Марош Крайчи: «Слован» хотел в чешскую экстралигу, а оказался в КХЛ»
«Простите, друзья, но теперь нам уже не интересно»
- Пан Крайчи, до вступления в КХЛ «Слован» неоднократно предпринимал попытки перейти играть в Чехию. Почему вы так упорно хотели уйти из словацкой лиги?
– Братислава – это совсем другая история в словацком хоккее. Здесь, например, новая арена. Когда мы играли в словацкой лиге, то аншлаги были только на нескольких матчах. «Кошице», «Скалица», «Попрад» – все нормально, трибуны полные. На вторую же половину команд лиги приходило лишь 2,5-3 тысячи зрителей, при том что у нас арена на 10 тысяч мест – внушительные все-таки затраты на аренду. Просто не было смысла играть в большой хоккей при такой посещаемости, поэтому мы искали возможность уйти в другой чемпионат. Прежде всего, в чешскую Экстралигу. Но они сказали, что им это неинтересно.
Кстати, через две недели после того, как нам подтвердили вступление в КХЛ, чешская сторона решила снова начать с нами переговоры, но теперь уже мы сказали «нет». Мы пожали руки русским партнерам, и нельзя уже было что-то менять. Мы сделали не один шаг вперед, а два – мы попали в КХЛ. Так что пришлось сказать чешской лиге: «Простите, друзья, но теперь нам уже неинтересно».
- Со стороны словацкой федерации хоккея не было никаких препятствий?
– Нет. Мы одна большая хоккейная семья в Словакии. Да, это нелегко для местной лиги. Но все поняли, что для словацкого хоккея – это шаг вперед.
- Болельщики тоже одобрили?
– Видите, билеты на матчи не достать. Все были заинтересованы. Мы провели опрос перед сезоном «Где бы вы хотели, чтобы играл «Слован»?»: 50% было за чешскую лигу, 40% – за КХЛ и только 10% хотели, чтобы клуб остался в словацкой лиге. Получается, 90% хотели что-то поменять, сделать этот шаг.
«Мы учимся день за днем, шаг за шагом»
- Сколько забот у вас прибавилось со вступлением в КХЛ?
– Забот стало точно в два раза больше, чем было в словацкой Экстралиге. Бюджет увеличился в два раза, но и дела теперь требуют в 2,5 раза больше времени. Если сравнивать «Слован» во внутреннем чемпионате и «Слован» в КХЛ, то в последнем даже сотрудников больше. Мы уже пять-шесть месяцев работаем в Континентальной лиге, и постепенно наши дела становятся лучше, даже если сравнивать с тем, что было в августе или сентябре.
- Что пришлось изменить в клубе перед тем, как вступить в КХЛ?
– В клубе появился новый отдел по работе с лигой. Это люди, которые говорят по-русски. Так у нас работает, к примеру, Алексей Яшкин. Что же касается маркетинга, то мы, можно сказать, уже не словацкий клуб. Охват стал больше. Мы теперь не просто региональная команда из Братиславы, поэтому мы должны обращаться к компаниям по всей Словакии.
- И много спонсоров пришло? Может быть, есть спонсоры из других стран?
– Пока в основном у нас только словацкие спонсоры и есть одна австрийская компания. Но это только начало. Мы начали вести переговоры с КХЛ в феврале-марте, все подтвердилось в мае, и мы максимально быстро начали общаться со спонсорами. Но надо понимать, что у всех компаний, особенно крупных, бюджет расписан на год-два вперед. Поэтому только с начала следующего года можно будет начинать сотрудничество с новыми спонсорами, которые в нас заинтересованы.
- Но интерес к клубу возрос?
– Есть большой интерес к вип-ложам. Что касается рекламы, то нам еще нужно вести переговоры с КХЛ. Например, о телевизионных трансляциях: у нас пока подписан договор только с кабельным каналом, который есть лишь у пяти – десяти процентов словацкого населения. Возможность работы с общедоступным телевидением нам еще надо обсудить с Континентальной лигой, потому что все очень заинтересованы в словацких матчах. Это влияет и на рекламу – если бы матчи транслировались на общедоступном канале, нам было бы проще беседовать с рекламными партнерами.
- Какие изменения коснулись клуба со спортивно-организационной точки зрения?
– Огромные. Прежде всего, они коснулись состава команды. Мы уже, скажем так, на границе сборной Словакии: в первую очередь нас интересуют хоккеисты, которые или уже играют в национальной команде, или имеют все шансы попасть в ее состав в ближайшие год-два. А если и подписываем иностранцев, то это должны быть звезды и лидеры команды. Плюс, конечно, Миро Шатан – вокруг него все держится.
