10 мин.

Рожденный забивать. Что думают в Америке о Владимире Тарасенко

Владимир Тарасенко стал второй звездой НХЛ в ноябре. В блоге «Эпицентр» рассказ журналиста Yahoo Николаса Коцоники об одном из самых ярких хоккеистов первой четверти сезона.

Еще совсем недавно Владимир Тарасенко был обычным мальчиком, который жил в Новосибирске со своим дедом, пока его отец Андрей играл за команду суперлиги из другого города. У дедушки был друг, который работал на ледовом катке. 10-15 минут езды на автобусе, пять остановок – и мальчик мог воспользоваться открытой раздевалкой и кататься сколько душе угодно. Бывало, что они задерживались допоздна, хотя температура на улице опускалась до 20-30, а иногда и 40 градусов мороза. А им было все равно. Они могли кататься, как говорит Тарасенко, бесконечно.

Сейчас Владимиру 22 года. Он ведущий нападающий «Сент-Луиса», у него 14 голов и 26 очков в 24 матчах, и это один из лучших показателей в НХЛ. У него обалденный бросок, он здорово понимает игру и видит партнеров. Тарасенко напорист на площадке и скромен в раздевалке. Редкое сочетание природных данных и правильного воспитания, таланта и работы над собой.

Он часто говорит о хоккее со своим отцом, который сейчас тренирует в КХЛ. После каждого матча Владимир звонит деду, который просыпается в 7 утра по местному времени, чтобы посмотреть матчи «Сент-Луиса» в прямой трансляции. Небольшое уточнение. Он звонит деду почти после каждой игры.

– Иногда, когда мы играем плохо, я знаю, что он будет зол на меня, – улыбается Тарасенко. – И я не звоню.

В «Блюз» не хотят перехваливать Тарасенко, но когда речь заходит о его будущем, клуб не скрывает, что у нападающего из Новосибирска невероятный потенциал. И хотя в «Сент-Луисе» стараются избегать сравнений, от них никуда не деться.

– На самом деле, в лиге не так много игроков, которые могли бы забивать так много, – отмечает генеральный менеджер «блюзменов» Дуг Армстронг. – Но сейчас Тарасенко должен выдержать тест. Сможет ли он продолжить в том же духе и дальше? Именно это отличает великих игроков от вспышек, которые выдают яркие серии, а потом угасают. Сможет ли он играть так результативно через год, три, пять, 10 лет? Если Тарасенко выдержит такой темп на протяжении 10 лет, мы все будем смотреть на него, как на одного из лучших снайперов этой эры.

Даррен Пэнг, бывший вратарь «Чикаго», сейчас работает на клубном телевидении «Блюз». Анализируя игру Тарасенко, он между делом упомянул фамилии двух игроков, которые «также старались забить в каждой смене». Бретт Халл. Майк Босси.

– Я не сравниваю Тарасенко с этими игроками, – объясняет Пэнг. – Это было бы нечестно. Но мы видим его на тренировках каждый день. Мы знаем, как он может бросать. Мы знаем, с какой скоростью шайба отлетает от крюка его клюшки. Что можно сказать… Вау. Это не просто везение. Видна работа. Видны сотни и тысячи бросков, которые он выполнял на тренировках до тех пор, пока его руки не покрывались пузырями от мозолей. Тарасенко и сейчас уходит с тренировок одним из последних. Он работает над броском.

Это в его крови.

– Я думаю, что мне еще есть куда стремиться, есть что улучшать, – отмечает лидер атак «Блюз». – Мой дедушка и отец говорят: «Если ты остановился, ты закончил. Закончил со всем. Нужно улучшать свою игру каждый день.

Начнем с природных данных. Посмотрите на родословную Тарасенко. Его дед Владимир был хорошим футболистом, а по окончании карьеры стал директором спортивной школы. Его отец Андрей провел 21 сезон в суперлиге, участвовал в Олимпиаде в 1994, был лучшим бомбардиром чемпионата России в 1997-м, а затем стал тренером в КХЛ.

– Когда в «Сибири» мы отрабатывали буллиты, Андрей Владимирович забивал всегда, – вспоминает Йори Лехтеря, игравший под его руководством в одном звене с Владимиром. – Мы могли проводить двусторонки, и было видно, как понимает игру наш тренер, насколько он талантлив. И он передавал свои знания и мастерство сыну. Владимир многим напоминает отца. Тем, что всегда хочет побеждать, всегда хочет забить. В Финляндии говорят про таких – у него глаза горят.

