5 мин.

Чему нас учит история Джоковича

За все время ведения блога я, пожалуй, впервые в недрах российской журналистики обнаружила достойную аналитику о Новаке Джоковиче, и та оказалась не про теннис, а про его скандальный депорт. Репост статьи политолога Глеба Кузнецова ("Актуальные комментарии"): "«Неправильное пандемийное поведение»: чему нас учит история Джоковича".

Прошедшая неделя дала удивительный пример «неправильного пандемийного поведения». Новак Джокович закончил свою австралийскую эпопею. Второй суд был по большому счету формальностью. Министр, отвечающий за вопросы миграции, по австралийскому закону может аннулировать визу любого человека, чем он и воспользовался. К процедуре вопросов нет — «сделал, потому что может», а суд исследовал именно процедуру, а не его основания, о чем и заявил в решении.

Однако прозвучавшие аргументы и логики очень хорошо показали, в какой ситуации оказался мир на начало 22-го года. А потому были очень и очень полезны. Защита атаковала ведь не процедуру, а «логичность и обоснованность» решения, а сторона правительства вынуждена была отвечать на вопросы.

Итак, пресса писала, что Джоковича преследовали, потому что он «предоставил не те документы», что-то там «нарушил», «соврал в анкете», что «закон для всех один» и так далее по списку публикаций последних 10 дней, сводящихся к логике «сам виноват». Не так. Официально и подтверждено судом: аннулируют визу и высылают его не потому, что он «незаконно въехал в Австралию», а потому, что его пребывание на турнире противоречит национальным интересам Австралии, чревато народными выступлениями и «оказывает поддержку антиваксерам».

При этом Джоковичу не надо ничего говорить, как-то выступать публично или поддерживать что-то там активно. Враждебен интересам Австралии сам факт его существования. Единственное публичное высказывание Джоковича о вакцинации относится к весне еще 2020 года. Но так как он с тех пор не выступил с «провакцинных позиций», хотя имел массу возможностей, делает его тем самым врагом государства и правопорядка.

Суть в том, что недостаточно быть привитым или просто молчать о своей позиции, надо публично выражать лояльность. И это важнейший момент истории. «Неправильность» Джоковича не в том, что он не привит, а в том, что, принадлежа к глобальному миру — суперзвезда-миллионер из мира спорта — он позволяет себе не продвигать основную повестку этого глобального мира. То есть вакцинация — здорово, что это сказано и в решении правительства, и в суде крупного государства — это не про здравоохранение, не про науку, а про доминирующую повестку элит, а тот, кто позволяет быть даже не в оппозиции, а просто недостаточно «на той стороне» — подвергается всему комплексу воздействий в рамках культуры отмены.

Нельзя не отметить роль прессы. В обоснование своего решения министр прямо ссылался на BBC. То есть угроза австралийской государственности от Джоковича произошла не просто от априорной его вредоносности, а потому что возможность ее предположили медиа. Именно BBC писало про миллионы возмущенных австралийцев (игнорируя тысячи, собиравшиеся на митинги в его поддержку), именно ВВС припоминало Джоковичу все что он сказал или сделал не так за все время своей карьеры и даже рассуждало, что первые шаги в теннисе и жизни он делал во время атаки НАТО на Югославию, что возможно сказалось на его принятии и одобрении всего того добра, которое цивилизация и прогресс несет каждому.

Австралийская пресса занимала позицию в зависимости от своей партийной принадлежности — лоялисты качали тему нестыковок в позиции Новака и праве правительства оборонять границы, оппозиционеры подчеркивали нелогичность и непоследовательность правительственной позиции, но «фундаментальная вина» серба, не способного разглядеть ни педагогической пользы в бомбежках, под которыми он рос, ни счастья от вакцинации — это фирменное от глобальных медиа.

Удивительно много медийных ресурсов было вложено и в уговоры Джоковича не бузить. Сначала Джокович «не должен был подавать в суд» первый раз. Надо было «просто принять решение» и уехать. Потом должен был «сам» удовлетвориться моральной победой в первом суде и снова уехать. Правительство дало ему целых четыре дня на это и только убедившись что «товарищ не понимает» реализовало свои полномочия. Потом — получив вторую депортацию — он не должен был подавать в суд во второй раз и опять просто уехать. Количество «сочувственных» публикаций и высказываний коллег-спортсменов и экспертов про то, как вся эта ситуация унижает Джоковича и вредит его карьере (а может и совсем ее уничтожит, если он будет настаивать) зашкаливает.

Отдельная вишенка на тортике это то, что на сегодняшний день Австралия со своими 80% привитого населения в тройке наиболее растущих по коронавирусу стран (более 100 тысяч новых случаев в день). При этом в отличие от других стран, проходивших пандемию более-менее равномерно и сегодня объясняющих низкую смертность у себя вакцинацией, рекорды бьет не только «позитивность», но и количество умирающих.

Твиты австралийского премьера про то, что именно «сильные границы» спасают жизни и нужно быть непреклонными в их защите от нарушителей выглядят посланиями совсем из нездешнего мира. «Антиваксерам» ведь поддержку оказывает не то, что в неиммунизированном, из-за почти двухлетнего локдауна, населении вирус распространяется, наплевав на вакцину, а существование Джоковича.

Джоковича же можно только поблагодарить. Он совсем не пламенный борец за чьи бы то ни было права, не антиваксер и не враг порядка, но его упрямство и последовательность (а так же деньги, которые у него была возможность вложить в свою защиту — в отличие от почти десятка спортсменов и членов команд, просто высланных или уехавших из Австралии самостоятельно в последнюю неделю) подсветили важные вещи из области администрирования «новой реальности».

 

Автор: Глеб Кузнецов

Источник 

Фото: Getty.