Ностальгия и модерн
Блог

В «Ф-1» готовят бан главного устройства для разработки болидов. Его аренда стоит $141 тыс в день, а $1,5 млн в год уходит только на электричество

Вот почему гонки такие дорогие.

В «Формуле-1» грядет революция похлеще потолка расходов и перехода на абсолютно новый моторный и аэродинамический регламент: под угрозой вся модель работы команд и производства болидов, сложившаяся за последние 60 лет. Может, вы слышите об этом впервые, но 8 из 10 команд согласились полностью отказаться от использования аэродинамической трубы в течение десятилетия – в соответствии с целью, установленной Международной автомобильной федерацией (ФИА).

Аэродинамическая труба всегда была важным инструментом в разработке болидов «Формулы-1»: все началось с «Брэбэма» уже в 1964 году. С 1980-х аэротруба превратилась в основной инструмент для повышения эффективности машин. И с тех пор уровень изощренности и сложности конструкций вырос просто колоссальным образом.

«Когда я присоединился к «Тоулмену» – моей первой команде в «Формуле-1», – одной из моих первых задач стало создание и реализация программы работы в аэродинамической трубе, – рассказал нынешний главный технический офицер серии Пэт Симондс. – Ранее в процессе разработки болиды вообще не подвергались аэродинамическим испытаниям и исследованиям. С помощью советов от других команд мы собрали первую модель – в масштабе четверти от оригинала, с которой можно было проводить испытания в трубах в Университете Саутгемптона и лондонском Имперском Колледже.

Эти две трубы были единственными с подвижной наземной плоскостью – устройством, похожим на большую конвейерную ленту, которая двигалась под неподвижной моделью и вместе с набегающим воздушным потоком воссоздавала условия движения по обычной дороге.

Сами модели были довольно незамысловатыми – мы делали их из алюминия и джелутонга (она же диера молочноцветковая) – дерева, мз Малайзии. С ним довольно просто работать, и оно обладает исключительной стабильностью размеров (процентное изменение в поперечном или продольном направлении при изменении температуры или относительной влажности).

Колеса изготавливали из нейлона и вращали на внешних осях – их присоединяли к боковым сторонам трубы. Перегрузки измерялись балансиром, которым модель прикреплялась к потолку конструкции.

Сам измеритель являлся механическим устройством, похожим на весы, способным измерять нагрузку по шести направлениям – что он и делал, перемещая противовес на балке до тех пор, пока не достигал показателя равновесия. Давление на модели измерялось по небольшим нарезкам на днище и крыльях – они соединялись с водяным манометром. Сбор данных в те времена в основном состоял из записи данных о давлении и фотографировании показателей манометра».

Сегодня аэродинамические трубы остались прежними с точки зрения фундаментальных функций, однако уровень сложности конструкции и расчетов изменил их до неузнаваемости. Появление продвинутой электроники и компьютерного управления позволило проводить гораздо более многочисленные и сложные вычисления и измерения. А сами модели из простеньких образцов превратились в высокоточные шедевры машиностроения размером в 60 процентов от оригинала.

Постройка такой модели с нуля сегодня обходится примерно в 0,7 млн долларов (0,5 млн фунтов) – настолько высок сейчас уровень точности измерительных приборов. Шины тоже эволюционировали: прошли путь от простых механических моделей до пневматических шин реального размера. Теперь они прогибаются под нагрузкой в точности, как их полноразмерные сестры, а нагрузка контролируется специальными устройствами для обеспечения включения в работу и подвески.

Сами аэродинамические трубы также выросли в размерах: теперь рабочая площадь достигает 15 квадратных метров – плюс вентиляторы требующие до 3000 кВт энергии для работы на полную мощность. Постройка аэродинамической трубы с нуля сегодня будет стоить примерно 70 млн долларов, а еще 8-10 млн в год потребуется на эксплуатацию и производство моделей с прочими инструментами. И это мы еще не дошли до необходимости найма специалистов по аэродинамике. Даже тот же счет за электричество обойдется в $1,5 млн в год.

Почему же команды сперва вложили в инфраструктуру очень серьезные средства, а теперь хотят отказаться от аэродинамических труб, несмотря на несомненную отдачу в результатах? Ответ, вероятно, кроется в двух областях.

Во-первых, затраты на использование аэротрубы бесспорно высоки. Новая команда, неспособная привлечь необходимые для постройки средства, всегда может арендовать аэродинамическую трубу на определенное время. Но это стоит около 150000 долларов в день.

Во-вторых, со временем кто-нибудь непременно сумеет построить испытательную установку, у которой не будет недостатков нынешних аэротруб. Возможности нынешних установок ограничены, а новая, идеальная аэротруба позволит охватывать изогнутый воздушный поток, через который болид проходит повороты. Модель теоретически может даже перемещаться в огромном трехмерном пространстве, повторяющем трассу. Любое из этих решений лишь повысит сравнительные расходы команд.

И, кажется, даже сверхдорогая и инновационная «Ф-1» не готова к такому повороту. После внедрения потолка бюджетов с пути удешевления гонок и болидов больше не свернуть – так что даже гиганты вроде «Мерседеса» и «Ред Булл» не смогут финансировать старую гонку вооружений. Здравый смысл возобладал.

