16 мин.

Михаэль Баллак. Высота не взята

- Михаэль, это звучит странно, но основной состав Байера в 2002 году был лучшим, где вы вообще когда-либо играли.

- Почему странно? Потому что это был Байер?

- Да, именно.

- Мне повезло, что за время своей карьеры мне удалось поиграть со многими игроками мирового класса, но я могу сказать одно: эта команда работала. Она превосходно объединяла Райнера Кальмунда и Руди Фёллера, у нас были два тренера - Кристоф Даум и Клаус Топмёллер, которые смогли хорошо поработать над построением команды.

- Некоторые знатоки спорят, повлияли ли Даум и Топмёллер на замечательный стиль игры клуба.

- Конечно, Кристоф Даум был первым, кто сформировал эту команду настолько хорошо. Он также, возможно, самый важный тренер в моей карьере, потому что именно с ним в возрасте от 22 до 23 лет я совершил свой прорыв в основной состав тогдашнего уровня. Сильная сторона Топпи (он же Топмёллер) была в том, чтобы построить доверительные отношения между тренером и игроками. Он делал это со всеми своими эмоциями, очарованием и определенной долей остроумия.

1

- Получается, он действовал почти как друг?

- Да, но не всегда. И он, и Кристоф Даум были довольно эмоциональными личностями, которые даже после поражения могли подобрать нужные слова. В футбольной среде это вполне нормально.

1

- Можно ли себе представить кого-то вроде Клауса Топмёллера в Баварии? Он носил странные галстуки и причудливо улыбался...

- Хорошие тренеры всегда способны адаптироваться в любом клубе. Сильная сторона Топпи – руководство командой, а у Баварии, как правило, лучшая команда, которую просто нужно заставить двигаться. Но правда и то, что руководство этого клуба всегда внимательно отбирает тренера, который лучше всего подходит команде как личность. Как тренер Баварии ты должен соответствовать определенному имиджу.

1

- В 2002 году Байер приветствовал Топмёллера «на ура», но, в конце концов, все было проиграно: чемпионат, кубок Германии и, кроме всего прочего, Лига Чемпионов. Чего не хватило команде для удачного итога?

- Возможно, не хватило веры в собственный успех, на которой и строилась история клуба.

1

- Влияют ли успехи прошлого на уверенность в игре в настоящем?

- Когда вы приходите туда, вы ориентируетесь на менталитет клуба и на ментальность игроков, которые там играют. Вы можете видеть трофеи и игроков, которые эти трофеи выиграли. Индивидуальная особенность присутствует в Леверкузене, но ее всегда немного не хватает для успеха.

1

- Помимо того, что Байер очаровывал футбольный мир своей быстрой комбинированной игрой, в чем был секрет этой команды?

- Она была просто хорошей. Байер был идеальным трамплином не только для талантливых южноамериканцев, но и для действительно хороших немецких футболистов, которые еще не чувствовали себя достаточно опытными для такого клуба, как Бавария Мюнхе".

- Прям-таки созвездие талантов.

- Не только у Байера был такой ориентир: мы хотим быть чемпионами, а также мы хотим играть в Лиге чемпионов. Футболист должен понимать свои обязанности, если хочет быть «атакован» клубами. Но позже, когда возле него собирается парочка заинтересованных, он может просто сказать, что остается.

- Был ли Байер тогда идеальным местом активности для начинающих игроков мирового класса?

- Определенно. Там моя карьера развивалась шаг за шагом. Мне было 19, когда я играл в Кайзерслаутерне за юниоров и потом оказался в Байере, так же как и Гётце или Ройс появились примерно в этом же возрасте во взрослом клубе.

1

- В 25 лет Вы были наиболее важным человеком в команде, которая могла бы выиграть Лигу Чемпионов.

- Для меня лично это был лучший год в моей карьере, в первую очередь потому, что команда рассчитывала на мою игру. Система состояла из атаки и основывалась на ней, и у нас были Лусио и Йенс Новотны - два центральных защитника, которые индивидуально хорошо играли позади нас. Тренер шел на этот риск и часто решался играть без сильной обороны. Таким образом, мы часто превосходили соперника в центре поля, что благоприятно сказывалось на привлекательности нашей игры. Также у нас было много игроков, которые думали об атакующей составляющей - Йилдырай Баштюрк, Бернд Шнайдер и Зе Роберто.

1

- Барселона, Арсенал, Ювентус, Ливерпуль, Манчестер Юнайтед: На вашем пути были непростые переговоры с представителями клубов, которым Вы отказывали.

- Да действительно так и было. Вокруг меня были игроки из национальных сборных Германии, Бразилии, Хорватии, Болгарии и Турции, а также те молодые игроки, которые были «на подходе». И с каждым великим именем, рядом с которым ты оказываешься, ты растешь.

