6 мин.

Безумный рыцарь. Как Расселл Уэстбрук спасает свой город

Прокатившийся в свое время обличающей устои загнивающей западной цивилизации агиткой по советским кинотеатрам фильм Сидни Поллака «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?» рассказывал о тяжелых временах «Великой депрессии» в США 1930-х годов. Люди были готовы пойти на все в поисках денежных средств любого номинала, в том числе, на участие в неимоверно тяжелом танцевальном марафоне. Он длился несколько дней подряд с небольшими перерывами, многие участники падали замертво от изнеможения, другие кончали жизнь самоубийством, но большинство продолжало танцевать в надежде на иллюзорный приз. Марафон продолжался, несмотря ни на что. «Люди – основное представление», гласил слоган фильма.

Спустя десятилетия верность вынесенной в кавычки фразы с успехом подтверждает Расселл Уэстбрук. Если представить, что по какому-то странному стечению обстоятельств такое же мероприятие состоится в наши дни (хотя на данный момент как раз на такой марафон похож текущий сезон «Тандер»), то именно разыгрывающий «Оклахомы» станет его победителем на безальтернативной основе. Этот парень совершенно точно готов выдержать любые испытания, и если загнанных лошадей  пристреливают, то загнанный Расселл Уэстбрук сам пристрелит кого угодно. Вы, конечно, обо всем об этом уже слышали – три трипл-дабла подряд, перелом скуловой дуги, возвращение после операции с пропуском всего одной игры и оформление еще одного трипл-дабла с рекордным для себя количеством очков. Допустим, игра с «Филадельфией» была весьма странной – и это меньшее, что можно сказать о матче, состоявшимся в марте 2015 года, в котором Джейсон «Я что, все еще играю?» Ричардсон набрал 29 очков за 18 бросков. Другое дело, что прошел уже ровно месяц с тех пор, как Уэстбрук окончательно и бесповоротно перешел в режим берсерка, и за это время «Оклахома» потерпела всего три поражения, причем одно в овертайме, а два других – с разницей в три очка. В эти волшебные двадцать восемь дней Расселл заботливо упаковал приз MVP Матча всех звезд, роль явного лидера в отсутствие лучшего игрока лиги прошедшего сезона Кевина Дюрэнта и превратил священное еще недавно для всех понятие «трипл-дабл» в нечто чуть более обыденное, чем чашка чая перед сном.  

Впрочем, самое удивительное во всем этом заключается в том, что ничего удивительного-то тут и нет. Десять месяцев назад во время тяжелейшей для «Оклахомы-Сити» серии первого раунда против «Мемфиса», я написал про Уэстбрука следующее:

«…При всем при этом именно Уэстбрук – единственный, кто может спасти этот сезон для «Оклахомы». Конечно, «Оклахома» может играть гораздо лучше, чем сейчас, но приходится довольствоваться тем, что есть. За несколько дней уже ничего не изменится. Сейчас страсть Уэстбрука – главное, что осталось у «Оклахомы». Именно его гиперактивность и нежелание сдаваться помогали «Оклахоме» бороться дальше всякий раз, когда они отставали на 15-20 очков по ходу нескольких матчей этой серии. У него часто не идет игра, но он никогда не перестанет лезть вперед. Все говорят об ужасном проценте попаданий с игры, но при этом ведь нельзя забывать о феерических средних показателях 25+10+7, которые берутся не из воздуха. Мы вроде бы договорились не говорить плохо о Кевине Дюрэнте, но сейчас иначе как прострацией его состояние не назвать. В общем-то, почти всем время от времени нужно брать передышку, но только не Уэстбруку. Пока вы будете переводить дух, Уэстбрук заберет подбор в нападении, пока будете размышлять, какую комбинацию разыгрывать на последних секундах матча, он выбьет мяч из ваших рук и понесется к кольцу забивать сверху. Он никогда не позволит себе думать о том, что все кончено…».

25+10+7? Ха, это для любителей!

