Проблема Плющенко
Когда озвучили оценки Плющенко, стало страшно. Я сразу же представил, что сейчас начнется в моем отечестве. Я отработал Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити и помню это жутковатое ощущение надвигающейся на тебя горячей волны коллективного помешательства. На всякий случай напомню тем, кто забыл господа-вожатые нашего спорта тогда ВСЕРЬЕЗ обсуждали, чтобы всей командой сбежать с Олимпиады в связи беспрецедентной компанией травли богопомазанных русских атлетов американским империализмом. Дошло до того, что вопрос был поставлен перед Последней Инстанцией. Последняя Инстанция оказалась в своем уме отняла у дураков спички и по возвращении домой еще и надавала поджопников кому надо.
Правда, при этом за дураками все же остались их дорогие портфели.
Все эти сутки я внимательно изучал реакции на олимпийскую развязку у мужчин и пришел к в высшей степени утешительному выводу: за эти 8 лет душевное здоровье моих соотечественников заметно укрепилось. Ведь важно совсем не то, что пишут на заборах. Заборы и существуют для того, чтобы на них писали непристойности. По-настоящему важно, чтобы непристойностей не говорили с кафедр и трибун. Я отмечу два замечательных примера срочной вакцинации общества здравым смыслом. Это статьи Василия Уткина и Михаила Семина, комментирующего олимпийские соревнования на Eurosport.
Все эти сутки я внимательно изучал реакции на олимпийскую развязку у мужчин и пришел к в высшей степени утешительному выводу: за эти 8 лет душевное здоровье моих соотечественников заметно укрепилось
Уткин разбирает ситуацию с позиций житейского здравомыслия. Семин в терминах и категориях фигурного катания. Вывод общий возможно обсуждать и даже осуждать принятые правила, но судили именно по этим правилам. Правила не нарушены.
Если, опять же, стараться не читать того, что написано на заборах, то дискуссия по всему миру вылилась в горячее, но в основе своей теоретическое обсуждение правил, а не обжалование приговора судей. И все же на заборах порой появляются такие забавные надписи, столь восхитительная дичь, что краем глаза все равно за нее цепляешься.
Вот, скажем, интересно было бы разобрать ту черепную коробку, в которой возникла мысль, что катание Лайсачека «женское». Эта черепная коробка должна быть причудливейшим образом устроена. Что черепная коробка имела в виду, так обзывая катание Лайсачека? Эталонно мужское. Даже где-то мужицкое. Лайсачек, я бы сказал, полюс мужественности сегодняшнего фигурного катания. А кто другой этот полюс? Ну не Плющенко же с его качанием бедрами. Качание, конечно, вполне принадлежит мужчине. Но, насколько я помню, заигрывание с публикой никогда не входило в определение мужественности. Нет правда, с каких это пор оборотностью прыжков измеряют мужественность? Тогда, как же нам бедным смотреть на соревнования женщин: чем больше оборотов, тем меньше бабы? Тогда Мао Асада, которая собирается прыгать тройной аксель, заковываем в наручники и ведем на секс-контроль.
Но давайте от неприличных надписей вернемся к обсуждению коллизии Плющенко-Лайсачек. Профессор Мишин говорит о том, что четверные прыжки это украшение фигурного катания и двигатель его развития. Мишин так говорит не только потому, что он тренирует Плющенко, которому до сих пор лучше всех в мире удаются четверные прыжки, но и потому, что прыжки это специализация Мишина. Это то, чему он лучше всего учит. И, возможно, лучше всех. Но это не значит, что Мишин прав. Очевидно даже, что Мишин только в малой части может быть прав. Потому что прогресс в фигурном катании не может определятся исключительно через оборотность прыжков.
«Ты, конечно, великий фигурист, Эван Лайсачек, но это не был материал для золотой олимпийской награды», таким обращением начинает запись в своем олимпийском блоге трехкратный чемпион мира Элвис Стойко. Канадец, между прочим. Что это, кстати? Мы же читали на заборе, что канадцы с америкашками заодно. Не заодно, получается?
