14 мин.

Трагедия Мэйсона Маунта и «Челси»: как испортить идеальные отношения

И перейти в стан принципиального соперника.

По окончанию сезона-2022/23 «Челси» расстался с большим числом игроков, чтобы разгрузить зарплатную ведомость: Кай Хавертц, Нголо Канте, Матео Ковачич, Эдуар Менди и Калиду Кулибали уже разъехались по новым командам.

Еще ряд футболистов наверняка покинет «Челси». Но именно продажа Мэйсона Маунта в «Манчестер Юнайтед» станет главной темой для споров среди фанатов лондонцев. Даже несмотря на внушительную сумму трансфера (около 55 млн фунтов и 5 млн бонусов).

Еще недавно болельщики говорили о Маунте как о одном из самых ярких бриллиантов академии «Челси», который пришел в школу клуба в шестилетнем возрасте. Мэйсон – двукратный обладатель почетного звания игрока сезона в «Челси», которого выбирали сами фанаты. А еще он отдал идеальный ассист на Кая Хавертца в финале Лиги чемпионов два года назад. Многие называли Маунта будущим капитаном «Челси».

В январе Мэйсону исполнилось 24. Очевидно, что его лучшие сезоны еще впереди. Правда теперь он проведет их не на «Стэмфорд Бридж», а на «Олд Траффорд».

Mason Mount

Многие болельщики задаются вопросом: почему владельцы «Челси» не смогли продлить контракт с Маунтом и как получилось, что единственным вариантом стала продажа конкурентам по чемпионату? Другие фанаты рассматривают уход Мэйсона как предательство, которое невозможно простить. Аргументы есть у обеих сторон. Но, разумеется, причины раздора куда более запутаны.

Как Маунт и «Челси» так рассорились? Разбираем главные инсайды саги с The Athletic.

Первое продление Маунта: щедрый контракт для янгстера, скромный для звезды клуба

В июле 2019-го «Челси» официально объявил, что Мэйсон Маунт продлил контракт с клубом на пять лет. Все это случилось после впечатляющего сезона в аренде в «Дерби». Еженедельный оклад англичанина составил около 80 тысяч фунтов в неделю. Это солидная сумма для 19-летнего игрока, который к тому моменту еще не дебютировал за взрослую команду «Челси». Но по ходу сезона стало понятно, что клуб не прогадал – Маунт с самого начала сезона-2019/20 стал основным игроком и регулярно помогал команде добывать очки.

Маунт оставался одним из самых низкооплачиваемых игроков «Челси» на протяжении всего этого времени, хотя давал результат. Особенно дико его зарплата смотрелась на фоне оклада Лукаку – бельгиец получал 340 тысяч фунтов в неделю.

Всем было понятно: продление контракта заметно увеличит зарплату Мэйсона. Клуб должен был оценить вклад Маунта по достоинству.

При Абрамовиче новый контракт с англичанином не обсуждался. После победы в Лиге чемпионов в высшем руководстве клуба были разговоры о продлении Риса Джеймса и Мэйсона, но до официальных предложений в адрес игроков дело не дошло. В «Челси» были заняты соглашениями с другими игроками: Антонио Рюдигером и Андреасом Кристенсеном. Да и сам Маунт не пытался сразу после победы в ЛЧ выпросить себе лучшие условия. Наверняка в таком случае руководство пошло бы ему навстречу.

Продление Рюдигера и Кристенсена стояло на повестке острее, поскольку их контракты истекали летом 2022-го. Да и наверняка в руководстве думали, что эмоциональная связь между Маунтом и «Челси» слишком крепка. Он же останется, несмотря ни на что, не так ли?..

В начале 2022-го у «Челси» появились новые проблемы. Санкции против Абрамовича в марте превратили клуб в лежащего в коме пациента. «Челси» не имел права вести бизнес. Ни в каком формате. Нельзя было даже вести переговоры с игроками о продлении контрактов. Так «Челси» потерял Рюдигера и Кристенсена.

Другими словами, 30 мая 2022 года новые владельцы приняли «Челси» вместе с кучей проблем, включая неразрешенную ситуацию с контрактом Маунта. Уже в этот момент, когда будущее клуба стало туманным, другие команды определили Маунта как одну из целей на будущее. Таких команд было три, все они из АПЛ. И да, среди них был «Манчестер Юнайтед».

