Ассоциации: философия и теннис
Если взглянуть на теннис с философской точки зрения, то вся его многогранность, неповторимость, свобода и красота предстанут еще более стереоскопично. Прямо как Анна Курникова. В объятиях Эпикура. В общем, мой генератор ассоциативных связей не на одну шутку завелся…
«Теннисные стихии»
Как завещал нам древнегреческий философ Эмпедокл, весь теннисный мир состоит из четырех основных стихий: земля (грунт), трава, хард и огонь. "Они то сливаются в любви, то разъединяются и враждуют, а в процессе их сезонного круговращения каждая из стихий выходит попеременно на первый план". Когда теннисист находится в доминирующей стихии «огонь» (“on fire”)- ему (по Гераклиту, который заявлял, что всё состоит из огня) подвластны все стихии сразу.
Также Гераклиту мы благодарны за его бессмертный афоризм: «Нельзя дважды войти в один и тот же рейтинг».
Теннисистам же, которым за свою практику не удалось покорить ни одну из стихий, остается философски цепляться за апейрон. Некоторые философы (Фалес Милетский) считали, что всё состоит из воды. Если организм обыкновенного человека состоит на 75 процентов из воды, то организм теннисиста - на все 90 процентов – он пьет чаще, чем раненый лось.
Правда, кроме воды, в организмы теннисистов попадают и другие жидкости. Согласно «теории жидкостей» Гиппократа - у кого какой жидкости больше, у того – такой и темперамент. Главное, чтобы не преобладала «черная желчь»: теннисист тогда становится грустным, боязливым и нелюдимым.
«Счет на табло»
Эту философскую данность установил впервые Пифагор, заявив, что всё состоит из чисел. Вернее – что числа правят миром. Иногда они носят мистический характер и подчиняет себе человека. Зачастую, что бы теннисист ни предпринимал, как бы ни лез из кожи вон, счет на табло все равно переворачивался не в его пользу.
Немногим удается разработать философский прием для универсального общения с числами. Джокович не раз доказывал, что частично овладел великим ключом пифагорейской математики, ибо в моменты критического для себя счета мог укротить числа и развернуть ход матча на 180 градусов. Но бывало и с точностью до наоборот. Это когда ключ вставляют не той стороной. Или еще того хуже – пихают в великую тайну отмычку или же грубо орудуют ломом.
«Совершенство»
Непревзойденным укротителем «счета» является Роджер Федерер, который побил огромное количество всяческих числовых рекордов, делая свой числовой совершенный порядок еще более совершенным. За что причислен к лику теннисных святых. Европейскому теологу 11 века Ансельму, который однажды за завтраком заколебался в вере, явился Отче как раз в образе теннисиста Федерера (в белой бандане из роз) и угостил его божественной амброзией Моёт. После чего Ансельма хватил удар философской истины и он накатал трактат «Монологион», где выдвинул ряд доказательств существования Бога, исходя из личных переживаний и ощущений степеней совершенства.
Единственный, кто не поверил Ансельму (а на деле его взяла обыкновенная зависть, что не ему достался Моёт), был Фома Аквинский. После чего он разродился своими пятью доказательствами совершенного бытия Отче. Но поскольку первые три по сути ничем друг от друга не отличаются («Отче есть прародитель движения – то бишь «великий двигатель» - перфектум-мобиле), Фома все же несколько преувеличил свои заслуги.
Позже Отче ( в виде Абсолютного духа Роджера) также являлся и Гегелю, в момент, когда в его городишко вступал Наполеон. Чем и в каких количествах угощался немецкий философ, история об этом умалчивает. Результатом этой встречи стала его знаменитая «Феноменология духа».
