5 мин.

Бойцовая рыбка

Наверное, эту историю тоже надо начать с самого начала, как и принято в таких случаях. Араван начала профессиональную карьеру в 2005 году, а в 2006-м появились первые заметные результаты – 3 круг «Ролан Гаррос» (квалификация – уайлд-кард для этой француженки предусмотрен не был), 4 круг US Open (основная сетка по рейтингу), завершение сезона в Топ-50. В 2007 году Резаи впервые вышла в финал турнира WTA. В Стамбуле, был такой грунтовый турнир накануне «Ролан Гаррос», она обыграла Винус Уильямс и Марию Шарапову, а в финале уступила Елене Дементьевой. 2008 год начался финалом в Окленде, проигранным Дэвенпорт, и 3 кругом Australian Open. В 2009-м случился первый титул в Страсбурге – правда, без намека на победы даже над Топ-20. На «Ролан Гаррос» в том же году в 4 круге она уступила Динаре Сафиной, а в Торонто обыграла Сафину, на тот момент первую ракетку мира, и это была вторая победа Араван над теннисистками Топ-10 – первой была Шарапова в Стамбуле-2007. В завершение сезона 2009 Араван стала первой в истории чемпионкой турнира на Бали – в полуфинале была повержена МХМС, а в финале Бартоли снялась из-за травмы – и эта победа позволила ей снова вернуться в первую полусотню.

В общем, как можно заметить, карьера Араван Резаи до этого момента очень напоминает то, что принято называть «ходить кругами» – движение наверх было таким медленным, а порой и ретроградным, что сложно было в этом замкнутом круге заподозрить спираль. Так, например, между двумя выходами в 4 круг турнира «Большого шлема» (лучшее достижение) промежуток в три года. Вторая победа над теннисисткой Топ-10 случилась только спустя два года после первой. Во второй раз Араван закончила год в Топ-50 спустя три года после первого. Короче говоря, учитывая тот факт, что по нынешним стандартам она уже не очень-то и молода – ровесница Шараповой, а Иванович так и вовсе старше на полгода – можно было сделать вывод, что из иранской француженки со временем выкуется хороший крепкий середняк. И результаты этого сезона – лучшее достижение полуфинал в Сиднее и только две победы над Топ-20 – вроде бы свидетельствовали в пользу этой версии. И хотя Араван тихим ходом добралась к концу апреля в Топ-20, шла все же тяжеловато.

Так что ее выступление в Мадриде – это, конечно, полная неожиданность. Надо думать, что главную роль во всей этой истории сыграла Жюстин Энен. Ну согласитесь, не каждому в жизни выпадает такой подарок, как в первом круге грунтового турнира обыграть грунтовую королеву, пусть и не в королевской форме. Как говорит сама Араван – «главное, что я поверила в себя», и совершенно точно, что это случилось именно после матча с бельгийкой. А дальше все пошло как по маслу.

Потом были две соперницы, победы над которыми погоды не делают, но помогают освоиться в качестве «играющей роль и имеющей значение» – Закопалова и Петкович. В четвертьфинале Араван представилась возможность забить ногами Янкович, которая после финала в Риме и встречи с Иванович в первом круге Мадрида была уже изрядно подуставшей, хотя дело, конечно, не только в этом. В полуфинале Шафаржова дала возможность передохнуть денек – снялась при счете 1:6. А в финале против Винус Уильямс Араван в полной мере обнаружила те черты характера, которые помогли ей не просто хорошо сыграть, но и выиграть матчи у Энен и Янкович и за которые ее с полным правом можно именовать бойцовой рыбкой.

В первом сете Резаи просто вынесла старшую Уильямс в одни ворота. Представьте себе, это возможно – ударные способности, чтоб вынести топа вот так хотя бы в одном сете, у нее определенно детектед. Но второй сет был под большущим вопросом, потому что играть на таком выносном уровне весь матч умеет разве что Шарапова. И правда – во втором Араван немножко ослабила хватку, Винус глотнула воздуха и повела 4:1, однако именно после этого в матче и началось самое интересное.

Конечно, тут сыграло свою роль и то, что для Винус грунт самое неудобное покрытие, а для Араван как раз наоборот. Бьет-то она и для харда хорошо, но до мячей добегать только на грунте успевает – тяжеловата. А еще наверняка опыт победы над Винус на грунте три года назад сделал свое вдохновляющее дело. Ну и, конечно, имело место осознание факта, что такая возможность может больше и не представиться, а после Энен и Янкович шансом не воспользоваться грех. И кажется, Араван хорошо понимала, что третий сет не потянет чисто физически, а там будет совсем другая игра – на той стороне истинная чемпионка, у которой можно выиграть в финале турнира, только если быть Бартоли. Собственно, то, что было со счета 4:1 в пользу Винус во втором сете и было готовым сценарием для фильма «Быть Бартоли».

Араван вцепилась зубами намертво. Ярость, священная ярость – вот какой после этого матча надо дать Резаи никнейм. Это не передать словами, но было полное ощущение, что она бьется не на жизнь, а насмерть. И когда она сравняла счет, сделала по 5, стало ясно, что теперь не отпустит. Странно не только слышать, но и произносить такие слова в контексте Винус Уильямс, но это было именно так. И Винус капитулировала. А у нас появился сценарий для нового фильма – «Быть Араван Резаи».

Прекрасный турнир для Араван, настолько прекрасный, что даже не хочется пытаться заглядывать в ее будущее, чтоб момент не испортить. Но пока что сложно сказать, станет ли этот турнир трамплином для чего-то большего. Определенно никому не хочется пожелать ее в качестве соперницы на «Ролан Гаррос», но пока она не производит впечатления той самой большой девочки, способной вмешаться в борьбу за медали. Очень верно подметила Винус Уильямс после финала – «я бью сильно, Серена бьет сильно, но Араван вкладывается в каждый удар. Если она сможет так и дальше, ее ждет хорошее будущее». А сможет ли она так и дальше?

Этот турнир был проведен на одном дыхании, вдохновенно, а на постоянной основе попадать такие мячи, какие она в Мадриде попадала, это уже выход на принципиально новый уровень. У некоторых теннисисток так бывает, что для выхода на новый уровень не хватало именно веры в себя, смелости, даже наглости. Но у Араван как раз нет проблем со смелостью и даже наглостью, у нее другие проблемы. У нее проблемы со стабильностью. И если она не попадает свои огневые мячи, крыть больше нечем – нет разнообразия, плохая игра слета, не очень хорошая работа ног, проблемы со скоростью передвижения по корту, а это то, что за один турнир не меняется. В общем, много дыр, которые найдут чем заткнуть более мастеровитые и опытные. А ведь после грунта наступит хард, на котором эти дыры станут еще более заметны, последуют новые поражения, и вот тогда француженке придется заново испытывать свою веру в себя. И работать, работать, работать. Впрочем, Патрик Муратоглу должен ей в этом помочь.