6 мин.

Еще одна причина, почему Хартли – в «Локомотиве»: чтит память погибшего соратника

💔💔💔

Российская пресса перешептывалась перед возвращением Боба Хартли в КХЛ, не зная, куда он отправится. Журналист «Спорт-Экспресса» Алексей Шевченко рассказывал, что канадец колебался между «Локомотивом» и «Драконами» – и поехал в Ярославль, где ему предложили больше денег. То же издание назвало конкретную сумму – $2 млн за сезон.  

Сам Хартли о контракте, конечно, не говорил. Свой выбор тренер объяснил двумя причинами: «Первая – я хотел работать в том же клубе, что и мой друг Брэд Маккримонн. Он долгие годы был моим помощником, мы были очень близкими друзьями. Вторая – возможность защитить звание чемпиона».

Хартли работал с Маккримонном в «Атланте». Под их руководством заблестел Ковальчук

С начала сезона-2003/04 и до конца сезона-2006/07 Маккримонн был ассистентом Хартли в «Атланте Трэшерс». Правда, в интервал втиснулся годичный перерыв, вызванный локаутом. Это время Брэд провел в чемпионате Германии.

Хартли и Маккримонн понесли первые кадровые потери в момент, когда еще не провели с «Атлантой» ни одного официального матча. В сентябре-2003 лидер команды Дэни Хитли и нападающий Дэн Снайдер попали в автомобильную аварию. Снайдер скончался через неделю, а Хитли понадобилось четыре месяца на восстановление. «Трэшерс» с трудом пережили несчастье и закончили регулярку на десятом месте в конференции. Одна отрада – раскрылся Илья Ковальчук. 20-летний форвард разделил первое место в списке лучших снайперов лиги.

В лето после окончания локаута Хитли запросил обмен, но еще сильнее на «Атланту» повлияла травма вратаря Кари Лехтонена. Без него команда снова не вышла в плей-офф.

Следующий сезон оказался в некоторой степени прорывным – «Атланта» выиграла Юго-Восточный дивизион и впервые в истории приняла участие в матчах на вылет. На этом достижения закончились – «Трэшерс» в первом же раунде бесславно сгорели «Рейнджерс» (0-4 в серии).

В сезон-2007/08 «Атланта» вступила серией из нескольких поражений подряд. Генеральный менеджер Дон Уодделл уволил Хартли и сам же занял место главного тренера, а вот помощников, в том числе Маккримонна, оставил. Впрочем, ненадолго – «Трэшерс» закончили на предпоследней позиции Востока и впоследствии пережили новую волну тренерских перестановок.

Трогательный монолог Боба о Брэде

В 2021-м Хартли подробно рассказал о Маккримонне: «Ранее я знал его как игрока – невероятно надежный защитник. Когда я получил работу в «Атланте», нужно было проводить собеседования на позицию ассистента. 

Я набросал список кандидатов, и мне позвонил Рэй Бурк, который играл с Маккриммонном в «Бостоне». Фамилия Брэда уже была на моем листке, так что я решил пригласить его на интервью первым. На тот момент я никогда не собеседовал тренеров лично – это был мой первый разговор. 

Он был семейным мужчиной, внимательно относился к людям и очень любил учить, передавать свои знания. И был очень веселым человеком! И за то время, что мы работали в «Атланте», мы стали близкими друзьями.

Его называли Зверем за его страсть к игре, и он остался таким же тренером – был очень требовательным к парням. Я верю, что, если ты хочешь быть успешным тренером, ты должен быть организован, тверд в убеждениях и требователен.

Игроки его любили – у него была потрясающая игровая карьера, он был самым полезным во всей лиге по ходу одного из сезонов. Очень одаренный защитник, который много работал над собой. И он был хорошим человеком. 

Это действительно важно в хоккее. Нам, менеджерам и тренерам, иногда приходится говорить игрокам неприятные вещи, которые они совсем не хотят услышать, но Брэд делал это так, что к нему всегда относились с уважением. 

Так получилось, что, когда он получил работу в России, я приехал тренировать в Швейцарию. Я был рад за него, потому что он хотел работать главным тренером, а в НХЛ очень непросто открыть эту дверь. Мы встретились с ним, когда они приезжали с «Локомотивом» в Швейцарию – у нас был отличный ужин, мы вспоминали «Атланту» и наш новый вызов: у меня – с «Цюрихом», у Брэда – с «Локомотивом». 

У нас были похожие взгляды на хоккей – мы хотели играть агрессивно. На первом интервью я сразу сказал ему: «Мы должны играть быстро, агрессивно». Я полагаю, это тот путь, в который он верил – он говорил мне о своей новой команде за ужином, о том, что это отличные ребята, и они могут играть в такой системе. Они играли на турнире в Риге и не пропустили ни одного гола. Бьюсь об заклад, они могли бы стать одной из самых дисциплинированных команд в истории КХЛ.

Я помню 7 сентября – после тренировки я получил звонок, что «Локомотив» разбился и никто не выжил. Это был очень грустный день, все случилось прямо перед моим днем рождения. Я потерял друга, который мечтал тренировать еще с тех пор, как завершил карьеру игрока – эта дата многое значит для меня».

Бывший пресс-секретарь «Авангарда» Олег Малицкий, с которым Хартли отработал четыре года, подтвердил особые мотивы Хартли в июльском интервью «Спорт-Экспрессу»: «Мы обыграли в Ярославле «Локомотив» 4:0. Это самый первый матч Хартли. На моих глазах Боб после игры попросил пресс-атташе [«Локомотива»] Саханова отвести его к Яковлеву [президенту «Локомотива»]. Боб выразил соболезнования в связи с гибелью Маккримонна. Сейчас я точно знаю: один из аргументов для Хартли – дань памяти Маккримонну. Как только Боб возглавил «Локомотив», у меня сразу сложился пазл в голове. Вспомнил ту встречу».

7 сентября, в свой 65-й день рождения и 14-ю годовщину трагедии, Хартли съездил на место гибели «Локомотива». Тренер запустил в реку Туношонку победную шайбу с матча за Кубок Открытия.  

«Я хотел победить в первой игре не только для наших болельщиков и не потому, что это был матч против соперника по финалу. Я хотел заполучить эту победную шайбу, таким способом я хотел отдать дань памяти не только Брэду, но и всей команде и всем членам экипажа», – признался канадец. 

Фото: East News/Eliot J. Schechter / Getty Images North America / Getty Images via AFP, Scott Cunningham / Getty Images North America / Getty Images via AFP; КХЛ/Залманис Зигисмунд, Неелов Ярослав; РИА Новости/Максим Богодвид