11 мин.

Тезуринья - по прозвищу Ножницы, или кто был в Бразилии королем дриблинга до Гарринчи

Великий и непревзойденный Манэ Гарринча- безусловно лучший правый крайний нападающий в истории футбола. Гений дриблинга и техники. Разве кто-то мог сравниться в этих компонентах игры с "Радостью народа" Гауличо? Оказывается мог.

По крайней мере все чернокожее население Риу-Гранди-ду-Сул, и собственно Порту-Алегри, второй половины прошлого века и не сомневалось в этом. Осмар Фортес Барсельос, по прозвищу Ножницы- Тезуринья. Легендарный правый крайний (ponta-direito) "Интернасьоналя", "Васку" и "Гремиу". 

Тезуринья родился 3 декабря 1921 года в Порту-Алегри, в Арлинду, в очень бедной семье простых рабочих, трудившихся на железной дороге. С детства он отличался очень хрупким телосложением и производил впечатление очень больного человека: даже когда в 17-летнем возрасте он попал в основной состав "Интернасьоналя", по предложению тренерского штаба для Тезуриньи было выписано специальное разрешение на то, чтобы каждый день ему выдавалось два литра молока со склада, находившегося вблизи тренировочной базы клуба.

Карьера же Тезуриньи началась в скромном клубе "Железнодорожник" ("Ферровиарио"), располагавшемся недалеко от его родного дома. Интересно, что параллельно с футболом, Тезуринья первое время постоянно принимал участия в ежегодных бразильских карнавалах: собственно само прозвище "Тезуринья" произошло от названия уличного блока его родного района- tesoura ("ножницы"), регулярного участника карнавалов в Порту-Алегри. Впоследствии это прозвище обрело магический смысл- манера игры Тезуриньи, его уникальный дриблинг и способность на крошечном пространстве накрутить и обыграть противников- "резать" как ножницами- стала визитной карточкой игрока. Его дриблинг действительно называли магическим, манеру игры-завораживающей. В последствии такое говорили о Манэ Гарринче, и игру Тезуриньи сравнивали только с неподражаемой игрой Манэ. Еще одной отличительной чертой игры Тезуриньи была очень высокая скорость бега- при этом мяч как приклеенный лежал в его ногах.

Кстати у прозвища "Тезуринья" есть и второе значение: так в Бразилии называют маленькую птичку из рода воробьиных- вилохвостого королевского Тиранна.

В июле 1939 года Тезуринья был приглашен на просмотр в "Интернасьонал" одним из агентов клуба, подыскивающим таланты для Колорадос по всему штату. А официальный дебют Тезуриньи состоялся 23 октября 1939 года в игре против клуба "Крузейро" (Порту-Алегри) в рамках чемпионата Порту-Алегри ( Citadino de Porto Alegre). Первое время Тезуринья чрезвычайно тушевался из-за своей худобы и неспособности выдерживать ритм игры на протяженности всех 90 минут. Однако специальная диета (500 грамм мяса в день), и в непоследнюю очередь усиленное молочное питание- помогли Тезуринье набрать нужные физические кондиции. А вместе с тем и почувствовать нужную уверенность. Впрочем при росте 173 см Тезуринья никогда не весил более 64 кг. 14 декабря 1939 года Тезуринья забил свой первый гол за Интер в товарищеской игре против команды "Гремио Форца е Луз". Интересно, что тогдашний тренер Колорадос Руи Азеведо пытался наигрывать Тезуринью на левом фланге нападения. Но дело в том, что на этой же позиции в Интере играл ровесник Тезуриньи и тоже величайшая легенда клуба в будущем (ее лучший снайпер, забивший в 1939-1951 годах за клуб 485 голов в 384 играх) Карлитос. В результате возникшей конкуренции Тезуринью перевели на правый фланг- так родилась знаменитая линия нападения "Интернасьонала" под названием Rolo Compressor- "Компрессорный каток". Тезуринья, Карлитос, Адаозиньо, аргентинец Хосе Вильялба, Руссиньо. Началась эра доминирования "Интернасьоналя". За последущие 8 лет Колорадос выигрывают 7 чемпионатов штата.

Первый из этих титулов был завоеван 24 ноября 1940 года, когда в финале чемпионата Колорадос обыграли клуб "Баже" 2:1. (голы на счету капитана клуба Руссиньо и Руя Моторзиньо). Еще одна интересная деталь- Тезуринья помимо футбольных матчей в это время проходил службу в военной полиции города, и частенько после окончания игр патрулировал улицы города).

