали отсыпать специальным совочком себе камней – это явно подкупало.
С политическими врагами Мобуту боролся оригинально: давал деньги напрямую или назначал на прибыльные государственные должности. Стирал так границу между правящей элитой и оппозицией – противники режима не особо упрямились, когда до них доходила очередь. Один из таких оппозиционеров, Клеофас Камитату, как посол в Японии умудрился ради личной выгоды продать даже здание посольства! И дальнейшей карьере это не помешало.
В 1990-е, после распада СССР, борьба социализма с капитализмом устарела, интерес США, Европы и России к обоим африканским странам остыл, а объемы дотаций таяли. И если Конго наладила управление и экономику, ситуация относительно стабилизировалась, то ДР Конго накрыл Мобуту-хаос: он правил до 1997-го, еще при нем начались гражданская война и инфляция до 10 000%. Местные монетные дворы даже не успевали печатать новые деньги, приходилось их заказывать в Бразилии.

После смерти Мобуту ситуация только ухудшилась. Вторая конголезская война (с 1998-го по 2003-й) стала одной из самых кровопролитных в истории человечества: более 5 млн погибших. Накал военных конфликтов в ДР Конго с тех пор упал, но в 2025-м страна еще в состоянии гуманитарной катастрофы.
«Барселона» далеко не всегда соблюдает свои ценности. Хотя так ими гордится
«Больше, чем клуб» – красивый лозунг еще из 1920-х–1930-х, когда «Барселона» начала осознавать свою культурную и политическую принадлежность к Каталонии.
«ФК «Барселона» означает нечто большее, чем просто футбольный клуб, и по этой причине ее присутствие на всех значимых [общественных] мероприятиях обязательно. ФК «Барселона» всегда готова работать на благо Каталонии и ее величия», – можем мы прочесть в клубном бюллетене от октября 1931-го.
В конце 1960-х благодаря президенту клуба Нарсису де Каррерасу и известному писателю Мануэлю Васкесу Монтальбану Mes que un club стал официальным девизом «Барсы».
Теперь у лозунга масса воплощений: политический и культурный каталонизм, ценности Ла Масии, семейная обстановка в раздевалке первой команды, благотворительность. Но вот с последним пунктом у руководства больше всего проблем, точнее – лично у Жоана Лапорты и его окружения.
И началось это все очень давно. Лапорта на своем втором сроке подписал скандальный контракт с узбекским «Бунедкором» – это сезон-2008/09. В договоре были два товарищеских матча: в Барселоне и Узбекистане (выездной в итоге отменили), мастер-классы Лионеля Месси, Карлеса Пуйоля и Андреса Иньесты для детей из узбекской футбольной школы и участие самого Жоана, который заложил первый камень нового спортивного комплекса «Бунедкора».
По словам футбольного агента Байрама Тутумлу, который тогда дружил с Лапортой и участвовал в организации сделки, речь шла не меньше, чем о 10 млн евро, причем более 3 млн – на личный счет президента. К тому же источником денег оказалась провластная компания Zeromax. Согласно данным Human Rights Watch и госдепартамента США, связанная с хлопковым бизнесом в Узбекистане и рабским детским трудом на плантациях.

И это при том, что «Барселона» на весь мир хвастала сотрудничеством с UNICEF – главной организацией по защите прав детей. Скандал усилило то, что Лапорта под шумок пытался помочь Zeromax купить «Мальорку». Предположительно, за 4,2 млн евро гонорара, что было грубым нарушением этики, но чисто юридически считалось законным. Сделка сорвалась, Лапорта снова получил удар по своей репутации, а несколько директоров «Барселоны» ушли в отставку.
О ситуации писали El Pais и The Guardian, а ярче всех высказался Крейг Мюррей, бывший посол Великобритании в Узбекистане: «Я в полном ужасе. Это все равно, что объединиться с Адольфом Гитлером для продвижения футбольной команды в Берлине в 1930-е. Настолько закрыть глаза на все моральные аспекты – действительно поразительно, даже для мира футбола, помешанного на деньгах».
Позже агент Тутумлу, когда уже был не в лучших отношениях с Лапортой, охарактеризовал его: «Лапорта одержим деньгами. Где бы он их ни увидел, даже в бассейне, кишащем акулами, он бросится за ними».
Сезон-2008/09 закончился невероятным триумфом «Барселоны» Гвардиолы, победившей во всех турнирах, и скандал с «Бунедкором» быстро забылся. Показательно, что UNICEF отношения разрывать не стал.
Но это только первые страницы истории.
Контракт с ДР Конго – очередное лицемерие и жадность президента «Барселоны»
Лапорта с давним другом и коллегой-адвокатом Еленой Форт, нынешним вице-президентом, не раз очень агрессивно критиковали за спонсорские соглашения с Катаром президентов Сандро Роселя и Жозепа Бартомеу.
«Они совершенно бесполезны в финансовом управлении клубом, а потом умоляют нас проглотить сделку с Катаром, чтобы спасти клуб. Или, скорее, спасти себя. В конце концов, Катар оставит нас с голой задницей. Как сосьос клуба, я требую от «Барселоны» немедленно убрать всю рекламу Qatar Airways с клубной базы и других коммерческих площадок», – злилась Елена Форт в 2016 году.