Понятно, почему Лайсачек так расстроил Стойко. Каждый в этой олимпийской драме переживает что-то свое личное
Понятно, почему Лайсачек так расстроил Стойко. Каждый в этой олимпийской драме переживает что-то свое личное. Стойко был одним из первых людей в фигурном катании, кто осваивал четверной прыжок. Стойко был грандиозным прыгуном. Он первым в истории сделал каскад 4-2, а потом и 4-3. Прыжки и только прыжки выносили его на вершину. Стойко переживает поражение брата по оружию. Ему неприятно наблюдать за тем, куда катится фигурное катание. Так думает Стойко. И это тоже всего лишь мнение Стойко.
Тренер Лайсачека Фрэнк Кэролл, разумеется, тоже пристрастен, но почему бы нам его не послушать, как Мишина. Кэролл ничуть не меньше Мишина как персона в фигурном катании: «Многие из выступавших ребят суперталантливы, но не многие способны держать высокий уровень на протяжении всей программы. Эван мастер именно в этом».
И это понятно. Дискуссия идет на высоком уровне и одним из ее итогов, возможно, станет увеличение стоимости четверного на полтора или два балла этого как раз не хватило Плющенко для победы. Я не считаю возможным добавлять что-то по сути проблемы, которую обсуждают сейчас самые крупные авторитеты. Более того, мне кажется второстепенной техническая сторона поражения Плющенко. Я поглощен ее символическим аспектом. Я воспринимаю это второе место Плющенко в контексте того, что я уже 8 лет сам для себя называю ПРОБЛЕМОЙ ПЛЮЩЕНКО.
Давайте еще раз вспомним, в чем заключается уникальное, ни с одной другой олимпийской дисциплиной не сравнимое положение фигурного катания. Это спорт, который всегда и самым прямым образом взаимодействует с двумя искусствами музыкой и хореографией. Музыка и хореография, собственно, два главных инструмента фигурного катания. Технические приемы, их расстановка выявляют отношения спортсмена с музыкой, а хореография связывает эти элементы. Хореография может быть хорошей, формальной, очень часто в фигурном катании плохой, еще чаще никакой, особенно в одиночном катании. Но никакая хореография тоже хореография. Хореография всегда есть. И всегда звучит музыка. Большинство тренеров, опять же, в высшей степени формально относятся к выбору музыки. Музыка это дело десятое, думают они. Музыка должна быть удобна для элементов, прагматично рассуждают они. Ведь судят элементы, а не музыку.
Это ошибка и музыку судят тоже. Выбор музыки и хореографического языка это всегда заявление. Музыка и хореография старые искусства. Музыка вообще стара, как мир, как присутствие человека в мире, поэтому любой музыкальный звук является частью какой-то традиции. Музыка самая великая или самая ничтожная всегда удостоверяет систему ценностей. Даже если никто ничего не хотел этой музыкой заявлять и удостоверять.
Это я и называю ПРОБЛЕМОЙ ПЛЮЩЕНКО ценности, которые заключены в его программах. У меня нет никаких сомнений, что Евгений Плющенко стал бы трехкратным чемпионом Олимпийских игр, если бы эти ценности были другими.
Выбор музыки и хореографического языка это всегда заявление. Это всегда что-то означает
В Солт-Лейк-Сити он проиграл потому, что ценности были распознаваемы очень уж слабо. Мишин придумал для юного Плющенко специальный жанр бенефис вундеркинда. Сшитый из разных музыкальных лоскутов номер. Его темой являлся сам Плющенко, юный бог фигурного катания. Плющенко по очереди показывал все свои умения, как фокусы, вне связи друг с другом. Хореографически это было похоже на кабаретный номер, то есть буквально им и было. Постановки, как и теперь, делал Давид Авдыш бывший штатный хореограф ресторана-кабаре «Тройка» в Петербурге, где наряженные в кокошники барышни показывали пьяным финнам длинные ноги и сиськи. Еще Авдыш служил хореографом балета Киркорова и Маши Распутиной.