Теперь о развитии. Работе над собой. До 11 лет Владимир жил со своим дедом, который оставил работу в школе, чтобы проводить больше времени с внуком. Мальчик играл и в футбол, и в хоккей, но когда перед ним встал выбор, чем заниматься серьезно, он предпочел широким полям маленькие площадки. На них игра была напряженнее.

Его героем детства был отец, а не какая-нибудь звезда НХЛ. Владимир смотрел кассеты с его играми, пытался подражать ему. Когда он стал чуть старше, то изучал видео вместе с отцом. Тот рассказывал о нюансах игры в обороне, о том, как лучше бросать. В 15 лет он начал играть за юниорскую команду, которую тренировал отец. В 16 Владимир дебютировал в КХЛ, где ему противостояли взрослые мужики. И его тренеров вновь стал отец. Было непросто. «Помню, что они частенько ругались. Но не потому, что Андрей Владимирович относился к нему как-то по-другому по сравнению с другими игроками. Все было как раз наоборот», – вспоминает Лехтеря.

Его нынешний агент, бывший вратарь «Блюз», Майк Лиут приезжал в Новосибирск во время сезона-2009/10, перед тем как был задрафтован Тарасенко. Там он встретился с Владимиром, его отцом и дедом. Во время обеда Майк привел им примеры двух российских игроков, которые приезжали в Северную Америку: один не прилагал никаких усилий, чтобы адаптироваться к местной культуре и хоккею. Вторым был Овечкин, суперзвезда лиги. Лиут сказал Тарасенко: «Если ты не хочешь в НХЛ, не езжай».

Владимир ответил по-своему. Он сказал, что хочет выиграть чемпионат мира со сборной России, что хочет сыграть на Олимпиаде, но ему также хотелось бы попробовать силы в НХЛ и завоевать Кубок Стэнли.

Несмотря на это, Тарасенко нужно было убедить клубы НХЛ и в том числе «Блюз», что на него стоит потратить драфт-пик. Ведь никто не мог дать гарантий его приезда в Северную Америку. «Сент-Луис» провел переговоры с Владимиром перед самой церемонией драфта. Руководству «блюзменов» хотелось услышать от россиянина, что он точно приедет в НХЛ, а затем выбрать его под 14-м номером. В ответ они услышали то же, что Тарасенко сказал Лиуту.

– Мне понравилось вот что – он не хотел пользоваться услугами переводчика, – отмечал Армстронг. – Его английский оставлял желать много лучшего, но Владимир, как бы ему ни было трудно общаться, хотел говорить сам. Это кое-что говорит о его характере. Он смог нас убедить в том, что хочет играть за «Сент-Луис». На самом деле. Этим интервью Тарасенко купил нас. Меня уж точно.

Армстронг сказал Ярмо Кекалайнену, который тогда занимал пост помощника генерального менеджера и был главным скаутом «Блюз», что Тарасенко напоминает ему Ти Джея Оши. Снайпера, которого «Сент-Луис» задрафтовал в первом раунде в 2005-м. Он любит хоккей, любит забивать и любит улыбаться. Он мог жить на ледовом катке.

Но «Сент-Луис» не стал выбирать Тарасенко под 14-м номером. Вместо него они взяли канадского вингера Джадена Шворца. Его игра нравилась клубу, и «Блюз» не хотели рисковать с выбором в первом раунде. Дела у них шли неважно, и они не могли позволить себе уйти с драфта с пустыми руками. «Не буду лицемерить: мы нервничали перед драфтом, – объясняет Армстронг. – Иначе мы бы взяли Влади под 14-м номером.

Но, потратив пик на Шворца, «Сент-Луис» попытался заполучить еще один выбор в первом раунде. Им удалось обменять на 16-й номер драфта защитника Давида Рундблада, который стал 17-м на прошлогодней церемонии. На этот раз «Блюз» выбрали Тарасенко. Если был «Сент-Луис» знал, что из этого выйдет, его менеджмент не волновался бы.

Если бы клубы НХЛ знали о Тарасенко то, что мы знаем сейчас, под каким номером он бы ушел на драфте? В топ-5?

Тарасенко сыграл на молодежном чемпионате мира, где завоевал золото. Он съездил на взрослое мировое первенство, а во время локаута играл в одном звене с Ковальчуком в СКА. Затем Владимир отправился в НХЛ и в первом же матче забил два гола «Детройту». «Ред Уингс» могли получить от него и больше.