«Мяч не летит»
Философское состояние, когда, теннисист как бы ни старался приладить удар – мяч не летит ни при каких обстоятельствах – а безвольно плюхается на хавкорт или того хуже – в сетку. Подобные выходки неодушевленных предметов объяснил еще философ Зенон, у которого, как известно, «ничто не двигалось». Достаточно вспомнить знаменитую «стрелу Зенона», которая когда летела, все равно оставалась неподвижной. Чем мяч, спрашивается, хуже той стрелы? (Интересно, часто ли поминают добрым словом Зенона спортсмены-лучники?)
«Великая иллюзия»
Иногда на пресс-конференциях теннисист прозрачно намекает на завершение карьеры. Даже когда он заявляет, что намерен играть еще долго и измеряет длину своей карьеры в олимпиадах, красавицах и кубках, попугаях и табуретках - не верьте. В душе он все равно готов капитулировать.
Такое философское состояние прекрасно объяснили древнегреческие элеаты. Исходя из их учения всё кажущееся разнообразие существующих теннисных приемов, а особенно «самостоятельное движение» на корте - всего лишь Иллюзия. Одна большая Иллюзия. Погоня за наградами, титулами, рейтингами – всё суета и тлен. Кому из теннисистов, познавших иллюзорность теннисного бытия, хотя бы однажды не хотелось всё бросить к чертовой матери и прямо в разгар матча уехать в глушь, на Мальдивы. Обычно они предпринимают эти отчаянные попытки во время туалетных перерывов. Но отлавливаются бдительными охранниками и водворяются обратно на корт.
«Ограничь желание»
Некоторые теннисисты подобно эпикурейцам (сторонникам Эпикура) стараются на каком-то карьерном этапе ограничивать свои желания – чтобы неудовлетворенных желаний оставалось меньше. Раонич пока явно ограничивает, Марин Чилич философски не спешит…Круче всех укрощал свои желания Типсаревич, который досиделся беститульным до 27 лет, тем не менее высидев себе теплое местечко в топ-10. Вот к чему приводит правильная философская тактика. Помните, как там у Есенина: «Я скупее стал в своих желаниях…»…Или это у него про другое? Неважно.
Эпикурейцы понимали толк в рацио, применимом к удовольствию, – нечего гнаться за недостижимым и невыполнимым. Беккер за всю карьеру ничего не выиграл на грунте в одиночке– потому что понимал, что не «его». Так зачем же ракетки ломать? Это он сейчас говорит, что дурак был. А тогда – воздерживался. Так что умерять аппетиты иногда очень полезно. Чтоб потом не было так мучительно больно….
Под «удовольствием» эпикурейцы понимали не только отсутствие умственной и душевной боли, но и физической. А вовсе не вечеринки у шейхов и вожделение Анны Иванович, как превратно толкуют учение некоторые нерадивые эпигоны.
«Не ограничивай желание»
Противоположной точки зрения в теннисе придерживаются адепты Маркиза де Сада, главный девиз которых «Если что-то доставляет удовольствие, делай это». Никаких ограничений на корте вплоть до садомазохистских оркестровок. Известным садистом был Иван Лендл – умным, техничным и обожающим ставить соперника в обескураживающее положение. Маррей еще не достиг высот учителя, но и у него издевательские приемчики (дропшоты, подрезки) получаются весьма успешно.
Бритва Оккама: «Не приумножай сущности без надобности»
Так звучит философский тезис по имени средневекового схоласта Уильяма Оккама. Суть его проста и гениальна одновременно: руководствуйся принципом «достаточного основания» и не делай лишних движений.
Его виртуозными воплотителями в теннисную жизнь были искусные адепты философии стиля «серв-н-воллей».
Не мешало бы этот тезис прилепить себе на лоб всем современным любителям ралли в 56 ударов, лицезрение которого вызывает у зрителей приступы морской болезни.
«Когито эрго сум»
Это единственный тезис, в котором Декарт был уверен до конца, подвергая сомнению всё остальное. Не так много теннисистов могут похвастать, что изобрели свое собственное «когито». Единицам под силу победить соперника силой интеллекта, демонстративно ставя под сомнение существование чего угодно (вредного судьи, испорченной кармы, ветра с камнями), кроме его собственных мыслей.