Прошло время, а Уэстбрук, как и в мае прошлого года, снова единственный, кто может спасти этот сезон для «Оклахомы». Команда Скотта Брукса весьма уникальна по множеству причин, в том числе и потому, что в истории лиги не было больше многолетних претендентов на чемпионство, которые постоянно испытывали столь острую потребность в спасении. Иногда они похожи на могучего витязя, который каким-то образом оказался в немой черно-белой комедии и теперь постоянно попадает в неловкие ситуации – то латы отвалятся, то меч заржавеет, то плечо заболит. Расселл Уэстбрук недавно сказал о том, что он никогда бы не отказался от возможности играть вместе с Кевином Дюрэнтом, потому что с ним шансы на победу в чемпионате намного выше, чем без него. Разумно, логично и очень не похоже на то, что мы обычно ожидаем услышать от Уэстбрука. Не похоже не потому, что он такой деревенский дурачок и умеет только мячиком о паркет стучать да цветастые костюмы носить, и вообще оставьте логику для других людей, а потому, что всем своим поведением на площадке он демонстрирует обратное. Трудно после всех этих прыжков, забегов и диких бросков представить, будто бы в его голову никогда не закрадывалась предательская мысль о том, что без Дюрэнта он мог бы стать Достоевским, Шопенгаэуром более мускулистой версией Аллена Айверсона и начать жить жизнью того, на кого молится целый город. Вместо этого он по умолчанию является первым лишь после Самого Главного Героя, сколько бы он не бил в свой воображаемый барабан до крови в пальцах. В ближайшее время не ждите от Расселла никаких пауз и передышек, он собирается использовать шанс и защитить свой город в одиночку, причем теперь для этого, как и одному известному супергерою-патриоту, ему придется носить маску. Да пусть бы даже и женское платье, его уже ничто не остановит. 

Я не думаю, что найдется хотя бы один болельщик «Оклахомы», который хочет, чтобы это шоу Расселла Уэстбрука продолжалось как можно дольше, отсрочивая возвращение Кевина Дюрэнта, а вместе с ним более осмысленного и сбалансированного баскетбола. Нынешние «Тандер» притягательны, но чрезвычайно уязвимы, потому что невозможно в наш век цифрового и статистического баскетбола бросаться на всех с открытым забралом и думать, что успех сам найдет того, кто стремится к нему с повернутым в сторону безумства сердцем. Наверное, понимает это и сам Уэстбрук, и совсем скоро он неизбежно вернется в более спокойное русло, но сейчас ему раздолье, сейчас ему лежбище. Он перекрывает рекорды по количеству бросков, по количеству очков, по количеству подборов, получает по лицу от своего же партнера по команде; он постоянно подпитывается дополнительной мотивацией на площадке и за ее пределами, обижаясь на игроков, на репортеров, на судей, на кольца, и от этого начинает бегать еще быстрее. Наслаждение, которое мы испытываем при просмотре его игры, выдает в нас те самые сохранившиеся на генетическом уровне низменные чувства, которые градом выплескивались пару тысяч лет назад на арены с боями гладиаторов. Мы, даром что далеко не все являемся болельщиками «Оклахомы», готовы поднимать большой палец вверх вновь и вновь, и Расселл ответит нам громогласным приветствием, ведь даже получив травму, он вернется после нее еще более сильным игроком, как это происходило уже несколько раз. Чемпионские перспективы, обострившаяся с выздоровлением Энтони Дэвиса гонка за плей-офф, здоровье Кевина Дюрэнта, тренерские решения Скотта Брукса по использованию новичков и применению новых тактических схем – право слово, еще успеется. И поанализируем, и посчитаем, и напрогнозируем. Сейчас перед нами великий и безумный рыцарь, который несется на своем коне туда, где еще никто не бывал. Не будем же скучными глупцами и последуем за ним!

P.S. Ближайшая остановка – матч с «Чикаго» в ночь с четверга на пятницу по московскому времени, вторая подряд игра после уже описанной выше победы в овертайме над «Филадельфией». Нужно ли говорить, что я жду от Уэстбрука первой в карьере игры с пятьюдесятью и более очками? 

Фото: REUTERS/Mark D. Smith/USA TODAY Sports