К тому же, если в словацкой лиге мы работали только с четырьмя звеньями в команде, то для КХЛ нужно иметь шесть пятерок. Когда мы едем на выезды в Россию, мы берем пять звеньев, а шестое остается в нашем фарм-клубе – «Скалице».
Пришли новые люди и в штаб команды – новый физиотерапевт, еще один врач. Изменения коснулись всего: логистики, сотрудников, команды, экипировки.
- Чему-то приходится учиться?
– Мы учимся день за днем, шаг за шагом. Например, выездные серии. Раньше ведь было проще. Самый дальний выезд по Словакии – 5 часов в восточную часть страны. А теперь мы проводим несколько игр на выезде в короткие сроки. Перелеты, восстановление, питание – нам всему этому надо учиться. Все клубы находятся в одинаковых условиях, но если эти команды играют в КХЛ уже пять-шесть лет, они все давно знают. А мы учимся.
Например, в октябре у нас была выездная серия. Мы сыграли хорошо три первых матча против «Нефтехимика», «Салавата Юлаева» и «Ак Барса», а в Череповце у нас начались проблемы с питанием, перелетом, восстановлением. Случился провал, счет был просто ужасным. Делаем ошибки пока.
- К Хабаровску, наверное, особенно готовитесь?
– Да, у нас будет встреча со всеми: игроками, тренерами, врачами. У нас есть некоторая информация от футболистов, которые летали в ЮАР. Хорошо, что это будет наш первый матч в серии, а потом мы будем постепенно двигаться на Запад, постепенно менять часовые пояса.
- Большие расстояния и многочисленные перелеты никого из игроков не отпугнули?
– Они профессионалы и знали, где будут играть. Тем более, семь-восемь игроков уже играли в КХЛ, так что прекрасно знакомы со всеми перелетами. Кстати, главная проблема ведь не в перелетах, а в часовых поясах. Но ничего страшного, будем учиться.
«Над нами еще маячит тень «Льва» из Попрада»
– Вы вот могли набрать любое количество иностранцев. Почему вы решили сделать ставку на словацких хоккеистов?
– Ну как же? Мы же словацкий клуб. Насколько это возможно, мы хотим работать только со словацкими игроками. Если на какую-то позицию не сможем найти словака, будем искать иностранца. Наш слоган: «Слован» – словацкий клуб».
– У вас в команде нет ни одного русского. Неужели никто не подошел?
– В России много интересных игроков. Но для нас взять любого русского игрока будет стоить в два раза дороже. Вот где собака зарыта.
– Но ведь наверняка требования словацких игроков к клубу тоже изменились?
– Конечно, все поменялось. Из прошлого состава «Слована» остались10-11 игроков, и у всех поменялись контракты.
– Вести переговоры с игроками стало проще, чем когда вы играли в словацкой лиге?
– Если у вас за спиной марка КХЛ, все проще. Может быть, в первый год было еще не так легко, ведь никто не мог точно сказать, как мы начнем и чем закончим. Над нами еще маячит тень «Льва» из Попрада. Многие думают: «Еще один словацкий проект, с ними тоже может произойти что-нибудь подобное». Но мы уверенно всем заявляем, что это не наша история. Нашей команде уже 90 лет, за плечами огромный опыт.
Думаю, в следующем сезоне работать будет еще легче. Игроки, которые теперь в «Словане», всем довольны. Смотрите сами: они играют в КХЛ, а живут в Европе, в Братиславе. У нас очень красивый и спокойный город. Мы как маленькая Швейцария в КХЛ. Конечно, не по деньгам, но по среде.
«Нам нужно в два раза больше рекламных мест»
– Остро ли стоит вопрос самоокупаемости перед клубом?
– Мы не Германия, не Северная Америка, чтобы брать деньги от телевидения, сувенирной продукции, точек питания и продажи билетов и этого бы хватало. На территории Восточной Европы без рекламных партнеров нельзя играть в КХЛ. Если мы хотим играть в крупной лиге, должны быть серьезные партнеры. Одна из больших проблем – нам нужно в два раза больше рекламных мест, чем нам дает Континентальная лига.
В Словакии нельзя взять кучу денег от одной компании, как, например, ЦСКА берет от «Роснефти». Тут это просто невозможно. Наверное, если бы мы играли в какой-нибудь межгалактической лиге, Словакия дала бы столько денег. Но ведь этого не будет. И пока правила КХЛ такие, нам надо придумывать новые рекламные возможности. Мы даем рекламу не только на стадионе, но на билбордах и плакатах в городе, на телевидении, по радио, в газетах. Нам нужно в два-три раза больше работать с нашими медиа-партнерами, чтобы те отдавали нашим коммерческим партнерам больше рекламного пространства. Еще мы берем наших партнеров на матчи в разные города России, чтобы они могли найти и начать какой-то интересный бизнес с русскими. Мы даем им такую возможность и надеемся, что они не забудут о нас и будут тратить немного больше денег на «Слован».