Умение теннисиста силой мысли вОвремя обнаружить себя на корте (в моменты ухода в астрал) – и есть (по Декарту) «самообнаружение субъекта в акте мышления». «Где я? Кто здесь? Какой сегодня индекс Доу-Джонса?» - этими мощными мыслительными усилиями теннисист возвращает себя из астрального путешествия - на теннисную Итаку. Вспомним матч Джокович – Сеппи на последнем РГ, где Новака непонятно где носило целых два сета, но благодаря своему «когито» ему все же удалось осуществить аварийный спуск и завалить противника.
Еще дальше в вопросах мыслительной самоидентификации пошел англичанин эмпирик Джон Локк, согласно которому теннисист получает знания либо из личного опыта, либо экстраполирует, отталкиваясь от него. «Являюсь ли я сегодня той же самой личностью, которой я был некоторое время (день, месяц, год) назад?» - краеугольный вопрос философии Локка. Если судить по таким, к примеру, игрокам, как Росол и Гулбис, то однозначно – нет. Ни о какой личностной целостности говорить не приходится. Для них можно было бы создать альтернативный Зал теннисной славы – игроков на один матч. И выставлять экспонаты на часок – как «калифов».
Эмпириотеннисизм -
чистый опыт, в том виде, в котором он непосредственно познаётся теннисистами в «комплексах ощущений». Самые яркие представители школы эмпириотеннисистов – это «многоопытные одиссеи», ветераны тенниса (Налбандян, Хаас, Хьюитт, Штепанек, Ллодра). Реакционную сторону Э. критиковал философ Ленин – когда понимание опыта очищалось от «априорных апперцепций» (рассудочных понятий), якобы незаконно привносимых в опыт (глава «Давид и Дьяволова нога», «Искушение средним пальцем» и другие «безрассудные» проявления опыта).
Несколько теннисно-философских афоризмов:
«Достигнуть финальной зари можно только тропою ночных кругов ада» (Х.Д.Джебран)
«Теннисисты бежали бы друг от друга, если бы видели один другого в полнейшей откровенности» (Э.Кант)
«Чем строже и безжалостнее ты осудишь себя, тем справедливее и снисходительнее будешь судить других» (Конфуций о вышечниках)
«Страшно не то, что вас обыграли, страшно, если вы постоянно помните об этом» (Конфуций)
«Нетерпимость в малом разрушает великий замысел» (Конфуций)
«Матчи учат многому, чего геймы не знают» (Р.Эмерсон)
(Продолжение следует….)
Мне понравилось)
:)
=Совершенно не отражена точка зрения Аристотеля, считавшего, что человек является существом подающим, в то время как пространство вокруг него находится в состоянии неопределенности до момента самоопределения мяча, как субъекта.
Теория человека подающего, homo supplere, в свою очередь повлияла на поздние, неизвестные труды Макса Штирнера, который нашел в теории обоснование своей теории единственной реальности, существующей достоверно только для человека подающего, т.е. солипсизма.
Хотя до сих пор достоверно неизвестно, какого именно человека имел в виду Штирнер, не может быть никаких сомнений, речь шла только о наиболее аристократическом виде спорта в его эпоху — теннисе.=
)) Красота! Чел в теме)
Приношу вам свои поздравления, с Днем Рождения!
Мне очень нравится, как вы пишете, у вас свой необычный стиль :)
У него про время в теннисе хорошо: "Время свободно, но оно бесценно")
Ну, согласись: если досократики еще хоть как-то представлены, то французские просветители - одним маркизом де Садом :) Как-то не шибко стереоскопично, ты не находишь?)
и восточные философы не охвачены....непорядок) коперник опять же - что вокруг чего вращается?) Ницше - рождение гармонии из духа...или туда лучше не лезть?))
В общем, у меня тост - Да пребудет с нами дух Истины!)