Неформат. Международная школа спортивной журналистики
Как-то раз, сотню лет назад, один небезызвестный французский барон написал некую «Оду спорту». Заключительная, девятая её часть, заканчивается замечательными, на мой взгляд, словами: «О спорт! Ты – мир!». Слова эти известны широко, как и многие прочие олимпийские (да и просто спортивные) лозунги, девизы, принципы и проч. Вот только смысл, в них содержащийся, во многом, как мне кажется, неверно воспринимается и истолковывается абсолютным большинством людей, причастных к спорту или спортом интересующихся. Почти все довольствуются тем плоским объяснением, что «ещё со времён античных Олимпиад на время их проведения прекращались все войны». В сии прекрасные, как представляется, дни, древние греки, в едином порыве, прятали на время ксифосы, переставали стройными маршами гоплитских ног вытаптывать сельхозугодья вчерашнего лютого врага, а вместо этого бегали по стадиону кругами взапуски, примеряли на руки цесты и дружно дубасили друг друга, сходясь тет-а-тет в боях кулачных, где стратегия с тактикой глубоко (и оправданно) вторичны, а первичны крепость челюсти и духа!
Вот об этом неуловимом, полумифическом, никем-не-пощупанном-но-всеми-ощущаемом духе и хотелось бы поразмышлять. Присовокупив к этому вышепроцитированный Кубертеновский девиз.
Как мне думается, общепринятое представление о том, что такое «спортивный дух», в настоящее время весьма изрядно искажено. Попытаюсь внятно изъясниться на примере футбола.
Когда в рамках футбольного матча взрослые мужчины бьют друг друга (причём не по ногам, а по лицу), обмениваются плевками, тычками и укусами, а также азартно, с плохо скрываемым удовольствием упражняются в неизящной словесности – меня, глядючи на такой «спорт» и таких «спортсменов», начинает (простите за откровенность!) ощутимо подташнивать. Но это ещё, что называется, полбеды. «Апофигей», так сказать, феерии наступает чуть позже, когда, вдоволь наматерившись, натолкавшись, наплевавшись и т.п. (то бишь, видимо, самовыразившись всеми доступными им «спортивными» способами), эти «титаны тела» начинают тужиться, пытаясь предстать ещё и «прометеями духа», раздавая всевозможные интервью разной степени убогости.
В этих своих словесных опусах они предстают перед нами, зрителями и болельщиками, в весьма интересном ракурсе. Любую грубость, подлость, мерзость они объясняют тем самым «спортивным духом» (обзывая это «стремлением к победе», «жаждой борьбы», «менталитетом победителя» и проч.). Они вовсе не подлецы, не мерзавцы, не быдло в гетрах – нет-нет, что вы! Как вы только могли подумать о таком!! Они борцы за победу, бойцы за честь флага, «ёпта» (с)!
У них всегда есть достойное оправдание. Эдакий набор универсальных ответов…
«Зачем вы умышленно нанесли травму сопернику?» - «Я всегда борюсь до конца, ради команды, ради победы!»
«Почему вы обматерили судью?» - «Судья продажная!» (с) Он сегодня «убивал» нас на поле!»
«За что вы ударили болельщика?» - «А чё он оскорблял команду? Я за цвета клуба порву любого, нах!..»
И, в принципе, не было бы в этих словах ничего прям уж таки слишком предосудительного, если бы не одно «но» (оно всегда есть! Вы же не настолько наивны, чтобы не быть в курсе, правда?). Это «но» заключается в одном весьма коварном и сильно нерусском (интересно, есть ли взаимосвязь?..) слове – трансфер. В силу существования этого слова и всего, что с ним связано (читай – бабла), верным хранителям клубных цветов свойственно периодически (кому – изредка, а кому – только следить успевай!) менять бесконечно дорогие их сердцу клубные цвета на другие, ещё более дорогие (факт удорожания непременно должен быть отражён в контракте!). И, похамелионив в трансферный период, неутомимые бойцы снова выходят на спортивное ристалище – биться за бабло/честь клуба (кажущийся вам верным вариант – подчеркнуть)! И снова – тычки, плевки, маты, швыряние дерьмом в друзей-соперников и представляемые ими клубы во всякоразличных СМИ. Обмочай, как говорится, мочало…
Впрочем, в этой богадельне есть счастливые случаи: с удовольствием бы послушал лекции (можно даже многочасовые) о верности цветам от таких людей, как Паоло Мальдини, Хавьер Дзанетти, Алессандро дель Пьеро, Франческо Тотти, Райан Гиггз, Джон Терри, Стивен Джеррард, Хави, Иньеста, Рауль, сэр Алекс Фергюссон, Ги Ру и немногих (к сожалению) других.
Предвидя комментарии с обвинениями в морализаторстве, сразу хочу отметить – я крайне далёк от того, чтобы учить спортсменов тому, как им жить, о чём думать и как себя вести. Я не проповедник, не ханжа и – отмечу особо – не лицемер. Этим последним качеством я изрядно отличаюсь от множества футболистов. Некоторые события, происходящие на футбольном поле, связанные как раз таки с рукоприкладством, матерщиной и иже с ними, мне, безусловно, неприятны, но неприятны чисто субъективно. Но это мелочи. В конце концов, кто из нас, играя в футбол, сам не матерился и ни разу не испытывал желания дать в морду какому-нибудь особо неуступчивому игроку из состава команды-соперника?! Игра, борьба, азарт, нарушения, голы забитые и пропущенные, эмоции игроков, решения судей, нервы тренеров, крики трибун – всё это сплетается по ходу матча в тугой пульсирующий клубок, где не разобрать, кто прав, а кто виноват!
Я сейчас веду речь совсем не об этом. Мне претит и кажется неправильным поведение футболистов не во время, а после матчей. Да, мало достойного в том, чтобы плюнуть в оппонента во время матча, но это действие, по здравом размышлении, можно и оправдать, и простить, и предать забвению. Но вот в том, чтобы после матча изрыгать проклятья, сыпать оскорблениями, заниматься говнометанием в противника и, в итоге, так и не извиниться за свой плевок – в этом достоинства нет вовсе! Прикрываться же при этом «спортивным духом», цветами клуба, жаждой борьбы для и ради болельщиков – и вовсе подло.
Хочу предложить господам футболистам новый набор ответов на всё те же постоянно задаваемые вопросы.
«Зачем вы умышленно нанесли травму сопернику?» - «Этот засранец быстрее меня, совсем меня замотал и задёргал. А когда ещё и между ног мне издевательски мяч прокинул, я психанул, не сдержался и рубанул его по ногам!»
«Почему вы обматерили судью?» - «Потому что он на15-й минуте поставил в наши ворота абсолютно заслуженный пенальти, а на 90-й минуте – не поставил в ворота соперника левый пенальти, который стал бы в этом матче, который мы объективно проиграли, нашей единственной возможностью сравнять счёт!»
«За что вы ударили болельщика?» - «Он после того, как я два раза подряд в пустые ворота не попал, назвал меня уродом кривоногим. А мы, футболисты, люди от реальности оторванные, правду слышать не привыкли!»
Так, я думаю, было бы гораздо честнее и, кстати, гораздо увлекательнее для болельщиков!
Кстати, о болельщиках. О нас с вами, из-за которых и ради которых, если верить (хотя я лично не стану, а вы – как хотите) футболистам, тренерам и функционерам, всё футбольное действо, собственно, и затеяно. Так вот, мы – не первопричина, не основа и не смысл, но часть той системы, что называется футболом. И часть, нужно это признать, тоже далеко не самая лучшая. Нам бы, по-хорошему, предъявить к футболистам самые серьёзные требования, подойти к ним с самой строгой меркой, спросить с них по гамбургскому счёту – да вот, только, в том-то и беда, что сделать этого мы не можем. И причина бессилия нашего проста и банальна – у самих рыльце в пушку!
Ведь не только футболисты меняют клубы, но и, зачастую, болельщики. Словечко «глор» появилось, ведь, не из неоткуда. Оно – продукт времени. Появились такие болельщики, которым не важно, за кого переживать и кого поддерживать, лишь бы команда была «в тренде», «на коне» и проч. – появилось и слово для их обозначения. К футболистам-гастарбайтерам добавились болельщики-кочевники. А перед кочевником гастарбайтеру ответ держать незачем! Ведь их пути сошлись, пересеклись лишь на короткий миг, и вскоре, практически наверняка, разойдутся, не оставив особого следа в душе ни одной из сторон.