- Можно ли это сравнить с ситуацией на протяжении двух лет в Боруссии Дортмунд? Появилось ли у Вас ощущение, что можно перевернуть с ног на голову весь мир?

- Я считаю, что мы играли немного более тонко, чем Боруссия. Дортмундцы всегда сохраняют свой стиль: внезапное нападение и ужасно быстрый темп. Юрген Клопп выстроил команду с нуля, которая следовала за ним повсюду. Я могу утверждать, что без такого тренера ничего бы не вышло. Его влияние было невероятно большим, в отличие от любого другого тренера.

1

- Топмёллер однажды сказал: "Моя команда очень хорошая, и я оставляю их играть без меня"

- Так безбоязненно, но Топпи сделал это хорошо. Он всегда знал, в чем нуждается команда. Иногда нужно заботиться даже о маленьких деталях, чтобы все не вышло из-под контроля.

- После ничейного результата 2:2 в полуфинале с Манчестер Юнайтед основной состав Байера был принят на Олд Траффорде с овациями.

- У меня были мурашки по коже от той атмосферы, этого я никогда не забуду. Так сложилось, что там было замечательно абсолютно все.

1

- Это правда, что во время ответного матча команда была уже не в лучшей форме?

- У нас было много травм. Йенс Новотны порвал крестообразную связку, Золтан Зебесцен сыграл с повреждением хряща и, в результате, повредил колено. В связи с такими травмами многие имели плохое психологическое состояние, и было очевидно, что мы не бежали в нападение.

1

- Позже при счете 1:1 в ответном матче Райнер Кальмунд сказал: "После этого матча я посвящаю Баллака в рыцари. Он уже наполовину в Баварии, впереди его ждет Кубок Мира, и он бросается на каждый мяч, как-будто живет последний день"

- Такая похвала – это честь для меня, но если вы переключаетесь на следующий сезон на нашего конкурента, у которого по-прежнему результаты лучше, можно сделать логический вывод. Кроме того, речь шла об их победе в Лиге Чемпионов. Такие шансы в жизни  появляются нечасто.

1

- Верила ли команда в то, что в финале она станет победителем?

- Конечно, да. Но были некоторые мелочи, например, Зе Роберто был удален, и после этого команде стало сложно.

- В конце концов, Байер потерял не только титул Лиги чемпионов. Как могло такое случиться, что такая отличная команда полностью распалась?

- Эти вопросом и по сей день задаются жители Леверкузена.

1

- Был ли состав слишком маленьким?

- Возможно. Хоть Байер и мог бы вложить деньги в одного топ-игрока, они не могли этого сделать с двадцатью игроками. Таким образом, у нас было десять, одиннадцать действительно хороших игроков, и мы хотели посмотреть, как далеко мы уйдем с таким составом. Если где-то у нас всегда и было слабое место, то в этом случае, возможно, это был исключительно недостаток какого-либо игрока. Хотя сильная усталость в финале это не аргумент для меня, потому что в последние двадцать минут мы играли в нападении и обладали одним шансом за другим, чтобы забить. У Реала было гораздо больше физических проблем, чем у нас, но, в конечном счете, они победили благодаря выстрелу Зидана.

1

- И благодаря лучшему вратарю.

- Тому, который вышел на замене (молодой Икер Касильяс). Так началась его карьера.

1

- А перевес сил не сыграл никакой роли?

- Не в заключительном матче, хотя я помню еще одну историю. Во втором туре, который тогда еще существовал, нам нужно было встретиться с Ювентусом. Игра была отложена на неделю из-за тумана, но в день игры он был снова. К сожалению, Калли (Райнера Кальмунда) там не было, он по каким-то причинам был в Южной Америке. В любом случае в УЕФА сказали: "У нас нет альтернативного срока проведения матча, он должен состояться в любом случае. В среду вечером было объявлено время проведения игры: четверг, 3 часа дня. Мы несколько часов ходили по Турину, чтобы просто найти ресторан. Отель в соседнем районе также не получилось снять, поэтому мы ехали около двух часов в сторону Альп и легли спать в два ночи. Следующим утром сразу же после завтрака, мы поехали к 12-ти часам на стадион, тренировались три часа, в итоге: проиграли со счетом 0:4. Но это не было проблемой, мы прошли дальше. Через 2 дня мы играли в Бремене и тоже проиграли. Наших очков не хватило, чтобы удержаться в Бундеслиге.

1

- Как на это повлияло отсутствие Райнера Кальмунда?

- У нас было чувство, что все происходит по-другому, нежели если бы он был с нами. Скажем так: На "Реале" это никак не сказалось, но это сказалось на Байере. - Клаус Топмёллер провел тот сезон отлично и подумал, что переоценил силы. Но важным было то, что Байер играл в лучший футбол.