Эти фокусы маленького Плющенко были так изумительны, так самодостаточны, что с ними можно смело было ехать в Солт-Лейк-Сити за золотом. Но вдруг случился знаменитый камбэк Ягудина. Уже казалось бы поверженный враг вдруг воспрял и стал прыгать четверные. За два месяца до Олимпиады Плющенко проиграл Ягудину финал Гран-при. Мишин запаниковал и уничтожил произвольную программу. На ее месте появилась сшитая буквально на коленке из двух тряпок «Кармен». Она смотрелась совершенной замарашкой на фоне произвольной программы Ягудина, где он представлял ценности голливудского блокбастера не бог весть, конечно, какие глубокие, но, по крайней мере, всему миру понятные. Это неправда, что Плющенко остался тогда с серебром, потому что упал с четверного в короткой программе. Произвольная была тоже проиграна с треском. По второй оценке.
После Олимпиады я решил поговорить с Мишиным. У нас были очень хорошие отношения. Я деликатно намекнул, что музыкальные и хореографические идеи, которые Плющенко воплощает на льду, должны быть соразмерны его гению. Ничего выдумывать не надо. Есть понятия музыкальной школы Петербурга и хореографической школы Петербурга. И это всемирные понятия. Их следует держаться. Алексей Николаевич с готовностью кивнул. Я познакомил Мишина с молодым хореографом из Мариинки. Он поехал вместе с Мишиным и Плющенко на первый сбор в Испанию. Начали пробовать «Жар-птицу» Стравинского (музыка короткой программы Лайсачека, кстати), но материал оказался почему-то упрямым, капризным. Он никак не покорялся Мишину и Плющенко, никак не желал подставлять нужные места под прыжки и элементы. В результате в новый сезон Плющенко вошел с «Бандитским Петербургом» Корнелюка. К юбилею города, так сказать. «Мне эта музыка очень нравится», говорил Женя на пресс-конференциях. Дальнейшее хорошо известно.
Восемь лет назад, когда на месте Мариинского театра и «Жар-птицы» я обнаружил Корнелюка с «Бандитским Петербургом», я воспринял это как трагедию
Затем Плющенко познакомился с ловким и предприимчивым поп-скрипачом венгерского происхождения Эдвином Мартоном и стал заказывать ему музыку для программ. Затем Плющенко стал стремительно двигаться по направлению к российскому шоу-бизнесу, слился с ним и в конце концов буквально с ним обвенчался.
Когда на месте Мариинского театра и «Жар-птицы» я обнаружил Корнелюка с «Бандитским Петербургом», я воспринял это как трагедию. Мне до сих пор не кажутся те мои чувства ложными, преувеличенными. Я и сейчас волнуюсь, когда вспоминаю об этом. В случае с любым другим фигуристом, такого переживания не возникло бы. Не понимаю даже, с чем можно сравнить это недоразумение. Тут можно только представить фантастическое Майю Плисецкую на сцене кабаре Авдыша или в подтанцовках у Киркорова. Речь идет о мезальянсе космической нелепости: всемирный гений проповедует ценности жалкой, немытой, немой, безмерно провинциальной русской поп-культуры.
Это сейчас Плющенко уменьшился для нас до Магистра Четверного Прыжка. Но правда состоит в том, что и пластически и музыкально Плющенко был одарен никак не меньше Ламбьеля. «Как он схватывает движения! Это поразительно», восхищался тот хореограф из Мариинского. В русском фигурном катании не было человека талантливее Плющенко. Но есть мнение, что в мировой истории не было фигуриста такого многомерного дара.
Собственно, на Плющенко, а не на Пугачеву должна молиться русская поп-тусовка. Плющенко это первый и последний случай, когда ценности русской попсы, ее язык, вернее, ее безъязычие, пусть и контрабандой, пусть под платьем фигуриста явились миру. Женя, разумеется, тут ни в чем не виноват. Гениальный юноша, занимающийся музыкой, может любить чипсы. Просто взрослые должны ему напомнить, что он не должен садиться с чипсами за рояль.