– А деньги от аншлагов на матчах много приносят в бюджет клуба?
– У нас нет возможности делать такие цены, как в той же Германии, например. Нам надо устанавливать такую стоимость, чтобы раскупали все билеты. Есть еще проблема: из-за большого интереса к матчам у нас возникает «черный рынок». Билеты в кассах стоят по 20 евро, перекупщики продают их за 50 евро. Поэтому мы решили впервые в истории Словакии провести аукцион на билеты на матч против «Льва». Кто заплатит больше за билет, тот его и получит. Так мы хотим собрать все деньги за билеты, чтобы ничего не досталось «черному рынку».
– Сувенирная продукция теперь быстрее уходит?
– Раз в 5-6. Но нам, конечно, еще много надо сделать в плане мерчендайзинга. Мы выбираем новую компанию, которая будет этим заниматься. У нас впереди много работы.
– А на российский рынок как-то будете продвигаться? У вас, например, нет даже русскоязычной версии сайта.
– В ближайшее время планируем перезапустить наш сайт, там будет и русская, и английская версии. И мы ищем партнера, который был бы заинтересован мерчендайзингом «Слована» на территории России.
«Мы не хотим закрывать глаза»
– Какие цели стоят перед командой на сезон?
– Плей-офф. Мы всем сказали, что мы хотим выйти в плей-офф.
– Необходимость показать хороший результат сильно давит на команду? В первом сезоне, еще могут закрыть глаза, а потом…
– А мы не хотим закрывать глаза, мы хотим выйти в плей-офф. Мы хотим побеждать матч за матчем. И наша мечта – Кубок Гагарина. Мы не ставим конкретные сроки и не называем точные даты. Но зачем вообще играть, если не хотеть стать чемпионом?
Фото: hcslovan.sk, Елена Руско
По идее, и они со словаками и финны со шведами давно бы могли что-то замутить - проблемы расстояний вообще нет, у чехословаков раньше был единый чемп - но нет.
«Просто не было смысла играть в большой хоккей при такой посещаемости, поэтому мы искали возможность уйти в другой чемпионат. Прежде всего, в чешскую Экстралигу.»
Подумай, что это значит.
Едем дальше:
«Мы провели опрос перед сезоном «Где бы вы хотели, чтобы играл «Слован»?»: 50% было за чешскую лигу, 40% – за КХЛ и только 10% хотели, чтобы клуб остался в словацкой лиге.»
Это, если ты не заметил - не заголовок.
Едем дальше:
«В Словакии нельзя взять кучу денег от одной компании, как, например, ЦСКА берет от «Роснефти». Тут это просто невозможно. .... И пока правила КХЛ такие, нам надо придумывать новые рекламные возможности.»
Прям гимн КХЛ.
Едем ещё дальше:
» Еще мы берем наших партнеров на матчи в разные города России, чтобы они могли найти и начать какой-то интересный бизнес с русскими. Мы даем им такую возможность и надеемся, что они не забудут о нас и будут тратить немного больше денег на «Слован».»
«Ищем», «надеемся», «не забудут» - да, всё круто.
В итоге: билеты приносят недостаточно (навскидку там около 2 млн. евро выручка - аренда арены в прошлом году стоила 600 тыс. евро, не знаю, повышали ли цены по случаю вступления в КХЛ). Людей, заинтересованных в рекламе на российском рынке, приходится искать «днём с огнём», спонсоры в кабинет Крайчи не ломятся и очереди в его приёмной нет.
Не скажу, что это - проблемы нерешаемые и грозящие провалом, но и особых поводов для оптимизма нет в этом тексте.
2. Жить хорошо в Европе, а играть в КХЛ - кто с этим спорит? Мне кажется, просто тут было указано на сегодняшнее преимущество игроков Слована перед игроками европейских клубов в плане чемпионата и зарплат, и перед остальными кхловскими в плане условий проживания.
3. Билеты в кассах стоят 20 евро, но судя по интервью, зритель готов платить 50. Речь о налаживании системы продажи билетов.
«Мы сделали не один шаг вперед, а два – мы попали в КХЛ. Так что пришлось сказать чешской лиге: «Простите, друзья, но теперь нам уже неинтересно».»
«Думаю, в следующем сезоне работать будет еще легче. Игроки, которые теперь в «Словане», всем довольны. Смотрите сами: они играют в КХЛ, а живут в Европе, в Братиславе. »
«Билеты в кассах стоят по 20 евро, перекупщики продают их за 50 евро. Поэтому мы решили впервые в истории Словакии провести аукцион на билеты на матч против «Льва». »
«Сувенирная продукция теперь быстрее уходит?
