Повешенный поэт на лого «Пафоса» – кто он? И почему для острова так важны свобода с независимостью
Никакого пафоса.
Кипрский «Пафос» – один из самых любопытных новичков этой Лиги чемпионов. Не только из-за русских владельцев и того, что клуб основан только в 2014-м.
Еще на эмблеме «Пафоса» загадочный юноша, название звучит до необычного высокопарно, а сам клуб – символ региона, прославившегося борьбой за независимость.

На Пафосе родилась сама Афродита. Но город – не пафосный
Пафос без кавычек – это уже не клуб, а город, остров и регион.
Когда слились команды АЕП и АЕК Куклия, новым именем выбрали как раз географическое название, чтобы подчеркнуть связь с местным населением.

Жить на территории Пафоса начали еще в каменном веке, потом регион стал центром поклонения Афродите. Если верить мифам (а чему же тогда верить), греческая богиня любви родилась из морской пены как раз рядом с Ромеской скалой – это пляж к востоку от города. На Пафосе был храм Афродиты, именем богини назвали и пляж, и живописную пещеру.
Еще легенды гласят, что именно на Кипре жил и творил скульптор Пигмалион. В какой-то момент он создал статую женщины из слоновой кости – настолько совершенную, что сам в нее и влюбился. Пигмалион просил Афродиту, чтобы она дала ему жену столь же прекрасную, как и сотворенная скульптура, богиня прислушалась – и оживила статую.
Жена родила Пигмалиону сыновей Пафоса и Кинира – первого мифического царя Кипра. Другая версия: правитель был сыном Пафоса и внуком легендарного скульптора. Именно Кинира считают основателем города Пафос на юго-западе острова, имя дали как раз в честь сына Пигмалиона.
И нет, у слова «пафосный» в значениях «чересчур драматичный, преисполненный эмоциями и страстями, воодушевленный и даже высокопарный» ничего общего с кипрским регионом. Термин «пафос» как категорию риторики описал Аристотель – на греческом это πάθος, а название города – Πάφος.
Просто созвучие.
На эмблеме «Пафоса» – 19-летний поэт. Его повесили англичане

А вот на эмблеме футбольного «Пафоса» – не тот сын Пигмалиона, как можно было бы подумать. Там Эвагорас Палликаридис. Это молодой поэт, он в 1950-е участвовал в движении за независимость Кипра от Великобритании. На острове его считают национальным героем.
После Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Великобритания получила право протектората над Кипром – в обмен на поддержку османского султана при мирных переговорах. Фактически остров стал владением короны, хоть официально и оставался территорией Турции.
В 1914-м Османская империя вступила в Первую мировую на стороне Германии, поэтому Англия оперативно заявила об аннексии Кипра. Позже остров получил полноценный статус британской колонии. Но устраивало это не всех, многие киприоты мечтали о воссоединении с Грецией.
В 1953-м все колонии готовились к коронации Елизаветы II. Но в Пафосе это вызвало волнения: в местной гимназии вывесили британский флаг, но 15-летний Эвагорас Палликаридис забрался и сорвал его, а потом с одноклассниками разорвал. С этого начались масштабные протесты. Эвагораса арестовали, демонстрацию разогнали, но без серьезных последствий: губернатор Кипра не хотел портить праздник ничьей кровью. Поэтому Палликаридиса отпустили, а в Пафосе вообще никак не отмечали коронацию – уникальный случай для Британской империи.
Вскоре 17-летний Эвагорас вступил в Национальную организацию кипрских бойцов (более известную как ЭОКА) – подпольную группу, настроенную радикально против английских властей. В ноябре 1955-го Палликаридис участвовал в студенческих акциях снова, его арестовали второй раз.

Пока ждали отложенного суда, он попался еще раз – на перевозке нерабочего пулемета и патронов. Двое спутников убежали, но Эвагораса поймали и судили уже по совокупности. На слушаниях 19-летний Палликаридис гордо сказал: «Вы приговорите меня к смерти, но все, что я делал, я делал как кипрский грек, желающий свободы».
Молодого идеалиста действительно приговорили к повешению. Помилование для Эвагораса просили и пафосские школьники, и греческое правительство, и православные священники со всего мира, писали обращения к английской королеве и ООН, вмешались даже американские политики. Но генерал-губернатор Кипра Джон Хардинг отверг все – как считается, с одобрения Елизаветы II.
В марте 1957-го Палликаридиса повесили в Никосии и похоронили на тюремном кладбише. Через три года после казни Эвагораса борьба Кипра за независимость закончилась победой: Британия признала остров суверенным государством, оставили за собой только две военных базы.
Кипр долго добивался воссоединения с Грецией

Первый матч «Пафоса» в Лиге чемпионов – против «Олимпиакоса» в гостях. А ведь клубы могли бы играть друг против друга в одном чемпионате. Потому что Кипр долго боролся за воссоединение с Грецией. У этого явления даже есть собственное название – энозис.
На Кипре жили и греки, и турки, но в четыре раза больше почти всегда было именно греков. Они даже при британской власти предприняли несколько попыток войти в состав Греции. Но ближе всего были уже после объявления независимости.
В 1967-м к власти после переворота в Афинах пришли Черные полковники. Консервативная хунта завоевала популярность на идеях о воссоединении греческого мира. Естественно, Кипр стал одной из главных внешнеполитических целей: греки считали эту территорию незаконно отобранной. Большинство островитян тоже мечтали о воссоединении с материковыми собратьями.
Началось все с футбола. Еще в 1967-м «Олимпиакос» из Никосии заявился в чемпионат Греции. Задержаться там, правда, удалось лишь на сезон. Чемпионат Кипра стал региональным дивизионом в пирамиде греческого футбола, но клубы с острова были аутсайдерами высшей лиги и били антирекорды. Лучший результат показал АПОЭЛ в 1974-м – 13-е место.
В том же году на Кипре при поддержке Черных полковников произошел переворот: от власти убрали умеренного президента – архиепископа Макариоса III, главными стали радикальные Черные майоры. В ответ на это Турция, она была гарантом независимости острова и поддерживала турецкое население, ввела войска, оккупировала северную часть и начала военные действия.
Турция и Греция оказались на грани войны, но все удалось сгладить: Черных полковников отодвинули от власти. «Кипрская авантюра» породила одну из напряженных точек на карте Европы: северная часть острова до сих пор считается турецкой, а Турция не признает власти Республики Кипр. После 1974-го попытки объединиться с Грецией ушли с поветски.
Теперь Греция и Кипр общаются на правах равных государств. При поддержке старшего брата островное государство вошло в Евросоюз.

Но матч «Олимпиакоса» и «Пафоса» в среду вечером от этого не станет менее принципиальным.
Дикие 4:4 «Юве» с «Дортмундом», чудо-победа «Карабаха» с 0:2, страдания «Реала». Главное в ЛЧ
👉 Создавайте свою команду в Фэнтези Лиги чемпионов. Следить за новым сезоном будет еще интереснее!

Фото: pafosfc.com ; en.wikipedia.org Photo by Dyomir Kalaitsev on Unsplash
На Пафоса родилась сама Афродита. Наверное, на Пафосе.