 Особое значение в Гаушу как известно отводится извечному противостоянию "Интернасьоналя" с "Гремиу"- так называемый Гре-Нал. И здесь практически всегда Тезуринья демонстрировал свои лучшие качества во всей своей красе. 4 января 1940 года в носившей статус товарищеской игре на Байшаде Колорадос выиграли 6:1 благодаря феноменальной игре Тезуринье: он сам забил, и дважды ассистировал Карлитосу. А одна из самых запоминающихся игр в истории Гре-Нала состоялась 29 октября 1940 года- Интер выиграл 4:3 благодаря дублям Тезуриньи и Руссиньо, после чего и открыл себе дорогу к титулу. Всего же в рамках Гре-Нала Тезуринья забил 17 голов, последний раз это произошло 17 мая 1949 года. Игра завершилось победой Колорадос 4:2, голы также забили его многолетние парнеры-Карлитос и Вильялба. В тот день Тезуринья последний раз вышел на поле в футболке "Интернасьоналя".

1940 год. Тезуринья крайний слева в верхнем ряду.

Тезуринья, Авила и Адаозиньо.

1 февраля 1942 года Интер вновь побеждает в финале чемпионата-на этот раз был обыгран клуб "Риу Гранде" 6:2. Тезуринья, Карлитос и Вильялба растерзали оборону соперника (на счету Тезуриньи было два гола). После игры, игравший против Тезуриньи защитник Риу Кловис, сказал, что его единственной мыслью каждый раз, когда на него с мячом надвигался Тезуринья, было желание провалиться сквозь землю и не видеть, что сейчас произойдет. В финальных матчах сезона 1943 против "Гуарани Качойра до Сул" Тезуринья забил три гола, и вновь был признан лучшим игроком финального раунда. При этом сказать, что Тезуринья всегда забивал невероятно много -нельзя. Но результат-176 голов за 10 лет в составе Интера- очень даже неплох. А количествво отданных партнерам результативных передач не поддается исчилению.

Rolo Compressor 1943. Тезуринья, Руй Моторзиньо, Адаозиньо, Элизеу, Карлитос.

Интернасьонал 1944. Тезуринья второй слева в нижнем ряду.

14 мая 1944 года Тезуринья впервые дебютировал за Селесао в матче с Уругваем, организованном в честь бразильских солдат, воевавших на фронтах второй мировой войны, игра завершилась со счётом 6:1 в пользу бразильцев, Тезуринья забил сторой гол Селесао. В 1945 году Флавио Коста включил его  в состав сборной на чемпионат Южной Америки: здесь парнерами Тезуриньи стали такие звезды первой величины, как Зизиньо и Адемир. Турнир выиграли аргентинцы, так же как и годом позже они вновь обыграли Селесао. 

Адемир, Жаир, Элено де Фрейтас, Зизиньо и Тезуринья на чемпионате Южной Америки 1945 года.

Наконец в 1949 году, когда турнир прошел в Бразилии, Тезуринья проявил себя в составе сборной с блеском- он забил 7 голов в 8 играх (столько же было у Адемира, больше забил только Жаир- 9) . И хотя во втором тайме в последние 15 минут игры бразильцы пропустили два гола, но Селесао все же стали чемпионами по дополнительным показателям. А после турнира Тезуринья получил приз лучшего игрока сборной Бразилии по версии Национального радио Рио-де-Жанейро, набрав 3888440 голосов слушателей.

Сыграв свой очередной товарищеский Гре-Нал на стыке двух сезонов, Тезуринья летом 1949 года к ужасу всей торсиды Колорадос в возрасте 28 лет переходит в "Васку да Гама": боссы адмиралов выплачивают Интеру громадные по тем временам деньги- 300 тыс. крузейро, а самому игроку предоставяют богатые аппартаменты в центре Рио. Вот таким образом из одной великой команды Тезуринья попал в другую- не менее выдающуюся. Состав Васку, особенно его атака, был переполнен звездами мирового уровня- Адемир, Жаир, Чико, Ипожукан, Манека. Это было время легендарного Expresso- одной из самых выдающихся команд в истории футбола. И возглавлял эту команду тот самый Флавио Коста, который впервые привлек Тезуринью к играм сборной. Дебют Тезуриньи в Васку состоялся 4 января 1950 года- это была игра традиционного Torneio Rio-Sao Paulo против клуба "Португеза": адмиралы выиграли 5:2, Тезуринья забил гол. Однако начало карьеры в Васку для Тезуриньи было омрачено тяжелой травмой мениска левой ноги, который он получил через месяц в товарищеской игре против "Коринтианса". Так рухнула мечта Тезуриньи сыграть на родном чемпионате мира 1950 года. А ведь было заранее известно, что Флавио Коста предполагал использовать на мундиале пятерку нападения в лице Адемира, Чико, Зизиньо, Жаира и Тезуриньи. Больше за Селесао Тезуринья не играл. Всего на его счету было 23 сыгранных матча за сборную и 10 забитых голов.