Под трибунами Scottrade Center находится специальная комната, в котором желающие могут посостязаться в меткости бросков. На полу находится синтетический лед, на льду – горка шайб. Игроки «Блюз» иногда балуются там, чтобы проверить свои клюшки или поработать над броском. Однажды Тарасенко и Крис Стюарт, игравший тогда за «Блюз», решили заключить небольшое пари. Кто выбьет больше мишеней, тот и победит.

– Владимир попал 4 из 4, после чего я просто ушел из комнаты, – жаловался Стюарт. – Это был последний раз, когда я заключал с ним пари на что-то, связанное с хоккеем.

В 38 матчах дебютного сезона Тарасенко забил 8 голов и набрал 19 очков. Он забросил 21 шайбу в 64 играх прошлого чемпионата. Ему удалось попасть в олимпийскую сборную России, и неудача в Сочи только добавила Владимиру мотивации. Даже перелом большого пальца на руке не остановил его. Он вернулся к плей-офф и забил 4 гола в шести матчах, заслужив уважение партнеров по команде.

НХЛ полностью оправдывает ожидания Тарасенко.

– Даже после тяжелых поражений, даже в плей-офф, у меня никогда не было мыслей «Ну все, я больше не хочу играть», – говорит Владимир. – Я расстроен, но через несколько дней ты забываешь об этом и думаешь о том, как быть лучше в следующем сезоне. И это круто. Мне нравится моя команда, атмосфера в раздевалке, мы играем в хороших городах…

Он чувствует себя более уверенно. Лиут как-то спросил его, в чем отличие этого сезона от прошлого, и Владимир ответил: «Когда я сажусь в машину, мне не нужно цеплять на бардачок GPS». Он возмужал – и физически, и психологически. Лехтеря говорит, что Тарасенко стал сильнее, быстрее и намного мощнее, чем был прежде: «Это не мальчик, а мужчина». Россиянин научился воспринимать комплименты и критику от своего отца и деда.

– Прежде они не могли меня хвалить, – признается Владимир. – Если мне говорили, что я сыграл хорошо, это могло расслабить меня, привести к потере концентрации. А сейчас все по-другому. Если я играю хорошо, они могут отметить: «Молодец, неплохой матч, но не забывай, что следующий уже через пару дней. Так что празднуй сегодня, а затем снова приступай к работе».

Тарасенко силен и хорошо сложен, может сильно бросить с кистей или щелкнуть. В нем почти 100 килограмм веса, но он обладает взрывной скоростью. Владимир прекрасно контролирует шайбу, не упуская ни секунды на ее обработку. Он хорошо знает о неудобных для вратаря углах и тонкостях при обыгрыше защитников. Россиянин любит бросать, когда находится на позиции правого крайнего, но ему хорошо известно, что если не расширять свой атакующий арсенал, соперники быстро приспособятся и поймут, как против него играть. Его голы не похожи друг на друга, как снежинки – то он бросит с кистей, то щелкнет по воротам, то забьет снэпшотом, то подставит клюшку на пятаке, то выдаст хитрый финт. И Тарасенко не только забивает. В матче с «Баффало» он занес клюшку для броска, выдержал паузу и, когда пришел нужный момент, отдал пас с неудобной руки на Лехтерю, который и забил. Чуть позже он еще раз ассистировал Йори бэкхендом. Финн после матча сказал, что это передачи в советском стиле.

Тарасенко понимает значимость командной игры. Владимир не из тех, кто много разговаривает с журналистами, а его интервью не отличаются большой оригинальностью. Они звучат так, будто нападающий «Блюз» это русский аналог героя Кевина Костнера из фильма «Дархэмские быки». Клише за клише.

– Сразу видно, что отец и дедушка Владимира хорошенько объяснили ему, что он не должен забывать о партнерах, каких бы аспектов игры это не касалось, – улыбается Армстронг. – Когда он дает интервью сейчас, в нем говорит тот парень из «Дархэмских быков».

Тарасенко понимает, что сейчас только ноябрь. 9 голов и 19 очков в 15 матчах? (на момент комментария)

– Посмотрим, – говорит Владимир. – Дождемся марта и апреля.

Оригинал – Yahoo Sports

Фото: Fotobank/Getty Images/Bruce Bennett