Новые владельцы изменили структуру контрактов, но хотели оставить Маунта

Новые владельцы приняли решение как можно скорее прояснить ситуацию с Мэйсоном Маунтом.

Несмотря на то что официально покупка «Челси» была зарегистрирована по окончании сезона-2021/22, некоторые члены консорциума посетили ряд игр команды в апреле и мае. Боули также посещал тренировочную базу, чтобы поговорить с командой. Отдельно он пообщался и с Маунтом.

Уже тогда англичанина заверили, что он лицо клуба и что через него с радостью будут строить маркетинговые проекты, в том числе в США. Образ Маунта мог помочь «Челси» в продвижении академии. Спонсоры клуба часто просили вовлекать в рекламные ролики именно Мэйсона. Все отмечали, что с ним легко работать. В соцсетях «Челси» Маунт тоже мелькал очень часто.

Мысли Маунта в момент американского турне «Челси» были довольно прозрачны. Да, он знал про интерес других клубов, но не собирался никуда уходить: «У меня остается два года по контракту, и я очень, очень счастлив здесь. Надеюсь, что переговоры о новом контракте скоро начнутся».

Немного позднее переговоры начались. Маунта представлял его отец, Тони. До этого всю карьеру Мэйсона представлял агент Дэвид Манассех, но семья Маунта решила отказаться от его услуг. Тони Маунт советовался с адвокатом, который в 2021-м помог Кевину Де Брейне продлить контракт на своих условиях.

Для руководства «Челси» тот период был очень хаотичным. Новые владельцы пытались разобраться с их первым трансферным окном, а параллельно расставался со старой верхушкой клуба (Марина Грановская и Петр Чех покинули «Челси»). Боули стал временно исполняющим обязанности спортивного директора, а Бехдад Эгбали и Хосе Фелисиано активно ему помогали.

Первыми трансферами в эпоху Боули стали Рахим Стерлинг и Калиду Кулибали. Они получили очень солидные оклады – 300 тысяч и 200 тысяч фунтов в неделю соответственно. У обоих не было прописано никаких условий по уменьшению оклада в случае невыхода «Челси» в Лигу чемпионов.

После этих подписаний руководство приняло решение пересмотреть структуру контрактов, чтобы контролировать раздутый зарплатный фонд. В новых контрактах появился скромный оклад и солидные командные бонусы. Один из бонусов – условие квалификации в Лигу чемпионов. Если клуб играет в ЛЧ, то зарплата игрока заметно вырастает, если нет, то падает. Такие контракты стали предлагать всем, кто продлевает соглашение с клубом, а также новым игрокам.

Подобное соглашение заключил и Рис Джеймс, подписав в сентябре новый шестилетний контракт с «Челси». По его условиям Рис стал самым высокооплачиваемым защитником в истории команды (около 250 тысяч фунтов в неделю). Но по итогам прошедшего сезона «Челси» не попал в Лигу чемпионов, поэтому оклад Джеймса, как и многих других игроков, существенно упал.

Решение Джеймса принять такие условия – ключевой момент саги. Во-первых, клуб расценил подобное решение как знак приверженности «Челси», чего в дальнейшем ожидали и от Маунта. Во-вторых, руководство четко давало понять: они ценят Риса и Мэйсона одинаково высоко и готовы были предложить Маунту аналогичный контракт. Ходили слухи, что полузащитник хотел получать около 300 тысяч фунтов, но представители игрока опровергли эту информацию. Однако внутри клуба считают, что Мэйсон хотел оклад близкий к тому, что получил Рахим Стерлинг.

Оно и понятно: только что Стерлингу и Кулибали дали хорошие контракты без каких-либо «но» про Лигу чемпионов. Это был первый звоночек. Второй – длина контракта. Руководство клуба хотело продлить контракт с Мэйсоном больше чем на 5 лет, а Маунт жаловался, что окончание такого соглашения придется на время заката его карьеры – англичанину бы было за 30. Он не хотел, чтобы именно этот контракт оказался его последним большим соглашением.

Дальше версии у каждой стороны свои. Давайте разбираться.