В Кариоке же свой первый матч Тезуринья провел 20 августа 1950 года против "Сан Кристовао"- адмиралы выиграли 6:0. Ну, а первый гол за Васку состоялся в следующем туре на Маракане- Тезуринья забил на исходе первого тайма матча против "Бангу". Впрочем Тезуринье пришлось столкнуться в Васку с очень серьезной конкуренцией за место в основном составе: Флавио Коста располагая таким изобилием высоккоклассных нападающих, постоянно варьировал линию атаки, стремясь дать играть всем своим форвардам. От чего Тезуринья играл не в каждой игре. Плюс сказывалсь последствия травмы. Так после своего дебютного гола за адмиралов он пропустил пять игр подряд. Очень ярко Тезуринья проявил себя в игре против "Мадурейры", хотя и не забил голов: Васку выиграли 9:1 и 4-е гола влетели в ворота соперников после его передач. Васку выиграл чемпионат штата, Тезуринья забил три гола.

Васку 1951 г. Тезуринья, Ипожукан, Фриаса, Манека, Дежаир

В следующем сезоне Тезуринья играл более регулярно, не смотря на то, что Васку заполучили в свои ряды еще одного культового нападающего тех лет, автора единственного гола Селесао в финале чемпионата мира 1950, Фриасу. Впрочем это не помогла- адмиралы провалили сезон, заняв лишь 5-е место. Команда начала постепенно перестраивать свои ряды: всходила звезда нового юного дарования-18-летнего Вава, а пост тренера занял Жентил Кардосу, который не так благоволил к Тезуринье, как Коста.

Тезуринья покидает Рио и возвращается в родной Порту-Алегри. Ему был 31 год, он мог еще играть на высшем уровне, но выясняется, что он совершенно не нужен своему родному клубу, в котором за два года произошли огромные изменения. В ней не осталось ни одного игрока, с которыми он когда играл долгие годы. И Тезуринья принимает очень непростое решение, он переходит в... "Гремиу", в команду своих заклятых противников. Более того этот переход создает небывалый прецедент в истории клуба- ведь еще ни разу за "Гремиу" во всей его истории не выступал темнокожий футболист. Тезуринья стал первым, и то, после длительных уговоров президента "Гремиу" Жоакина. 16 марта 1952 года Тезуринья проводит свой дебютный матч за "Гремиу" против команды "Жувентуде"-  бессмертные побеждают 5:3, Тезуринья забивает дважды. Новый триумф? Ничуть не бывало. Дальше дела Тезуриньи идут не шатко, не валко, всю команду лихорадит и она даже не пробивается в финальную пульку чемпионата штата. Апофеозом всего этого стал Гре-Нал на Эвкалиптос 7 декабря 1952 года: Колорадос в пух и прах разбивают "Гремиу" 5:1, а Тезуринья с горечью наблюдает за тем как новые звезды Интера-Луизиньо и Жеронимо- издеваются над защитой его нынешней команды.

Тезуринья остается в "Гремиу" до 1955 года, так и не выйдя на свой прежний уровень, и не добившись у своей новой торсиды того признания, какое у него было в "Интернасьонале". "Гремиу" ни разу не доходил до финала чемпионатов штата. По иронии судьбы чемпионом "Гремиу" стал уже в следующем году после ухода Тезуриньи, когда начался расцвет новой команды ( выигравшей за последующие 13 лет-с 1956 по 1968 годы 12 титулов чемпионата штата- ноу же без Тезуриньи). В 1955-1957 годах Тезуринья выступал за скромный "Насьонал" из Порту-Алегри, который лишь изредка пробивался в высшую лигу Гаушу. Здесь он и закончил играть в возрасте 36 лет.

Прощальный матч 26 марта 1969 года.

Через 13 лет- 26 марта 1969 года, в возрасте 47 лет, Тезоуринья сыграл свой прощальный матч за свой родной "Интернасьонал" против клуба "Рио-Гранде" (Колорадос выиграли 4:1) : после окончания игры, в торжественной обстановке Тезуринья лично срезал на память сетку ворот. Какое-то время Тезоуринья работал на технических должностях в различных клубах Проту-Алегри, а в 1960 году недолго тренировал в Черногории местный клуб. Он скончался 17 июня 1979 года от рака желудка в возрасте 57-ми лет, и был похоронен на кладбище имени короля Жоана XXIII.