5 мин.

Доходы футбольных клубов в разгар пандемии

В разгар пандемии Covid-19 большое количество компаний столкнулось с разного рода трудностями. Богатейшие футбольные клубы Европы, которые привыкли зарабатывать и тратить внушительные суммы денег, были вынуждены отложить громкие трансферы. Временная отмена спортивных мероприятий, отсутствие зрителей на трибунах, скомканное завершение предыдущего сезона, отсутствие полноценной предсезонной подготовки - все это лишь часть из тех проблем, с которыми столкнулись клубы.

В предыдущей статье мы посмотрели на проблемы Дортмундской Боруссии. В этой, мы посмотрим из чего состоят доходы главных клубов Европы, а так же постараемся проанализировать влияние коронавируса на их доход. Часть клубов покажет свою отчетность за сезон 2019/2020 только в следующем году, поэтому этот прогноз будет уместным.

Структура доходов

Для того, чтобы понять с какими трудностями сталкиваются футбольные клубы, необходимо посмотреть, в первую очередь, на источники их доходов. Согласно ежегодной публикации Deloitte Sports Business Group за сезон 2018/2019, второй год подряд испанские гранды - Реал Мадрид и Барселона, делят две первые строчки по размеру оборота, а Манчестер Юнайтед остался на третьей. Десятка клубов выглядит таким образом:

Следует отметить, что в данной таблице указан оборот от основной деятельности, который не включает в себя поступления от продажи игроков и налоги. Ни один из клубов не имеет доход с matchday, который превышал бы любой другой источник дохода. Самая большая доля доходов matchday от общего дохода составляет 19 % у Реал Мадрид и наименьшая 10% у Манчестер Сити. Стоит также отметить динамику изменения доходов в 21 веке. 

В сезоне 2003/2004 доход от matchday составлял в среднем 25.6%, а в сезоне 2018/2019 уменьшился до 16.2%. Упала также доля доходов от прав на трансляцию, которая в сезоне 2003/2004 составляла 44.72 %, а в сезоне 2018/2019 уменьшилась до 39.5%. Увеличился показатель коммерческого дохода с 29.7% до 44.3%. Несмотря на то, что цены на билеты выросли, а телевизионные компании предлагают огромные деньги федерациям за трансляции матчей, именно коммерческий доход показал самый внушительный рост. В целом, суммарный доход 10 самых больших клубов Европы вырос с 2 млрд Евро с сезона 2003/2004 до 6 млрд Евро к сезону 2018/2019.

Потенциальное влияние коронавируса

Для того, чтобы оценить масштаб влияния коронавируса на деятельность клубов, необходимо понять, на какие источники доходов это влияние оказывается. Большинство богатейших футбольных клубов доиграли сезон 2019/2020, и за исключением французского чемпионата их доход от продажи прав на телетрансляции должен остаться неизменным. Очевидно, что отсутствие зрителей на трибунах окажет прямое влияние на доход в matchday и общий экономический спад на коммерческий доход. 

На момент прерывания чемпионатов в сезоне 2019/2020 клубы сыграли две трети сезона при наличии зрителей на стадионах. Треть или в среднем 4% от общего годового дохода клубов оказалась недополученной. Cезон 2020/2021 начался без зрителей, и скорее всего первый круг пройдет в таких же условиях. Соответственно, половина или еще 8% доходов может оказаться недополученной. Стоит отметить, что большая часть дохода с matchday приходится на домашние матчи, и к финальной трети сезона клубы подошли с разным количеством сыгранных домашних матчей, поэтому цифра может варьироваться от клуба к клубу. Также часть клубов продавала места на трибунах под фотографии и макеты болельщиков, но оценить объемы данного решения является проблематичным.

Влияние на коммерческий доход может быть скорректировано тремя факторами:

  • Увеличением объемов продажи рекламной площади. Как пример - большие баннеры на трибунах во время трансляций

  • Общим экономическим спадом. Что отразится на договорах на телетрансляции

  • Новыми контрактами со спонсорами

В условиях пандемии третий пункт кажется маловероятным, так как маркетинговые расходы обычно первые подлежат урезанию во время кризиса. Согласно летнему прогнозу Европейской комиссии, экономика Еврозоны сократиться на 8.3% в 2020 году. Увеличение доходов от продажи дополнительной рекламной площади возможно, хотя я не считаю его значительным, по причине урезания маркетинговых бюджетов компаний и уменьшения количества зрителей на трибунах. Исходя из этого, можно предположить сокращение на 8% доходов от коммерческих продаж за последнюю треть предыдущего сезона и половину нынешнего, что должно составить около 6% в годовом выражении. 

Итого, мы можем предположить, что со второго по четвертый квартал 2020 года клубы недополучат чуть менее 18% от своих доходов. Если экстраполировать это изменение на данные за сезон 2018/2019, то мы получим следующие цифры для сезона 2019/2020:

Деньги и доход

Бухгалтерский доход не всегда означает поступление денежных средств. Если доход matchday обычно равен поступающей сумме денежных средств, так как оплата происходит сразу, то с доходами от телетрансляций и с коммерческими доходами ситуация может обстоять по разному. Наиболее существенное влияние коронавирус окажет на клубы, у которых есть проблемы с ликвидностью, или проще говоря, активами, которые можно в кратчайшие сроки конвертировать в деньги. Такие клубы будут вынуждены продавать игроков ниже желаемой стоимости, использовать заемные средства, или же договариваться с игроками о задержках в заработных платах. Последний пункт кажется маловероятным, так как это может повлечь за собой санкции со стороны UEFA и местных федераций.