– Раз в 5-6. Но нам, конечно, еще много надо сделать в плане мерчендайзинга. Мы выбираем новую компанию, которая будет этим заниматься. У нас впереди много работы.»
Плюс к тому бывают ситуации, когда билеты нужны точно на определенный день.
«...Но перекупы увеличивают стоимость в несколько раз»
Ну, теоретически и аукционные цены могут в несколько раз вырасти :). Взять тот же Хабаровск - если почти вся арена по абонементам, цены на оставшиеся немногочисленные места могут до небес взлетать. Но в любом случае, одно дело - переплачивать клубу, а другое - какой-то непонятной личности, паразитирующей на несовершенстве системы продаж билетов.
А что касается «переметнуться» - тут, рискуя получить ещё пару минусов, скажу про «единожды предав». Крайчи полтора года назад совсем другие песни про КХЛ пел. Последовательность действий - сначала ЕТ, потом чехи, потом КХЛ - не выдаёт в нём большого поклонника «восточного проекта».
Но лимит будет. Ведь столько людей в нем (читай, в завышенных ценах на услуги хоккеистов) заинтересовано. От агентов до федерации. А на спонсоров всем начхать - им правительство сказало «надо».
Отказ чехов их тогда обидел, тут и вопросов нет. Но они СНАЧАЛА пошли к чехам, а потом в КХЛ.
>Смотрите сами: они играют в КХЛ, а живут в Европе
Тут я не вижу оптимизма - тут как бы какой-то ханнуйортиковщиной попахивает. Дескать, играть в КХЛ хорошо, а вот жить лучше не в КХЛ.
>Билеты в кассах стоят по 20 евро
Всё равно не хватает.
При этом чешские клубы в Словакии знают куда лучше российских (по понятным причинам), есть весьма длинная история взаимоотношений. При этом был риск, что на КХЛовские клубы не особо пойдут (интернет-опросы - штука отвлеченная от реальности в значительной степени).
Меня куда сильнее удивляет, что словацкий клуб номер 2 не пытается никуда свалить. Ни в EBEL, ни в КХЛ, ни даже в ЕТ. Неужели настолько плохо с деньгами?
Хотя за Слованом деньги бОльшие явно + админресурс
«Сначала пошли к чехам» означает «в КХЛ мы, вообще, не собирались - но других вариантов не осталось». То есть ровно то, что я и написал: «с голодухи и по глупости чехов».
>3. Билеты в кассах стоят 20 евро, но судя по интервью, зритель готов платить 50. Речь о налаживании системы продажи билетов.
Может быть, и так.
>Мы уже, скажем так, на границе сборной Словакии: в первую очередь нас интересуют хоккеисты, которые или уже играют в национальной команде
Чем больше будет клубов из Европы - тем больше будет проблем с поиском легионеров у Торпедо, Югры, Амура и т.п.
Интересно, от них никто не хочет сбежать в DEL?))
Чехов тормозит, скорее всего, небогатое болото, которому пришлось бы пропустить вперёд и Слован, и Кошице.
Словаки тоже пытаются и вашим, и нашим - Слован отпустили, а вот SHK 37 Piestany в EBEL вступить не дали.
ответ
«Кстати, через две недели после того, как нам подтвердили вступление в КХЛ, чешская сторона решила снова начать с нами переговоры, но теперь уже мы сказали «нет»... Мы сделали не один шаг вперед, а два – мы попали в КХЛ. Так что пришлось сказать чешской лиге: «Простите, друзья, но теперь нам уже неинтересно»
_____________________________________
«Мы провели опрос перед сезоном «Где бы вы хотели, чтобы играл «Слован»?»: 50% было за чешскую лигу, 40% – за КХЛ и только 10% хотели, чтобы клуб остался в словацкой лиге.»
ответ
«Получается, 90% хотели что-то поменять, сделать этот шаг.»
__________________________________________
«В Словакии нельзя взять кучу денег от одной компании, как, например, ЦСКА берет от «Роснефти». Тут это просто невозможно. .... И пока правила КХЛ такие, нам надо придумывать новые рекламные возможности.»
ну да эт не новость, херово все знают но не главное в етом вью
___________________
» Еще мы берем наших партнеров на матчи в разные города России, чтобы они могли найти и начать какой-то интересный бизнес с русскими. Мы даем им такую возможность и надеемся, что они не забудут о нас и будут тратить немного больше денег на «Слован».»
эт я не знаю к чему ты привёл, люди работают всё нормально
_____
и подведу мой итог : «И наша мечта – Кубок Гагарина.»
хДДД
продолжай мне нравится эта игра)
ну или хотяб студентку посисястее
Скорее бы Трактор по такой схеме хотя бы с 500-1000 мест продавал). И реальную цену билета бы выяснили, заодно.