ПРОБЛЕМА ПЛЮЩЕНКО заключается в том, что когда Женя говорил «Мне нравится музыка из «Бандитского Петербурга», рядом с ним не нашлось взрослого, который вежливо попросил бы Женю засунуть эту музыку подальше на время занятий фигурным катанием. Плющенко для меня это едва ли не единственный повод вспомнить с ностальгическим вздохом советскую власть. В советской власти, особенно поздней, конечно, было совсем мало вкуса, но в конструкции общества существовали некие подпорки, которые удерживали народ от одичания. Косое, кривое, но существовало представление о балансе высоких и низких жанров, о том, что народ нельзя кормить и поить только тем, что ему народу по душе, иначе он, народ совершенно испортит себе здоровье и вкус. Даже если я это все выдумываю про Советский Союз, я уверен, по крайней мере, в том времени нашелся бы функционер, который ткнул профессору Мишину за «невысокое идейное содержание программ»: «Николаич, ты че там за херню катаешь? Давай чтоб классику там, б...я, традиции наши, иностранцы ж смотрят».
Плющенко добывал медали для Росссии, но он еще своими программами беспристрастно, точно, честно сообщал о том, что происходило в России последние два десятилетия о тотальном поражении культуры по всем фронтам. О крушении систем координат. Об одичании. О варварстве. Плющенко соловей этого варварства. Я вот думаю, не на Плющенко ли насмотрелась одна английская графиня многих уже лет, когда за обедом, вспоминая о своей давней поездке в Лениград, пригвоздила меня к стулу вопросом: «А правда, что духовные ценности теперь для русских людей ничего не значат?»
Плющенко вернулся. Невероятно, но он вернулся очень сильным. И все уже не беспредельно сильным
Есть, есть что-то в этом от желчного, насмешливого ума Фрэнка Кэролла в этой идее взять русскую музыку для олимпийского сезона. Как-то так:
Эван, а давай обыграем Плющенко русской музыкой.
А подо что будет кататься сам Плющенко?
Не знаю. Неважно. Как всегда, ничего хорошего.
Плющенко вернулся. Невероятно, но он вернулся очень сильным. И все уже не беспредельно сильным, когда он мог обыгрывать всех, даже таща на себе весь этот невыносимый груз даров русского шоубиза. Плющенко против Лайсачека неравный бой. Но и Эдвин Мартон (Кончерто Аранхес тоже обезображен его скрипкой и компьютером; конечно-конечно, симфонический оркестр это так скучно!) против Римского-Корсакова и Стравинского бой еще более неравный. «Шахерезада» победила.
Спасибо, Фрэнк и Эван, за это напоминание. Нам очень стыдно. Спасибо и судьям, что они напомнили нам, что фигурное катание это спор о вкусах. Победил хороший вкус. Хороший русский вкус, если разобраться.
А как ему было не стать, ведь заслуженные спортсмены у нас стали теми, кем были в не столь отдаленном прошлом заслуженные ткачихи и стахановцы...
Спасибо за расстановку ориентиров.
Я смотрел трансляцию по «Евроспорту». ИМХО комментаторы на «Евроспорте» вполне профессиональные, в «своих» видах спорта разбираются, стараются отдавать должное всем спортсменам независимо от национальной принадлежности, хотя болеют естественно, за своих. Дилетантов, которые восполняют недостаток профессионализма избытком ура-патриотизма, как на 1-м и 2-м каналах, там не держат. Так вот, сразу после выступления Лайсачека один из комментаторов, а их было двое (оба русские, фамилий я не помню, не в этом суть), сказал два раза слово «браво». Далее, в процессе обсуждения и ожидания оценок, звучали слова «гениально», «фантастика» и «классно». Было сказано ещё что-то вроде «по компонентам Жене Лайсачика не обойти, поэтому нужно чисто отпрыгать». Когда Женя отпрыгал почти чисто, похвалили его, разумеется, но создалось впечатление, что они понимают, что всё 50/50. Так оно и получилось.
