7 мин.

Лидер сборной Кыргызстана по современному пятиборью готовится к турниру Хоришко

Неоднократный медалист чемпионатов Азии, рекордсмен Кыргызстана с 2020 года и один из многолетних лидеров национальной сборной Радион Хрипченко вновь выходит на пик формы.

В июне он занял второе место в личном зачёте чемпионата Кыргызстана, показав, что полностью восстановился после повреждения, полученного ещё на Азиатских играх в Ханчжоу-2023. Тогда именно он стал лучшим в составе сборной, но последствия травмы вынудили пропустить почти весь сезон-2024.

Сегодня его главная цель — турнир Хоришко, который пройдёт с 2 по 7 октября. Для кыргызстанского пятиборца это не просто очередные международные соревнования, а один из ключевых этапов в борьбе за мировые позиции.

Турнир с историей и престижем

“Хоришко” появился в календаре ещё в начале 2000-х годов и за это время превратился в настоящую визитную карточку современного пятиборья. В разные годы он входил в список международных квалификационных стартов к Олимпийским играм: так, в 2016-м, 2019-м и 2023-м турниры серии Horishko International World Ranking давали спортсменам очки для попадания на Олимпиаду. Перед Парижем-2024 именно Хоришко стал одним из четырёх этапов, на которых формировался рейтинг, наряду с турнирами в Польше (август 2023), Испании (сентябрь 2023) и Египте (январь 2024).

Таким образом, Хоришко традиционно собирает весь цвет мирового пятиборья. Даже в те годы, когда он не является олимпийским квалификатором, турнир остаётся одной из самых статусных арен: таких соревнований под эгидой Международного союза современного пятиборья (UIPM) в календаре всего несколько.

Особый старт для Кыргызстана

Для Хрипченко Хоришко имеет ещё и личное значение. В 2024 году именно там он, по сути, впервые после тяжёлой травмы вернулся на международный уровень, доказав, что способен конкурировать с сильнейшими и заняв 3-е место в личном первенстве. Теперь задача стоит ещё амбициознее — не просто участвовать, а бороться за высшую ступень пьедестала.

“Не буду удовлетворён никаким местом, кроме первого”, — признаётся спортсмен. И это не бравада: в комбинированной дисциплине (лазер-ран), которая считается его коронной, кыргызстанец уже не раз показывал результаты, сопоставимые с элитой мирового рейтинга.

О возвращении после травмы, новых реалиях пятиборья и ожиданиях от турнира — в нашем интервью.

— “Как чертик из табакерки” — справедливо будет так сказать про твое триумфальное возвращение на чемпионате Кыргызстане в середине июня, где в индивидуальном зачете занял 2-е место?
— Не стану скрывать, кого-то из конкурентов и правда шокировал одним своим появлением. Некоторые искренне удивлялись, полагая, будто я завершил карьеру. “Ого, ты не завязал?” — так спрашивали. Не дождетесь! Примерно понимаю, почему. Я уже достиг такого возраста и уровня, когда можно заниматься, не имея тренера, который ежедневно будет писать тебе планы и давать советы. Поэтому готовился вдали от чужих глаз. Да и после Азиатских игр, которые были в сентября 2023 года, пропустил целый год — последствия травмы не прошли бесследно.

— Она не помешала показать результат в финальном протоколе Азиатских игр…
— …Но все далось очень большой ценой. Кто меня знает, тот в курсе, что я стану сниматься, только если ползать не смогу. Поэтому все равно предпочел завершить выступление. Но потом долго не мог прийти в норму. Если бы была понятна природа проблем — другое дело. Но то ли повреждение такое неизученное, то ли специалистов нужных не находил — врачи не могли толком озвучить причину, каждый говорил разное. Тревожил поясничный отдел. Возможно, зажало нерв. Отсюда — мышечный спазм, растяжение сухожилия, и в итоге это отразилось на функционировании ноги. Все обострилось на фоне высоких нагрузок и соревновательного напряжения.

— С последствиями злополучной травмы покончено?
— Времени прошло уже достаточно много. Было время, чтобы восстановиться, подумать. Поначалу, когда начинал тренироваться, нога все равно болела. Поэтому стартовал с очень малого. Просто, не спеша, приводил себя в форму, немного бегал. Возвращаться к фехтованию опасался. Боялся, что будет рецидив.

Другие дисциплины как раз не страшили. В силу опыта технические навыки в таких видах, как бег со стрельбой, не пропадают. Поэтому не спешил и не переживал. Надо было просто, чтобы тело “вспомнило”. На первых порах просто мешал немного лишний вес, однако довольно быстро привел себя в порядок.

— Несмотря на длительную паузу в соревнованиях, ты остался в штате национальной команды, куда входишь уже 10-й год кряду…
— Невзирая на травму, я все равно стал лучшим из сборной Кыргызстана на Азиатских играх в сентябре 2023 года. А результаты, показанные там, принимались во внимание для формирования состава сборной на будущий. Да и главный тренер понимал, что в лучших кондициях и при условии отсутствия травм я — претендент на высокие места. Ну и не могу сказать, что полностью оставил тренировочный процесс. Где-то проплыл, чтобы не терять навыки, форму поддерживал.

— В последнее время наиболее травмоопасной у пятиборцев является полоса препятствий…
— Я тоже видел видео, где белоруска Мария Гнедчик получила открытый перелом руки. Ролик завирусился. Выглядело страшно, никто не хотел бы оказаться на ее месте. Могу только представить, какую боль она испытала вместе с пониманием, что нужно будет проходить долгий курс реабилитации. Ну, это-то как раз мне знакомо. Могу поделиться опытом. Я Марию хорошо знаю, мы с белорусами бывали на совместных сборах.

— С введением полосы препятствий в прошлом остался конкур: по нему скучаешь? Как вообще относишься к новшествам?
— То, что конную дисциплину чем-то заменят, было ясно давно. Вопрос лишь стоял, что придет на смену. Классическое пятиборье осталось в прошлом, и очень многие не согласны с новшествами. Представьте: спортсмен тренировался 20 лет ездить верхом, а в один момент оказалось, что это умение никому не нужно.

Я тоже не в восторге от корректировок, хотя и в глубине души легко понимаю, чем они продиктованы. Стоит задача, чтобы география современного пятиборья расширялась, чтобы, опять же, вид спорта обретал в мире большую популярность. А лошадей, которые задействуют в соревнованиях, предоставляет страна-организатор. Далеко не у всех же есть достаточное количество выученных животных для конкура.

Сейчас турниры может принимать большее число стран. Ведь что требует полоса препятствий? Железки, какие-то прочие элементы «воркаута», которые погрузил, разобрал и собрал. Другое дело, опять же, плохо, что пятиборцев буквально поставили перед фактом, что полоса препятствий заменит конкур. Кстати, ходят разговоры, что в скором времени бег со стрельбой могут объединить с полосой препятствий. Это будет своего рода вид, где три в одном.

— Какой вид у тебя коронный?
— Комбинированный, или, как его еще называют, лазер-ран. До травмы еще отлично получалось фехтование, но теперь, наверное, где-то подсознательно себя берегу.

— Впереди очередной турнир Хоришко: какие задачи перед ним ставишь?
— Как всегда: не буду удовлетворен никаким местом, кроме первого. Иначе зачем выходить на старт? Медали — это хорошо, но хотелось бы оказаться на высшей ступени пьедестала.

Автор: Григорий Трофименков.
30 августа 2025 г., 0:33.