- Это, конечно, самозащита для того, чтобы справиться с поражением. В любом случае, тогда он ничего не сказал. - Йенс Новотны считает, что с Кристофом Даумом в качестве тренера, Байер мог бы выиграть все три титула в том сезоне.

- (смеется) О, я не знаю. Еще два года назад мы, включая Кристофа Даума, не стали чемпионами Германии, хотя у нас был задел в три очка в последней игре. И это было не только из-за моего автогола.

1

- Вы изменили свое решение в пользу в Баварии в 2002 году, это был только вопрос времени, когда же Вы поднимите над головой трофей Лиги чемпионов?

- Прежде всего, это произошло после большого количества промахов в Байере, но я получил одобрение на смену клуба, мне хотелось подышать свежим воздухом.

1

- Но Вы с Баварией никогда не были так близки к трофею, как с Байером.

- Это правда. Я думаю, что Бавария в то время была не той командой, которая бы выиграла Лигу чемпионов. Национальный кубок мы действительно выиграли 2 раза за четыре года, но на международном уровне мы даже не приблизились к полуфиналу или финалу. Это ни неудача, ни совпадение, это просто показывает, что эта команда была не так хороша, как сегодняшняя.

1

- Лучшие немецкие игроки Баварии тогда уже пришли в клуб.

- Этого не было достаточно в то время. После того как я покинул клуб, Бавария стала больше инвестировать в игроков, и эта стратегия окупилась. Клуб был финансово здоров, чтобы позволить себе это, и осознавал, что лучшее вложение – это хороший игрок.

1

- Было ли желание завоевать большой международный титул причиной, по которой Вы перешли в Челси?

- Бавария сделала мне предложение на 4 года, но я подумал: если ты хочешь выиграть Лигу чемпионов, нужно что-то поменять. Другая причина была в том, что я хотел поиграть за рубежом. Мне было уже 28 лет, я принял решение, и это был последний шанс для меня: перейти в клуб международного уровня. В жизни лишь раз исполняется 30 лет, и это было уже близко

1

- С Челси вы снова играли в финале ЛЧ и снова проиграли Манчестеру. Какое поражение было более болезненным?

- Тяжелее всего был полуфинал против Барселоны, когда мы были, на мой взгляд, даже лучше, чем в 2008 году, и, к сожалению, я не могу сказать ничего другого, кроме того что судья принимал очень сомнительные решения.

1

- Это почти икона, фото, где Вы преследуете судью Тома Хеннинга на середине поля, выразили ли Вы тогда ему свое отчаяние и недовольство?

- Абсолютно. Там были две или три игры рукой и один фол, но судья не назначил ничего, даже пенальти. Несмотря на все эти вещи, Барселона на 94-й минуте забивает гол, а когда мяч в воротах, ты больше не можешь реагировать ни на что.

1

- Была ли эта ситуация тем моментом, когда Вы осознали, что Вы больше не сможете выиграть этот титул?

- Нет, это было скорее в финале в 2008 году, когда я был бессилен во время серии послематчевых пенальти. Зная, что если 11-метровый от Джона Терри попадет в ворота, мы бы наконец смогли бы взять трофей, но тогда он попал в штангу. После этого я действительно подумал, что, возможно, кто-то, находящийся на небесах, против того, чтобы я поднял кубок над головой.

1
1

- Что для Вас хуже: тот факт, что Вы не выиграли Лигу Чемпионов, или то, что Вы не стали чемпионом мира?

- Конечно титул чемпиона мира носит большее значение, так как турнир проходит лишь раз в 4 года. На чемпионов мира 1954 года можно молиться, но я не могу легко назвать, кто выигрывал Лигу чемпионов в 2003, 2004 или 2005. Конкуренция возникает год за годом, клубы постоянно сменяют друг друга. Со спортивной точки зрения это выглядит естественно, что Лига чемпионов имеет больший вес, так как там играют лучшие из лучших. Вы встретите в сезоне Лиги чемпионов больше лучших игроков и команд на своем пути, чем на чемпионате мира. В конечном счете, на этот вопрос каждый отвечает по-своему.

1

- Чего не хватило вашей карьере?

- Для меня титул чемпиона мира означает многое, но я бы охотнее выиграл Лигу чемпионов. В 2002 году я был в финале чемпионата мира, но в финальной игре мы показали не очень хороший футбол. И это был не тот случай, когда мы были достойны титула чемпионов мира.

1

- В заключении нашего интервью философский вопрос: Возможно это не легко, быть человеком, который достиг не всех своих целей в жизни?

- Футболисты - это особый случай, так как они часто должны прекратить свою карьеру в футболе по биологическим причинам, например, после пятнадцати или двадцати лет успешной карьеры. В моей новой жизни это не имеет большого значения, выиграл ли я Лигу чемпионов или нет. Человек не должен зацикливаться только на футболе.

1
1