Я, как и 99,9% форумчан, в чисто технической стороне ФК не особо разбираюсь. Мы, болельщики, воспринимаем ФК субъективно, сердцем, а не мозгом. Ну а если один из соперников свой, а второй мало того, что чужой, так ещё и из стана «наиболее вероятного противника», понятно на чей стороне будут симпатии. Моё мнение, что оба достойны золота. При практически равных (субъективо опять же) выступлениях, на главные роли выходят мелкие детали, для болельщиков не заметные, ну и личные симпатии судей. Кто сказал, что у судьи не может быть симпатий или антипатий? Мне представляется, что в данном случае сыграл свою роль большой перерыв в катании у Плющенко. Не в том плане, что он стал кататься хуже, хотя и это тоже, а то, что отвыкли от него судьи. А отвыкнув, посмотрели на него немного другими глазами. Все знают, что в ФК для того, чтобы побеждать, мало просто хорошо кататься. Нужно приучить судей к себе, к своим победам, завоевать авторитет. Тогда они будут прощать тебе мелкие помарки и строго наказывать за них твоих соперников. Часто - даже не осознанно. Чисто психологический момент. Уверен, если бы эта история случилась года три назад, когда Плющенко был суперзвездой, а Лайсачека никто не знал, победу бы отдали Плющенко. Но комбэки в этом виде спорта категорически не приветствуются.
«Плющенко вернулся. Невероятно, но он вернулся очень сильным.»
Согласен. Меня это здорово удивило. Не ожидал, что после окунания с головой в шоу-бизнес, причём, как в переносном, так и в прямом смысле (это я о г-же Рутковской), можно восстановить такую форму, практически чемпионские кондиции и выиграть Олимпийскую медаль. Это достойно всяческого уважения. А вот все эти левые разговоры, намёки и полу-намёки, неуважение к сопернику и мелкий шантаж, это как-то не по-чемпионски.
Понравилась фраза, кем-то , сказанная : человек сделал 4й прыжок в коньках.. и не с трамплина..
согласна практически со всем, ни одна программа Плющенко мне никогда не нравилась, не «цепляла» именно из-за этой пустоты, отсутсвия внутреннего наполнения, а эта олимпийская по моему вообще одна из самых неудачных у него.
Но судейство в соревнованиях мужчин было настолько мутным, что не только победа Лайсачека, но и сама расстановка мест вызывают много вопросов))
Я еще с чемпионаты Европы возмутилась речью про то, что «я побеждаю спортсменов, которые готовились 4 года»...но потом подумала, все можно такому спортсмену)
Мне ваще японец понравился) Про Лайсачека даж не знаю, я думала он будет третьим.
И по классике очень много наработок, которые объясняют якобы присущий классическому произведению «особый смысл(ы)» А те, кто творил эти вещи делали все под вдохновением.
Когда крутил «женский» бильманн, когда катал смешного Петрушку, да даже когда раздевался до трусов под Секс-бомб...
Это ничего - это в творчестве вообще-то нормально. Ненормально не видеть движения и развития.
Ненормально когда человек, славящийся артистизмом и пластикой, объявляется с одной стороны «прыгающей табуреткой», а с другой - символом «настоящего мужского катания».
Если вы не заметили, уточняю - это аргументы двух противоположных по отношению к Плющу сторон. И те, и другие ничего общего с реальностью не имеют.
Реальность очень четко описана у Игоря вот здесь:
«В русском фигурном катании не было человека талантливее Плющенко. Но есть мнение, что в мировой истории не было фигуриста такого многомерного таланта.»
Но и про рояль с чипсами - тоже реальность, и тоже правда. Вот и все.
ТО тоже все сказали б что мол так и должно быть вот мол тот не прыгает и хореография убога и т. п.
