Допинг был в его организме с рождения: финский лыжник стал чемпионом из-за редкого заболевания
В 1993 году девяносто восемь саамов, в том числе и финский трехкратный победить Олимпийских игр Ээро Мянтюранта, стали предметом генетического исследования, результаты которого были достаточно шокирующими. Организмы двадцати девяти исследуемых без каких-либо стимуляций вырабатывали большое количество красный кровяных телец — эритроцитов, — что позволяло им быть более выносливыми и максимально долго сохранять свежесть мышц. Ради это, собственно, «обычные люди» употрябляют ЭПО.
Ээро, впрочем, всё равно не гнушался гормональным допингом, но его случай интересен не этим.
Когда появились сомнения?
Мянтюранта подружился с лыжами в очень раннем возрасте: катался на них в школу, позднее не снимал их во время службы на границе и использовал их как транспорт до работы. Он много тренировался и сумел отобраться на Олимпиаду в Скво-Вэлли в 1960-м. Там 22-летний представитель малочисленного народа — саамов — впервые примерил золотую медаль Олимпиады, выигранную в эстафетной гонке. Уже тогда он был крепким членом сборной, но настоящие свершения случились только четыре года спустя. В Инсбруке-1964 спортсмен установил, пожалуй, рекорд по отрыву от ближайшего преследователя. В гонке на 15 километров он опередил соперника из Норвегии на 40 секунд, а на дистанции 30 километров оказался на финише раньше аж на минуту.
Не на том попался
В лыжном сообществе в достижение таких результатов честным путём не верили и поговоривали о том, что Ээро обходит допинг-контроль изощренными способами. Например, переливает кровь, «отложенную» про запас. Но всё было не совсем так. На национальном первенстве финна поймали на употреблении амфетамина. Спустя время Мянтюранта признался, что ради улучшения спортивных показателей он принимал гормоны. Только вот тогда ни он, ни СМИ, ни международные организации не знали, что они в этом в сущности не было никакой нужды. В начале 1990-х, когда учёные освоили более сложные методы исследований, выяснилось, что Ээро болен. Диагноз — полицитемия, в результате которой эритроциты вырабатываются в несколько раз быстрее.
В обычной жизни это достаточно опасно, ведь с избыточными красными тельцами кровь становится гуще, а это может приводить к образованию тромбов и большой нагрузке на сердце. Однако в большом спорте «больной» может достичь недюжинных результатов, так как его организм утомляется намного медленнее.
За выработку эритроцитов отвечает вырабатываемое почками вещество — эритропоэтин (ЭПО). У людей без отклонений оно вырабатывается в большем количестве при нехватке кислорода. Этим не брезговали пользоваться некоторые спортсмены. Проводя сборы в высокогорье, где априори дышится сложнее, они выкачивали «хорошую» кровь, чтобы перелить её обратно во время соревнований. Но эту лавочку быстро прикрыли официальным запретом на такие махинации во второй половине 1980-х.
Это семейное
Как оказалось, не только Мянтюранта, но и некоторые члены его семьи страдают от такого же заболевания. Саамы — обладатели гена EPOR, который и провоцирует костный мозг на производство красных кровяных телец. Скорее всего, такая генная мутация случилась под воздействием географического фактора.