5 мин.

7 вопросов Дмитрию Терещенко, который отвечает за SMM в ХК «Спартак»

Дмитрий Терещенко отвечает в ХК «Спартак» за SMM, поэтому даже в цирк ходит с компьютером. Зато теперь вы знаете, почему и благодаря кому у клуба хороший маркетинг.

— В чем состоит твоя работа и как складывается твой рабочий день?

— Я называю себя «воронкой», потому что через меня проходит всё, что читают и смотрят о ХК «Спартак» в интернете.

Большинство полагает, что smm-щик — это «вешать картинки во вконтактик». Я не считаю себя «крутым» smm-менеджером, да и вообще меня раздражает это называние, потому что, я вижу, как это может и должно быть на примере североамериканских лиг — NHL, NFL, MLB. До этого уровня нашему спорту ещё минимум лет 15.

Подготовка к матчу начинается за полутора суток до игры: 4 часа готовлю контент. К одной игре у нас публикуется около 20 картинок с графикой, 5 видео, более 200 фотографий, 10 новостей и порядка 5-10 гиф-файлов. В день матча пресс-служба выпускает 7-10 новостей. Каждая новость перед размещением предполагает адаптацию к каждой платформе, поэтому публикация одной новости занимает от 10 минут до часа.

У «Спартака» богатая история — нам есть, что рассказывать каждый день. К примеру, перед игрой публикуем представление соперника. Моя задача разбавить этот текст визуальной информацией. Помимо основной работы, на каждого сотрудника пресс-службы ложится много дополнительной: наша общая задача — обеспечить комфортные условия для всех журналистов. Поэтому мы следим, чтобы вовремя появились протоколы в пресс-центре, чтобы работало электричество и интернет, чтобы коллеги могли получить необходимый комментарий от представителей клуба. В КХЛ очень серьезный многостраничный Регламент по маркетингу и коммуникациям, и мы обязаны четко выполнять все записанные там требования к клубам при проведении домашних матчей. За час до игры начинается самое жаркое для меня время — публикация состава и подготовка читателей к матчу. С этого момента 90% моего внимания получает твиттер @spartak_hc. Сажусь на трибуну за полтора часа до начала игры и ухожу через час после. За это время в соцсети выливается более 150 твитов.

За игровой день мы выпускаем более 10 прямых трансляций в соцсети с суммарным охватом около 9000 пользователей. Это прямые эфиры из раздевалки, с разминки и раскатки, предматчевого шоу, с выступления группы поддержки и т.п.

Болельщикам повезло: они смотрят матч и уходят, а мы с коллегами остаемся работать до 12 ночи. Это расшифровка интервью и пресс-конференции, обзор матча, фото и видео. Всё заканчивается в 2 часа ночи, когда размещаю последнюю фотогалерею.

Сразу не засыпаю. Играем с друзьями в NHL17 в формате EASHL. Конечно, за «Спартак».

— Самое сложное и легкое в твоей работе?

— Самое сложное — работа во время матча: нужно многое успеть за короткий отрезок времени. Самое лёгкое — фидбек и позитив после удачного матча: никакого негатива в комментариях. А вот если команда проиграла, то тут даже хорошая акция или новость вызывает в соцсетях гнев и ругань. От этого всегда сильно устаешь.

Отдельно хочу рассказать о своих коллегах. То, что появляется в социальных сетях и на официальном сайте клуба — верхушка айсберга. Без отдела маркетинга, спонсорства и пресс-службы ничего этого бы не было. Только совместная работа над всеми проектами даёт положительный результат. У нас — отличная команда, мы любим свое дело.

спарта

— SMM должен есть, пить и спать с включенными телефоном?

— Да. Я занимаюсь соцсетями в хоккейном «Спартаке» почти девять лет. Перед тем, как получить эту должность, меня спросили, готов ли я круглосуточно быть на связи. Например, в этом сезоне с 15 по 21 октября было 8 матчей, включая молодежную команду. И все это время я работал. Один раз с сыном, женой и компьютером ходил в цирк — наслаждаться программой Запашных и параллельно — матчем МХК «Спартак» в Хабаровске.

Телефон ставлю на ночной режим около двух часов ночи и снимаю с него около 9 утра. Но, есть люди, которые могут мне позвонить и ночью. Отпуск у меня один раз в году — в июне. Везу с собой в путешествие MacBook, iPad и iPhone — работать. Главное, что супруга, пока это всё терпит.

— Как работа SMM может увеличить/ухудшить репутацию компании?

— Не всегда и не везде что-то зависит от социальных медиа. Есть клубы и компании, у которых социальные сети никакого значения не имеют из-за специфики региона. А есть клубы, у которых работа маркетинга и smm превосходят результаты самой команды.

Далеко за примером ходить не надо. Последние два сезона у всех на слуху маркетинг нашего клуба. Но это не из-за миллионного бюджета, как многие полагают. Тут пашут круглосуточно несколько человек, которые любят свою работу, а главное, понимают, что они делают и как им это всё организовать. Наверное, это самая профессиональная команда менеджеров за всю мою карьеру.

— Может ли сегодня должность SMM-менеджера стать престижной?

— В России — однозначно нет. Даже если smm-отдел имеет более 10 сотрудников в компании, а таких крупных холдингов в России не более полусотни, то он не является ключевым в корпорации. Надо подождать, может быть что-то поменяется, хотя не исключаю, что через 10 лет и соцсетей уже не будет.

Конечно, можно стать руководителем отдела социальных медиа и иметь в штате 5-10 человек только под соцсети, как это есть в клубах NHL… Но не стал бы называть это карьерным ростом.

Во многих вузах проходят отдельные лекции по социальным медиа, но они часть какой-то программы. Кому это интересно, тот самостоятельно ищет, читает, спрашивает и смотрит вебинары. Моя помощница как раз студентка, ей интересна эта область. Несколько раз за сезон меня просят проконсультировать другие клубы.

Навыки можно получать только с опытом. За девять лет работы с социальными медиа опыта накопилось столько, что уже и не всё успеваешь применить.

— Были ли смешные истории, связанные с твоей работой?

— Смешных историй накопилось уйма, но ввиду корпоративной этики рассказать не смогу. Не обижайтесь.

— Можешь дать несколько советов тем, кто занимается SMM?

— Любить свою работу. Если есть хотя бы малейшее желание не идти утром на работу — надо её менять. Многие студенты начинают заниматься соцсетями и потом бросают их, не видя никакой перспективы в этом. Будьте терпимее. Это не сразу может принести желаемый результат.