Суть в этом... в том что все судят от оценок судей... Т.е конечный результат сильно влияет на общественное мнение и в этом поганость фигурного катания... за ето я его и недолюбливаю, потому и практически не смотрю... А че там смотреть если баллы можно расставить как угодно при чистом прокате. Просто взять и по понятиям расставить.. ну ведь и тот не упал и этот... А на то что один делает 4 оборота, а другой нет... при чистом прокате... ну можно внимания не обращать... ну в северной америке же олимпиада... ну давайте мерикосу дадим медальку. Заслужил не заслужил... прокат то чистый... формально можно придраться но трудно... Скандал будет... ну пошумят и разойдутся.
А по сути, серебро - хорошо, проблемы людей с завышенными ожиданиями и использующих данную ситуацию в своих целях - только их проблемы.
Если из 9 оценок две убирается, то существует, если я правильно подсчитал, всего 36 случаев, по которым это может быть осуществлено. Если Плющенко выигрывает только в одном таком случае из 36, когда убирается оценка второго и пятого арбитра, а во всех остальных он проигрывает, то было бы очень странно, если бы в итоге он победил. Потому что с таким везением Плющенко не надо было бы гробить свое здоровье, а спокойно обыгрывать казино в рулетку.
Опять же, если подсчитать все 9 оценок, то Эван все равно выигрывает.
чем плох хореограф сейчас? тот же хореограф поставил показательное выступление -- прекрасное, на мой взгляд. лучше обсуждать хореографию произвольной программы, которая там конечно не на самом высоком уровне, мягко говоря
Есть такой талант, красиво гадить.
Но к Плющу это не прилипнет. Он уже - история. И ему что второе, что первое место - небожитель.
Вот рабочая гипотеза. Мальчики отрабатывают денежки Мутко.
Тому надо усидеть опосля. Народ то всколыхнуло.
Ну а пресса, она очень чувствительна к колебаниям воздуха, запахам, кому чего нужно.
Игорь, это все отстоится года через 3-5.
Куда тогда тогда глазки денем.
Ну и вдруг как возглавит Плющ Министерство Спорта в России.
Вдруг на него поставят денежки олигархи.
А на кого еще ставить?
Трудно будет работать.
И эти оценки ни на что бы ни повияли, потому что самая высокая и самая низкая оценка отбрасываются. :D
дальше можно не читать...
Уважаемый.
Вы все сознательно пытаетесь привязать меня и мои слова об «мщении» только к мужскому фигурному катанию, хотя я вам уже написал об обратном. :)
Скажите тогда как можно расценить искусственное занижение оценок Ире Слуцкой?
Может нелюбовью к ней конкретно?
Или второе искусственное золото Джеми Сале и Давида Пелетье.
Большой нелюбовью Елене Бережной и Антону Сихарулидзе?
По моему ответ очевиден.
я не обижаюсь (на что?)
флип идет не в конце программы, а в середине -- я абсолютно не предъявляю к нему никаких претензий, не ошибиться в программе такой бешеной технической сложности практически нереально
в программе Ягудина 2002 года в первой части он имеет возможность в любом темпе, а не под музыку разгоняться, и между прыжками отдыхать. в скоростной части прыжков нет, есть только вращения и дорожки
в программе Плющенко 2006 года вся программа на бешеной скорости, отдохнуть нельзя ни на чем. хотя она проще программы Ягудина 2002 года -- только один четверной: в каскаде 4+3+2
Читайте внимательнее мой пост.
Где там я сравнил серебро с падением в грязь?
Цитату приведите пожалуйста. :)
________________________________________________________________________________________
Ну-ну, с акселя. Аксель идет у него после второго четверного, где там едва устоял, вам надо что-то срочно сделать со зрением. Вы вообще в курсе, как аксель прыгается, чтоб отличить его от остальных прыжков?
>темп очень низкий в целом в первой части программы. по крайней мере он несопставимо ниже темпа, в котором катал программу Плющенко в Турине
_______________________________________________________________________________________
Чем, простите, темп замеряли? Не поделитесь приборчиком? И что это вам дает, кто-то едет быстрее, кто-то медленне, музыка и хореография тоже кое-что диктуют. Но я в упор не вижу какой-то катастрофической потери темпа. Это вам не шорт-трек, тут за скорость баллы не дают пока.