Как только «Барселона» объявила о спонсорской сделке с ДР Конго, в соцсетях Форт сразу же припомнили те слова, заменив в цитате «Катар» на «ДР Конго».
Впрочем, это уже не первый случай лицемерия в последнее время, ведь Лапорта вдруг очень полюбил и Катар, и Саудовскую Аравию, и вообще весь Ближний Восток, когда колесил по этим странам в поисках денег для клуба – и, наверняка, личного банковского счета.
Лапорта оправдался очень легко: при Роселе и Бартомеу эти страны были плохими, поэтому с ними тогда и нельзя было сотрудничать (почему-то в случае с Узбекистаном эта его логика дала сбой), а вот как только Жоан снова выиграл выборы, они стали на правильный путь, путь искупления – и клуб рад им в этом помочь.
«Страны Персидского залива проходят процесс нормализации, открываются миру. Теперь они стали местом возможностей, каким в свое время были США и Лондон. Сейчас молодые люди едут сюда в поисках деловых возможностей. Эти страны соответствуют определенным требованиям, которые мы считаем достаточными [для сотрудничества]. Этот регион самый развитый в мире, инвестирующий во многие аспекты спорта. Нам очень комфортно сотрудничать с Катаром и Эмиратами», – заявлял Лапорта в январе этого года.
Кстати, Жоан, похоже, не забыл кейс с «Бунедкором» и в прошлом году устроил тур по Средней Азии. Деньги он теперь искал в Азербайджане, Кыргызстане и Монголии, по ходу дела покуривая кальян на диване – «лучший кальян в мире».
Но сотрудничество с ДР Конго – другой, пиковый уровень цинизма и лицемерия.
«То, что происходит в ДР Конго, трудно понять, не видя этого. Апатия, эгоизм, безразличие, анархия, племенная вражда, воровство, проституция, ложь и коррупция достигли таких масштабов, что мало какая страна в мире способна сравниться с ДР Конго. Можно пережить некоторые из этих бедствий, но… все сразу?», – впечатления миссионера Хавьера Гойкурты, он прожил там десятки лет.

ДР Конго – олицетворение всего самого ужасного, что есть в мире: гражданская война, коррупция, голод, сексуальное рабство, детский труд в шахтах, отсутствие нормального уровня образования и медицины, много чего еще.
Цифры шокируют. Например, American Journal of Public Health заявлял о 400 тысячах изнасилований женщин в возрасте от 15 до 49 лет только за 2007-й. Одна из ведущих мировых организаций, защищающих законы и их соблюдение, фиксировала, что для сексуального насилия в ДР Конго, по сути, нет возрастного ценза: регистрировали случаи с разбросом от 6 до 70 лет, и даже старше. Беременные, инвалиды – под угрозой все. А ведь бесправность женщин – только одна из проблем страны.
Слоган «ДР Конго – сердце Африки», который теперь должен красоваться на тренировочной форме «Барселоны», звучит как жесточайшая издевка и над ценностями клуба, и что более важно, над всем народом этой африканской страны.
И, разумеется, именно благодаря тому, что ДР Конго в состоянии хаоса, а более 70% населения за чертой бедности, ее правительство аккумулирует все деньги в своих руках, и может позволить себе такие сделки на 44 млн евро с «Барселоной», вместо того чтобы потратить их на исправление гуманитарной катастрофы.

