4 мин.

А может, Евротур пусть шведы забирают?

Конечно, отговорок и оправданий такому результату придумать можно немало. Например, то, что для сборной России шведский этап Евротура не имел никакого турнирного значения – участие в финале и первое место по итогам четырех турниров были гарантированы еще в Москве. Собственно, второе во многом вытекает из первого. Состав нашей команды был далек от оптимального. Точнее, от сильнейшего его образца в рамках Евротура. Моральная усталость скосила Кошечкина, хронические психологические травмы – Зиновьева и Королюка. Не приехали сразу три основных защитника: Варламов, Атюшов и Прошкин. Ну, и самое главное – в Швеции пришлось играть без Морозова, абсолютно лучшего игрока и лидера команды.

Нет смысла сейчас пускаться в исследование природы отсутствия такого числа ведущих хоккеистов на последнем перед чемпионатом мира этапе Евротура (а последний, значит, по определению ключевой). Это надо просто принять как данность: вот такой у нас был состав в Швеции. В любом случае определял-то его тренер. А стало быть, имел представление, чего он хочет от этого подбора игроков. Естественно, с прицелом на приближающийся чемпионат мира. Сами по себе ни Шведские игры, ни какие-либо другие принципиального интереса не представляют.

А какие задачи можно было решать на последнем турнире перед мировым чемпионатом? Это, в общем, не секрет. Тактические. Селекционные. Хотя второе, может, и поздновато. Но суть не в этом. Если уж так получилось, что не всех удалось собрать, почему бы и не поработать еще немного по селекции?

Что там Быков колдовал с тактикой, сторонним взглядом понять, честно говоря, не вполне удалось. Игровые принципы сборной России, надо сказать, установились, еще при Крикунове. Это классическая расстановка 2-1-2 с активной работой двух нападающих в чужой зоне и регулярными подключениями одного из игроков обороны, обычно с подстраховкой центрфорварда. Здесь никакого секрета нет, и ничего кардинально не изменилось. Смена темпа по ходу матча, или игровая аритмия, выглядит в большей степени беспорядочной (если мягче – случайной), нежели задуманной и отработанной. Порядка в защите и каких-то значимых перестроений, пожалуй, тоже не прибавилось.

Очевидное изменение, честно говоря, видится только одно. На большинство Быков не ставит поочередно все четыре звена. То есть определенные шаги по выработке спецбригад делаются. Только никакого результата не приносят. В отсутствие Морозова реализация численного преимущества хромает на обе ноги. На Шведских играх она просто отсутствовала как таковая – ноль забито, два пропущено.

Кроме того, в Стокгольме у сборной России были существенные проблемы с позиционной игрой. Практически все угрозы воротам соперников возникали при атаках с ходу. Это у наших получается здорово. В игре на «чистом» льду в Европе равных им нет. Конечно, «очищается» лед не сам собой, этому предшествует определенная подготовительная работа. Но к чемпионату мира неплохо бы улучшить и позиционную игру. Там толком раскатиться вряд ли дадут.

Это, повторим, только на сторонний взгляд. Сам Быков наверняка рассказал бы еще немало интересного и нового. Но в комментариях о тактике он не распространяется, предпочитает говорить все больше о настрое и ошибках. А какой может быть настрой на таком турнире? Да самый обыкновенный. Вышли ребята поиграть в хоккей. За сборную нормальному человеку выступить даже не то что престижно, а просто приятно (это если ни душа, ни тело не болят нестерпимо). Вот так и играли. Старались делать то, что говорят тренеры. Чего здесь настраиваться-то? Не Олимпиада же. Не чемпионат мира. Не плей-офф.

Теперь о задачах селекционных. Ну, всерьез рассчитывать, что Мирнов или Паршин смогут за три матча на Шведских играх заработать право на участие в чемпионате мира, вряд ли можно было. Тем более, Паршин вообще сыграл только один период. Что до более, скажем так, основных игроков, то борьба за место в составе – она едь вполне конкретна. Когда есть столько-то претендентов на столько-то мест. Когда есть четкие принципы и правила игры. А кто может сейчас сказать, сколько человек будет в составе из НХЛ? Быков, может, и определил для себя какую-то скромную цифру – пять-семь человек. Но чемпионат-то домашний. Разве есть гарантия, что не вмешается политика, как это было в Питере? Если Быков скажет, что есть, – слукавит. Третьяк – тем более. Так что, если и была в этих играх какая-то селекционная работа, то весьма условная. И в большей степени, наверное, на перспективу.

Как сказал после игры со шведами Вячеслав Быков, хорошо, что проиграли. И тот матч, и турнир вообще. Мало того, если честно, в финале Евротура пусть уж лучше тоже выиграет сборная Швеции. Ведь победитель этого турнира еще ни разу не становился в тот год чемпионом мира. Все, конечно, бывает впервые, и сломать такую традицию всегда приятно. Но так спокойнее как-то.

P.S. Когда сборной России руководил Владимир Плющев, он принципиально не вызывал в команду Андрея Разина. Журналисты его по этому поводу постоянно доставали. И в конце концов Плющев пригласил форварда в сборную на какой-то этап Евротура (если память не изменяет,  московский). И Разин, будучи явно не в форме, сыграл на том турнире плохо. После чего, естественно, больше в сборную не вызывался.

Так вот, возникло подозрение, что похожий случай – с Мозякиным. У него был конфликт с Быковым, и он впервые получил от него приглашение в сборную. И тоже  играл в последнее время в чемпионате не очень-то удачно. Только Мозякин был на Шведских играх одним из лучших…