Представители Маунта утверждают, что первое предложение от «Челси» о новом контракте пришло в августе прошлого года, а оклад в этом соглашении оказался всего на 30 тысяч фунтов больше. Источники в самом клубе опровергают эту информацию и утверждают, что с августа по ноябрь «Челси» сделал 4 или 5 предложений Маунту. Причем зарплата и длина контракта были похожи по условиям на то, что предлагали Джеймсу. Лагерь Маунта же говорит, что предложений за этот период было всего 2.

Маунт и «Челси» почти подписали соглашение в ноябре 2022-го

Кому верить – решать вам, но в конце концов мы точно знаем, что эти длительные переговоры закончились позитивно. В ноябре стороны все-таки смогли договориться – многие детали были согласованы, но пока только устно.

Боули был настолько уверен, что продление контракта с Маунтом – уже формальность, что он приехал в Катар, чтобы встретиться с Мэйсоном в расположении сборной и подписать все необходимые бумаги. Однако игрок попросил не беспокоить его во время турнира, чтобы сконцентрироваться на игре за сборную. Да и Гарет Саутгейт вряд ли разрешил бы решать внутриклубные вопросы на базе национальной команды во время чемпионата мира.

Представители Маунта на тот момент считали, что все-таки есть несколько деталей в новом контракте, которые еще не разрешились, в том числе вопрос с имиджевыми правами. Они утверждают, что просили письменную копию контракта, но ее так и не получили.

Источники в «Челси» отрицают проблему с правами. Более того, в клубе считают, что семья Маунта специально поставила переговоры на паузу, рассчитывая, что Мэйсон проведет сильный чемпионат мира, после чего сможет выбить еще более приятные условия для себя.

Было ли это частью плана или нет, мы уже не узнаем, но чемпионат мира точно прошел для Маунта не лучшим образом. Он потерял место в стартовом составе после нулевой ничьей против сборной США, после чего в трех матчах суммарно сыграл лишь 25 минут, а сборная Англии остановилась на стадии 1/4 финала.

По переговорам с «Челси» ничего не изменилось: стороны собирались вернуться к переговорному процессу в январе. Семья Маунта считала, что в этом же месяце Мэйсон подпишет новое соглашение.

Но стороны не пришли к быстрому согласию, а ситуация окончательно вышла из-под контроля.  

Точка невозврата: клуб предложил Маунту продлиться на один год

В январе Тони Маунт пришел на переговоры о продлении контракта сына и удивился: за другим концом стола сидели не Боули и Эгбали, а новый спортивный директор клуба, Пол Уинстэнли. В этот момент все пришлось начинать сначала – Уинстэнли сообщил, что предыдущий вариант контракта, который был почти согласован, отозван.

Уинстэнли и Лоренс Стюарт, еще один спортивный директор «Челси», задались вопросом – а как сильно в клубе действительно хотели, чтобы Маунт остался? Спортивный директорат перешел к тактике «подписывай контракт или мы продадим тебя летом». Суровый ультиматум.

Со стороны «Челси» это смотрелось как вынужденная мера. Они должны были показать, что могут быть сильной стороной переговоров. Боль от провалов с продлением Рюдигера и Кристенсена была свежа в памяти. Они не могли позволить себе, чтобы Маунт выступил в той же роли, а следующим летом ушел бесплатно.

Сильная сторона клуба в переговорах была продиктована и реальностью – Маунт проводил свой худший сезон в карьере. На переговорах руководство подчеркивало, что с таким качеством игры он не может получать больше, чем тот же Джеймс.

Представители Маунта не оспаривали аргументы по поводу плохой формы Мэйсона. Но, справедливости ради, в тот момент в «Челси» вообще никто не показывал яркого футбола.

Несмотря на то что при Грэме Поттере влияние Маунта на команду заметно упало, его отец всегда мог притащить на переговоры продвинутую статистику Мэйсона за последние три года.

Из-за паузы в переговорах Тони Маунт решил обратиться за помощью к агенту Нилу Фьюгинсу, чтобы тот попробовал вести диалог с клубом в другом формате. «Челси» же расценил этот ход как знак к тому, что Маунт готовится к уходу из клуба летом (тем более что Фьюгинс хорошо ладит с представителями «Ливерпуля», который охотился за Мэйсоном).

«Челси» сделал еще одно предложение в феврале. Но лишь одно. И какое…

Клуб предложил Маунту оклад в 200 тысяч фунтов в неделю. Действующий контракт предложили продлить на… 12 месяцев. Представители Маунта расценили этот шаг как циничный план продать Мэйсона подороже этим летом, поэтому моментально отказались от такого варианта.