Источник: Autosport

«Мерседес» показал работу стенда, ломающего детали для «Ф-1» ради тестов. Из-за таких гиганты и рвут середняков

Бывший инженер «Мерседеса» выдал способ уравнять команды «Ф-1» всего одним запретом. Гигантов свалят уже через сезон

Ограничение бюджетов в «Ф-1» каждую аварию обращает в боль: на обновления не хватает денег. Жалуется даже богатый «Мерседес»

Фото: Gettyimages.ru/Vittorio Zunino Celotto, Stuart Franklin

17 комментариев

Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
На самом деле запрет на аэротрубу легко обойти: например Мерсы продают свою аэротрубу в Россию на какой-нибудь авиазавод, например в Комсомольске-на-Амуре, днём там тестируют авиатехнику, а ночью прогоняют прототипы моделей ф-1, а инфу скидывают немцам... Можно много мест для трубы найти, куда не доберутся настырные журналисты - было бы желание.
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Ответ Sarumian
Отличная новость для всех, кроме рыцаря.
Для персонажей типа тебя и в новости про фигурку или амфут Хэмилтона вплести - ноль проблем ))
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Ответ Alexander Lebedev
с одной стороны, это идет вразрез с тезисом о ф1 как вершине автоспорта/технологий. с другой стороны, отмена аэротруб не означает качественное падение смотрибельности спорта/соревнования. я скорее за
CFD не вершина технологий более?
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Ответ Alien#Alien
Ха-ха-ха.. Оставим в стороне здравость данного решения. Но вангую, что со временем начнется другая гонка. Гонка компьютеров.. Как я понимаю, на обsчном Core i9 и 64 Gbпмяти параметры болида не сильно то рассчитаешь. Т.е. нужно спец железо и спец софт. Те команды начнут арендовать и использовать (а со временем и строить) суперкомпьютеры. Вот чисто из познавательного интереса - ск. стоит аренда суперкомпьютера из первой сотни ТОП-500? Ну ладно, из второй или третьей. Намного ли дешевле пресловутых 150К аренды трубы? Думаю со временем каждая команда обзаведется собственным СК, эксплуатация которого, мягко говоря не дешевая.. Ну и + софт для моделирования..И что потом? Начнут регламентировать количество дней работы СК на симулирование и просчет параметров болида?
так ф1 давным-давно стала гонкой технологий и инженеров (или была такой практически с самого начала), что удивительного в том, что в эту гонку включатся компы? насчет суперкомпьютеров --- за пару-тройку миллионов такой можно просто поставить у себя, есть даже те, что дешевле миллиона (некоторые модели cray, к примеру)

а что будет потом --- хоть потоп, там станет виднее
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
с одной стороны, это идет вразрез с тезисом о ф1 как вершине автоспорта/технологий. с другой стороны, отмена аэротруб не означает качественное падение смотрибельности спорта/соревнования. я скорее за
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ха-ха-ха.. Оставим в стороне здравость данного решения. Но вангую, что со временем начнется другая гонка. Гонка компьютеров.. Как я понимаю, на обsчном Core i9 и 64 Gbпмяти параметры болида не сильно то рассчитаешь. Т.е. нужно спец железо и спец софт. Те команды начнут арендовать и использовать (а со временем и строить) суперкомпьютеры. Вот чисто из познавательного интереса - ск. стоит аренда суперкомпьютера из первой сотни ТОП-500? Ну ладно, из второй или третьей. Намного ли дешевле пресловутых 150К аренды трубы?
Думаю со временем каждая команда обзаведется собственным СК, эксплуатация которого, мягко говоря не дешевая.. Ну и + софт для моделирования..И что потом? Начнут регламентировать количество дней работы СК на симулирование и просчет параметров болида?
+4
0
+4
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
по имхе болид Ф1 без аэродинамической трубы это идиотизм
прописали бы регламент на неё, но хотя бы относительно простая должна быть
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ RedHead
Манор судя по результатам не шибко и справился))
Так у них бензобака на всю гонку не хватало)
С другой стороны - опять же экономия топлива.
+1
0
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Merry Christmas
Прогресс, есть компьютерное моделирование. Скромный Манор без трубы справлялся, а уж гиганты и подавно справятся.
Манор судя по результатам не шибко и справился))
+9
0
+9
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Отличная новость для всех, кроме рыцаря.
+2
-1
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Merry Christmas
У них она есть. Трубы есть у всех, кроме АМ и Хаас. У Мерса и Вильямса их аж по две
Макларен строят новую и уже кучу денег вбухали в неё
0
0
0
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ Dilvish-T-D
Да пусть пропишут в регламенте что все машины должны быть квадратные. Че там, это же формула 1 - вершина авто инноваций типа.
Прогресс, есть компьютерное моделирование. Скромный Манор без трубы справлялся, а уж гиганты и подавно справятся.
+11
0
+11
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Ответ eai
А макларен собирался свою собственную трубу строить.
У них она есть. Трубы есть у всех, кроме АМ и Хаас. У Мерса и Вильямса их аж по две
+2
-1
+1
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
Макларен: "Ну да, ну да, пошли мы нахрен"
+3
0
+3
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Давно надо было это сделать. И не только в ф1. А то бюджеты у команд уже такие словно космические корабли на Марс делают, а все удивляются ,почему таким дорогим стал этот вид спорта.
+20
-5
+15
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пользователь заблокирован
А макларен собирался свою собственную трубу строить.
+6
0
+6
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Да пусть пропишут в регламенте что все машины должны быть квадратные. Че там, это же формула 1 - вершина авто инноваций типа.
+32
-9
+23
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий