С третьего круга можем перейти на двух арбитров
Хоккейный арбитр Вячеслав Буланов в своем блоге рассказывает о том, как у него прошла адаптация после Канады, разбирает интересные моменты в матчах и объясняет, почему он не удаляет хоккеистов, которые любят поговорить с арбитрами.
После суперсерии Россия – Канада нужно было как можно скорее адаптироваться к тому, что в чемпионате страны один главный арбитр. Но много времени для этого, к счастью, не понадобилось.
Заметил одну любопытную деталь – некоторые матчи между сборными проходят гораздо быстрее, чем матчи российского чемпионата. Не укрылось от глаз и то, что есть существенная разница между коллективами, занимающими первые десять мест в турнирной таблице, и остальными.
Зато хоккей стал намного чище. Например, больше стало подножек, ведь клюшки у игроков все время находятся внизу. Зацепы уходят. Они, безусловно, никуда не делись, но мы сразу стараемся все пресекать. И получается. Сильно заметно, что российский хоккей сделал шаг в правильном направлении. Но если, опять же, отсылать к суперсерии, то российский чемпионат все равно «грязнее».
Насколько мне известно, многие игроки жалуются на то, что у нас неадекватно оцениваются силовые приемы. Тут дело не только в арбитрах. Наш хоккей построен на технико-тактических действиях. А в силовой борьбе мы не сильны, как те же канадцы или американцы. В спортивных школах силовым приемам, может быть, и обучают, но не делают на это ставку. И понятно, что мы будем отставать в этом компоненте от североамериканцев. Судьи тоже не привыкли к тому, что появляются новые элементы. И из-за этого некоторые толчки на борт рассматриваются, как нарушения. Для той же Канады это нормальный прием. Из-за этого и арбитры перегибают палку.
Но ИИХФ не борется с силовыми приемами. За чистый никто наказывать не будет, даже если кто-то получил травму. Хоккей – контактный вид спорта, ничего тут выдумывать не надо. Просто еще и в России нет единства. Инстанции, занимающиеся оценкой работы судей, говорят, что надо удалять, если один из игроков получил травму, пусть даже силовой прием был чистым. Это не совсем правильно. Надо ведь оценивать сам прием.
Вот и получается, что арбитры стараются перестраховаться. И если единоборство было на грани, да еще и хоккеист получил травму, то другого игрока стараются удалить. Это меня тоже касается. Не отреагируешь на момент – будет наказание. А кому это приятно?
Но вернусь к чемпионату страны. Я уже отработал на четырех играх. Самым интересным был матч в Ярославле, где «Локомотив» разгромил «Салават Юлаев». Это был суперхоккей, мне очень понравился. Честное слово, словно сборные играли. Постоянные атаки, все было великолепно. Только один клуб забивал, а другой нет. Семен Варламов из Ярославля очень здорово сыграл. Натренировали его в сборной.
Обслуживал я игру и «Спартак» – «Витязь». Не знаю, облегчило ли мне работу, что тафгай Дарси Веро был дисквалифицирован и не принимал участие в матче. Я работал на матче «Витязь» – «Динамо», и там он вел себя совершенно нормально. Никаких проблем с ним не возникало.
Кстати, все, наверное, заметили, что во время боя Александр Свитов – Дарси Веро лайнсмены не вмешивались в ход драки, позволив игрокам разобраться самим. Они действовали совершенно правильно. Пока кулаки летают вверху, разнимать не рекомендуется, они должны подождать, пока кто-то в стойку не встанет или не упадет. Но была бы возможность вмешаться ранее, они бы вмешались. Ведь в этом случае можно было избежать длительных штрафов.
Разъясню, почему за какие-то потасовки игроки не отправляются в раздевалку до конца матча. Тут все зависит от времени, сколько они дерутся. Если потасовка затянулась, то выписывается матч-штраф. Если же по паре-тройке ударов успели сделать, а затем их лайнсмены разняли, то дается меньше. Понятно, что десять минут за сброшенные перчатки и плюс 2 или 4 минуты за грубость.
Спрашивают у меня и про то, почему мы не наказываем полевых хоккеистов, которые во время игры, не имея нашивки «К» или «А», подъезжают во время матча и о чем-то разговаривают с судьей. Дело в том, что нам рекомендовано поддерживать диалог с участниками матча. И если разговор ведется корректно, то и мы к этому нормально относимся.
Если кто-то заметил, то теперь судья, захотевший просмотреть повтор момента по видео, прикладывает руку к голове, как будто собирается позвонить. К сожалению, у нас нет пока арбитра, следящего за монитором. И никуда звонить не приходится, судья смотрит сам. Просто с этого сезона ИИХФ ввела именно такой жест. И пусть в нашей ситуации он выглядит немного комично, придет то время, когда у нас появится судья-видеогол.
Зато, возможно, с третьего круга в чемпионате России игры будут обслуживать по два главных арбитра. А это, я уже говорил, пойдет только на пользу.
интересно!