Думаю вы уже догадались, что в «Челси» утверждают, что мотивы были совсем другими.

Поскольку Маунт и сам признавал, что на поле игра не складывается, а неясное будущее вряд ли помогало Мэйсону собраться и думать только о футболе, «Челси» решил предложить краткосрочный контракт, чтобы снять с игрока давление, а более длительное соглашение можно было бы обсудить уже после этого непростого сезона. Более того, источники из клуба утверждают, что в этом контракте была прописана сумма отступных в размере 70 млн фунтов, так что Маунт все равно мог бы покинуть клуб этим летом (правда тому же «Юнайтед» пришлось бы переплатить целых 15 млн фунтов).

Анализируя ситуацию сейчас, становится понятно, что именно это стало точкой невозврата.

Конец переговорного процесса и апогей взаимного непонимания

Маунт начал рассматривать другие варианты продолжения карьеры, а «Челси» расценил это как окончательное решение игрока покинуть клуб. Поэтому больше никаких предложений от клуба не последовало. Мэйсон такое бездействие клуба принял как незаинтересованность руководства сохранить его в «Челси».

Боули лично поговорил с Маунтом в апреле, но никаких конкретных переговоров с игроком так и не провел. Клуб больше ничего не предложил Мэйсону.

Пожалуй тот факт, что Маунт перешел именно в «Манчестер Юнайтед», не стал чем-то удивительным.

Эрик Тен Хаг хотел взять Мэйсона в аренду с опцией выкупа еще в 2018 году, когда тренировал «Аякс». «Челси» моментально отклонил предложение. Но факт того, что нидерландец так давно почитает талант Маунта, точно сыграл в пользу перехода игрока в «Юнайтед».

Условия личного контракта в «Манчестер Юнайтед», судя по инсайдам, лучше, чем то, что предложил «Челси». Но Мэйсон мог получать еще больше, если бы дождался окончания своего контракта с лондонцами и поехал, например, в «Баварию» к Томасу Тухелю.

И теперь мы в этой временной точке – в точке, где Маунта представляют в качестве игрока «Манчестер Юнайтед» и выдают футболку с седьмым номером.

Несмотря на то, что происходило, и «Челси», и Маунт старались разойтись с уважением друг к другу. Тони и владельцы клуба встретились на прошлой неделе: на этом совещании руководство лондонцев пошло навстречу игроку и его окружению и согласилось смягчить условия по переходу Мэйсона в «Юнайтед».

Mason Mount, Manchester United

В соцсетях Маунт выложил видео с прощанием и благодарностями в адрес «Челси» (и не так важно, когда и с каким цветом волос он это записывал): «Я знаю, что некоторым из вас не понравится мое решение, но это было правильным решением для меня на этом этапе карьеры».

Мэйсон считает, что прямо сейчас «Юнайтед» находится в более благоприятном состоянии для борьбы за трофеи. В отличие от «Челси», команда Тен Хага будет участвовать в Лиге чемпионов-2023/24, а впереди еще и продажа клуба, которая может благоприятно сыграть на развитии команды.

А вот у «Челси» сплошная перестройка. Из команды, выигравшей Лигу чемпионов в 2021-м, от стартового состава остались только Тиаго Силва, Бен Чилуэлл и Рис Джеймс.

Предположения, что «Челси» было необходимо продавать Маунта до 30 июня чтобы поправить финансовое положение, не являются правдой. Необходимость в такой быстрой продаже появилась из-за желания Мэйсона успеть начать предсезонную подготовку с новой командой. Поэтому «Челси» не собирался продавать игрока задешево, но в клубе понимали, что и заставлять Мэйсона приезжать на предсезонку к «синим», когда его голова занята другими мыслями, тоже плохая затея.

В прощальном заявлении клуба Боули, Эгбали и Фелисиано заявили: «Мэйсон – невероятный профессионал и популярная личность для клуба. Мы хотим поблагодарить его за все старания на и вне поля на протяжении всего пребывания в «Челси».

За последние 12 месяцев согласие и процветание между игроком и клубом превратились в непонимание и напряженность. В конце концов хорошо, что все стороны мирно поговорили и приняли решение, что настала пора разойтись.