4 мин.

Что за распорка на носу у Алькараса?

Карлос Алькарас в Риме взял третий титул в сезоне и второй – с пластиковой полоской на носу. В Италии он играл с черной, а в начале сезона в Роттердаме – с розовой. Еще раньше с ней же он провел итоговый турнир ATP, где не вышел из группы.

С такими же полосками в этом году играли как минимум Николас Харри и Каспер Рууд, а еще в 2019-м – Мария Шарапова.

Такие полоски довольно популярны среди американских футболистов. В США они продаются в любой аптеке, и считается, что даже без насморка или астмы они помогают более эффективно дышать носом – что особенно важно для спортсменов, которые играют в капе. Один из лучших игроков в истории НФЛ Джерри Райс рассказывал, что они не только помогают легче дышать, но и ускоряют восстановление и отгоняют усталость.

Алькарас играл в полосках, потому что перед итоговым турниром и Роттердамом простудился. Харри рассказывал, что из-за искривленной перегородки носа у него воспаляются носовые раковины, и он страдает от сильной аллергии, так что полоски его спасают:

«Мне приходилось дышать ртом, и я очень быстро уставал. Кислород не поступал в мозг. Ничего хорошего в этом не было. С полосками мне гораздо лучше, они помогают мне дышать».

А вот Рууд по ходу февральского турнира в Далласе рассказал, что свои заказал больше из любопытства на «каком-то странном китайском сайте» и, несмотря на отсутствие медицинских показаний, чувствовал, что с ними правда дышится лучше (но после той недели больше в них не играл).

***

Одна проблема: уже в середине 90-х появилось несколько исследований, которые экспериментами или вообще в лаборатории доказывали, что полоски спортсменам никак не помогают.

В 1996-м ученые из Иллинойсского университета выявили, что полоски не оказывают почти никакого влияния на то, сколько воздуха проходит через легкие, а также на то, сколько кислорода человек способен из этого воздуха извлечь. Два года спустя эти выводы подтвердили специалисты из университета штата Нью-Йорк в Буффало.

В 2006-м Том Райлли, профессор Ливерпульского университета имени Джона Мурса, объяснял The Guardian: «Для большинства видов спорта ограничения легких играют намного меньшую роль, чем сердца или мышц. Кроме того, на высоком уровне объем вдоха через нос незначителен по сравнению с тем, что мы вдыхаем через рот. В физиологическом плане эти полоски особой пользы не несут».

А президент Международной ассоциации спортивной науки Фред Хэтфилд в 1997-м высказывался еще жестче: «Для большинства спортсменов эти полоски – глупость». Правда, он при этом отмечал, что они могут быть полезны во время выступлений на жаре: исследования показывали, что расширение ноздрей способно снижать нагревание мозга.

***

Несмотря на исследования, британская бегунья и рекордсменка мира в марафоне Пола Рэдклифф все равно не верила. «Конечно, они помогают. Они открывают дыхательные пути», – утверждала она в 2006-м.

Но судя по имеющимся научным данным, помогают они только лошадям. В результате эволюции лошади дышат только носом. Эта адаптация помогает им убегать от хищников, не отвлекаясь от поедания травы.

При этом в носу у лошадей есть слабое место – как родничок у младенцев. Во время нагрузки от быстрого бега этот слабый участок носа может сложиться, что, в свою очередь, может привести к кровотечению в легких. Это распространенная проблема среди скаковых лошадей.

Полоски на носу помогают удержать слабый участок и не дать ему обвалиться. Так что лошадкам они спасают карьеры и здоровье.

А вот спортсменам если и помогают, то только психологически.

Фото: Gettyimages.ru/Clive Brunskill, Sam Hodde, Matthew Stockman, Andy Lyons, Dan Istitene