Впрочем, это простая и очевидная вершина айсберга. Сложнее и опаснее его подводная часть – та, что верна и преданна, оруща и поюща, неистова и безудержна в любви и во гневе – фанатствующая. Как принято считать, фанаты – это люди, настолько, якобы, любящие клуб, что ради него – хоть в огонь, хоть в воду. И это, конечно, очень здорово. (Как по мне, так вообще, всё, что так или иначе связано с любовью – здорово)) впрочем, это лирика). Вот только, способы выражения своей любви (и я искренне верю, что любви взаправдашней) они избирают не самые очевидные.
Простой пример – если вы любите девушку, как вы проявляете свои чувства? Вариант 1: ухаживаете за ней, делаете подарки, заботитесь о том, чтобы она была в хорошем настроении и всем довольна. Вариант 2: оскорбляете, материте, а временами даже бьёте всех других девушек, до которых только можете дотянуться, кроме своей ненаглядной, чтобы она на на этом контрасте поняла всю силу ваших чувств.
Скажите, пожалуйста, мне одному кажется, что из двух приведенных выше вариантов вменяемым и цивилизованным является только первый? И только я один считаю, что поведение фанатов является иллюстрацией, наглядным примером варианта второго? Того самого варианта, когда фанатские группировки занимаются не столько поддержкой, воодушевлением и вдохновлением на новые свершения и подвиги своей любимой команды, сколько втаптыванием в грязь всех команд-соперниц. Вновь, с вашего позволения, прибегну к аналогии: если у вашей девушки и её подруги-соперницы одинаковые платья, у вас, опять же, два варианта. Вариант 1: купить своей девушке новое платье, ещё краше прежнего. Вариант 2: изорвать, измазать (в общем – сделать непригодным для дальнейшего ношения) платье её соперницы.
Короче говоря, можно работать над собой, преодолевать трудности, радоваться успехам и переживать неудачи вместе с любимым клубом, а можно просто всех вокруг зашвырять дерьмом в наивной надежде одному остаться в белом. Ничего из этого не получится, уверяю вас, ибо в соперниках у вас – ваши близнецы-говномёты, которые, подобно вам, только и могут, что дружно орать: «Судья – три-два-раз», жечь файеры и швырять бананы. И делается всё это, опять же, исключительно от невероятного переизбытка любви к клубу, дорогим сердцу цветам и эмблемкам! А в любви, как известно, хороши все средства!
Давайте просто ненадолго остановимся и задумаемся немного. Допустим, все другие команды в турнире, кроме вашей – действительно дерьмо. Становится ли ваша команда, в этом турнире победившая, крутой, великой и бла-бла-бла?.. Или она – просто наименее дерьмовая по сравнению с остальными? Вопросы весьма просты и каждый, думаю, в состоянии ответить на них самостоятельно.
В итоге, вот так вот получается – футболисты дерьмово играют, чтобы порадовать болельщиков, а болельщики дерьмово болеют, чтобы воодушевить футболистов. Круговорот дерьма в футболе. Замкнутый цикл, безотходное производство. Практически perpetuum mobile. И всё это творится, заметьте, не для себя (само собой), а во имя и во благо других! Хотя это, честное слово, видится мне чертовски странным. Впрочем, на этот счёт у меня ещё громадьё мыслей, и это предмет отдельной дискуссии))
Хочется лишь попросить, обращаясь и к игрокам, и к болельщикам: не делайте ничего ради кого-то, делайте для себя; не будьте для других, будьте для себя – и будьте людьми! Победить в матче – не значит возвыситься, проиграть – не значит унизиться. Не должно поражение быть синонимом унижения, поскольку, в таком случае, не принесёт это ни чести, ни славы ни проигравшему, ни победителю. И в победах таких нет ни капли того самого «спортивного духа», а есть только злоба, эгоизм и некоторая общая недоразвитость.
В целом, по собственным ощущениям, получилось клочковато и сумбурно. Во многом, из-за жесточайшего цейтнота. Впрочем, не суть.
Ну, и пару слов в рамках «школы».
Что я умею? – задумываться, размышлять, сопоставлять, взвешивать, формулировать, обсуждать, излагать мысли.
Чему хотелось бы научиться? – делать это более внятно и интересно для окружающих.
При этом, не хотелось бы, чтобы обучение вылилось в превращение – нет желания стать ни «вторым Уткиным», ни «пятым Калашниковым».
С уважением,