Беззащитная красота - «Парфюмер» Анны Щербаковой
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Летом 2019 г. фигурнокатательную общественность всколыхнула новость - в новом сезоне переходящая из юниоров во взрослые Анна Щербакова будет выступать под музыку из фильма "Парфюмер. История одного убийцы". Много было копий сломано в попытке выяснить, подходящий ли это выбор, но, как мне кажется, ответ мы получили если не на контрольных прокатах, то на недавнем выступлении Анны в Ломбардии уж точно. Короткая программа получилась на редкость удачной, во многом благодаря исполнительскому мастерству фигуристки, но также за счёт грамотного подбора образа, о котором мы поговорим в данном посте.
Книга "Парфюмер. История одного убийцы" за авторством немецкого писателя Патрика Зюскинда вышла в свет в 1985 г. и в литературном мире произвела настоящий фурор. История "гениального чудовища" разошлась по всему миру значительными тиражами и спустя двадцать лет после издания была экранизирована соотечественником писателя Томом Тыквером. Режиссер и композитор в соавторстве с Джонни Климеком и Райнхольдом Хайлем сочинил музыкальное сопровождение к фильму, создающее тревожную, напряжённую и таинственную атмосферу в фильме, полностью соответствующую настроению книги.
Книга представляет собой жизнеописание Жан-Батиста Гренуя - рождённого в парижской клоаке сына торговки рыбой, чья удивительная и ужасная судьба представлена на страницах книги так ярко, словно он существовал на самом деле. Гренуй - "ошибка природы", с самого рождения ставший изгоем общества из-за своих необычных и противоречивых особенностей. Он был способен различить любой запах на свете, даже те, что не имеют названия - и при этом собственного запаха не имел. Он был невероятно живуч и начисто лишён какой бы ни было человечности. Люди инстинктивно ненавидели и избегали его, и он платил им тем же. Самым знаменательным событием в его жизни стала встреча с безымянной красавицей со сливами - её аромат показался ему чудом после смрада, в котором он вырос, она пахла, как сама красота. Но, неспособный на любовь и вообще на какое-либо проявление привязанности, он тут же задушил её, и единственное, что огорчило его - невозможность сохранить этот волшебный запах. Именно это подвигло Гренуя стать величайшим творцом запахов в истории, создав аромат любви и красоты.
Для создания эликсира любви Греную необходим был аромат 13 невинных девушек, красивых едва расцветшей красотой юности - именно у таких девушек, как обнаружил чуткий нос Гренуя, аромат самый изысканный и прекрасный. Венцом его композиции должна была стать Лаура Риши, дочь грасского богача, самая красивая девушка в городе. Но для Гренуя, живущего исключительно своим гипертрофированным обонянием, внешняя красота Лауры ничего не значила - его интересовал только её запах.
Справедливости ради, надо сказать, что, согласись эти 13 красавиц добровольно полежать в тряпках, пропитанных жиром, они были смогли сохранить себе жизнь, поскольку Гренуй был одержим их запахом, а не убийством. Но представить себе такое в XVIII веке было невозможно, поэтому "чудовище с талантом" методично расправлялось со своими жертвами, собирая их ароматы один за другим, словно урожай. В конце концов, достигнув идеала, создав духи, которые заставили целую толпу людей сойти с ума от любви к нему, Гренуй постиг жестокое разочарование:
"То, чего он всегда желал, а именно чтобы его любили другие люди, в момент успеха стало ему невыносимо, ибо сам он не любил их, он их ненавидел".
Для короткой программы Анны Щербаковой хореограф Даниил Глейхенгауз выбрал отрывки из трёх частей саундрека к фильму: "Девушка со сливами", "Встреча с Лаурой" и "Убийство Лауры", что наводит на мысль, что Анна в данной программе олицетворяет собирательный образ замученных Гренуем девушек. Однако я бы не стала понимать данный образ настолько буквально: не зря выбранный для фигуристки костюм не копирует одежду героинь фильма, а представляет собой платье с абстрактным декором, украшенное узором из красных лепестков.
В моём понимании лейтмотивом программы является один из ключевых мотивов книги: беззащитность, обречённость красоты перед лицом бессмысленной жестокости. Гренуй неотвратим, как злой рок: ничто не может остановить его в его убийственной погоне за совершенством, и красота обречена погибнуть в его руках, оставляя после себя самый неустойчивый след - только запах.
Выбор данной темы для Анны абсолютно оправдан - со свойственной ей природной хрупкостью и выразительностью она рассказывает трагическую историю красоты на льду. Выражение её лица строгое и торжественное, при этом Анна много взаимодействует с залом: "Ничто не оправдывает уничтожение красоты и невинности" - как бы говорит она, обращаясь к зрителям. Финальный жест в конце программы - последняя слеза? - Анна совершает в тишине, сопровождаемой только последним ударом, похожим на бой огромных часов.
Программа Анны трагическая - но это не триллер и не фильм ужасов. Это глубокая философская постановка, напоминающая о том, какой хрупкой бывает красота, и как трудно уберечь нечто поистине прекрасное в мире людей, забывающих порой, что они люди.
Очень хорошо!!!
П.С. Автору тоже +.)
Разбор отличный, с тонким пониманием и проникновением, его можно рассматривать как своеобразное либретто к программе, а это значит, что благодаря таланту ТШТ, стали появлятся такие программы, которые можно без преувеличения называть шедеврами...
P.S. спасибо за разбор, жаль только что книгу теперь читать не так интересно будет, зная почти всю историю)
Думаю, символично, что именно за короткую программу Ане дали так мало баллов - как Вы пишете, хрупкая красота беззащитна. Однако жар-птица всё расставила по местам!
Я даже сразу вспомнила, что за момент в фильме был с этой музыкой, хотя не смотрела фильм много раз, но тот момент запомнился очень сильно)
Я тоже задумывалась, что же за образ у Ани в этой программе. Собирательный образ девушек-жертв я сразу отбросила и решила для себя, что она олицетворяет этот безупречный аромат, который создал парфюмер.
аромат, вызывающий у всех вокруг любовь)
Но ваша идея мне тоже нравится)