«Барселона» в коммюнике сделала вид, что ДР Конго – нормальная африканская страна, которой каталонцы помогут развивать спорт. Более того, на «Камп Ноу» – когда стадион наконец-то откроют – будет специальная выставка, посвященная культуре этого государства. Marca пишет, что конголезцы даже получат свою вип-ложу.
Это напрямую противоречит этическому кодексу «Барселоны», там сказано, что клуб должен бороться с дискриминацией в любом ее проявлении.
Напрямую противоречит деятельности UNICEF, все еще партнеру, их лого по-прежнему на форме (UNICEF снова стерпит?)
Напрямую противоречит ценностям клубного благотворительного фонда Barça Foundation.
«Барселона» имеет полное право сотрудничать с ДР Конго для оказания гуманитарной помощи – вот это было бы крайне благородно. Но у президента Лапорты, похоже, нет никаких проблем с тем, чтобы сегодня возглавлять благотворительную миссию в Колумбию и фотографироваться с бедными босоногими детьми из лагеря беженцев, а завтра жать руку представителю правительства одной из самых бедных и коррумпированных стран мира, где нарушение прав детей – норма жизни.
Зачем все это нужно ДР Конго? Оказывается, замешана политика
Министр спорта Дидье Будимбу рассказами про воспитание «конголезского Месси» только рассмешил. Вряд ли ему кто-то поверил даже в своей стране. Вариант с рекламой туризма выглядит несуразно: правительства многих цивилизованных государств, в том числе Испании, официально рекомендует никому не посещать ДР Конго.
Так зачем же этой африканской стране столько денег вкладывать в «Барселону»?
Прояснил ситуацию Шавьер Альдекоа, журналист издания La Vanguardia, специализирующийся на Африке.
Оказывается, повстанцы, воюющие с правительством ДР Конго, получают поддержку от Руанды – соседней страны, с которой у конголезцев давняя история вооруженного конфликта, ее корни еще в середине 1990-х, последние три года – очередное обострение.
Руанда спонсирует «Арсенал» и «ПСЖ», а это раздражает конголезцев.

Они сначала хотели добиться аннулирования контрактов, но когда поняли бесперспективность затеи и увидели, что вот так, за деньги, можно хотя бы частично обелить себя, репутацию, наладить дипломатические отношения с другими странами, тоже решили кого-то спонсировать.
«Приехав в ДР Конго, я чуть не стал свидетелем убийства мальчика за то, что он носил футболку «Арсенала» с рекламой Руанды. Напряжение очень высоко, у этого контракта «Барселоны» оттенок [межнациональной] ненависти», – пишет Альдекоа.
А «Барселоне» и Лапорте точно никак без ДР Конго?
Зачем это клубу и лично президенту – понятно. Проблем полно: стандартные с финансовыми правилами и регистрацией игроков, еще и 15-миллионный штраф от УЕФА за проблемы с отчетностью; «Камп Ноу» никак не откроют (а это ведь главное спасение в плане Лапорты); к тому же случился срыв платной трансляции предсезонного турне в Азии.
Все это убытки и недополученная прибыль, а очередную дыру в бюджете нужно как-то закрывать. Одной арендой Ансу Фати и продажей резервиста Пау Виктора ничего не решить. Деньги нужны срочно, и Лапорту совсем не беспокоит их происхождение.
«Барселона» не единственная получает грязные деньги от африканских режимов, «Арсеналу» тоже досталось за сотрудничество с Руандой, но это именно «Барселона» позиционирует себя как «больше, чем клуб», клуб-семью и эталон морали. Как организацию, далеко вышедшую за рамки спорта, для которой благотворительность и гуманизм значат крайне много.

Но если президент Лапорта и эталон чего-то – так это лицемерия и цинизма. К тому же он пытается в это болото утянуть всю «Барселону».
А больнее всего, что многим фанатам даже в Каталонии просто плевать на все, что происходит вне поля.
Жоан Лапорта еще в начале 2000-х хорошо усвоил: он волен делать, что угодно, пока «Барселона» побеждает. А команда тремя титулами в 2025-м, по сути, позволила президенту делать все, что он хочет.

Фото: East News/AP Photo/Horst Faas, Guerchom Ndebo / AFP; IMAGO/Shaun Boggust, Alfaqui / Enfoque Reportajes/Global Look Press; commons.wikimedia.org/News Oresund, Amjad Sheikh, Michael Barera; Gettyimages.ru/AK BijuRaj, Yasser Bakhsh
коррупция,бесправие местных ужасающие.