«Нашим вратарям не хватает рекламы»
Андрей Зуев о том, как стать голкипером.
RussianHockeyStyle продолжает рубрику «Как воспитать игрока в Российском хоккейном стиле». О воспитании вратарей нам рассказал один из лучших голкиперов в истории нашего хоккея, чемпион мира, участник Олимпийских игр, в настоящее время тренер «Югры» Андрей Зуев.
Как становятся вратарями
Голкипером ребенок, прежде всего, становится по своему желанию. Кому-то нравится форма, все в этом случае зависит от конкретного человека. Многие идут по стопам отца, поэтому в нашем хоккее достаточно вратарских династий – Василевские, Демченко и другие. Это уже на генетическом уровне.
Мы много ездим по стране и я вижу, что в детских командах существует недостаток голкиперов. Все хотят забивать голы, как Овечкин. Не хватает, скажем так, вратарской рекламы. О голкиперах говорят слишком мало, хотя у нас всегда была хорошая школа. Это серьезное упущение. В прессе должны больше писать про наших лучших вратарей, а тренеры – ставить детям их в пример.
Какими качествами должен обладать голкипер
Вратарь должен быть физически развит, уметь правильно кататься на коньках, обладать хорошей растяжкой. Мы много занимаемся гимнастикой, чтобы не забывать про пах и колени. Это позволяет исключить традиционные вратарские травмы. Настоящий голкипер обязан быть растянут как гимнаст.
Упражнения вратарей и полевых игроков отличаются по скорости и физике. На льду моделируются игровые моменты – бросок на добивании, бросок верхом и так далее. Выбор упражнений зависит и от самого вратаря – высокий он или маленький, от его телосложения.
Чем отличается психология вратаря
Существует стереотип, что голкиперы – не от мира сего, но на самом деле они нормальные люди. Хотя психология вратаря существенно отличается от психологии полевого игрока. Проблема в том, что голкипер может ошибиться, но не может забить гол. Полевой игрок всегда может реабилитироваться заброшенной шайбой, а вратарь постоянно находится в стрессовом положении. Особенно если это очень упорные игры 0:0 или 1:1 или решающие матчи плей-офф. Очень большая ответственность ложится на его плечи.
Если нужна помощь психолога, то только специального спортивного. Обычный психолог может применить не те методики. В сборной СССР был печальный опыт: пригласили специалиста, а он ввел игроков в слишком спокойное состояние, и в итоге команда крупно проиграла сопернику. Я считаю, что спортсмен должен работать над собой сам. Без эмоций тоже никуда. Вратарю где-то надо взбодрить ребят, покричать на них. Кого-то надо подбодрить спокойно, а на кого-то гаркнуть, чтобы не расслаблялся. Везде нужна мера, игроку необходимо уметь контролировать себя.
Что не хватает современным игрокам
Думаю, что нынешним молодым вратарем нужно прибавлять в технике и в психологической подготовке, в настрое к матчу. Свои лучшие результаты спортсмен показывает в оптимальном игровом состоянии. 90% от успеха – это психологическое состояние и только 10% – это понимание игры и технико-тактические навыки. И данное правило подходит не только для вратаря, но и для любого игрока. Если ты «холодный» или наоборот сильно перевозбужденный, то не сможешь себя проявить. Нужно уметь вводить себя в необходимое для игры состояние, а потом бесполезно выводить из него. В этом должен помочь опыт.
Чувство страха тоже надо уметь преодолевать. Есть хорошие слова: «Если вы потеряли имущество – это ничего. Но если вы потеряли мужество – то вы потеряли все».
Для чего нужны тренеры вратарей
В Советское время тренеров вратарей не было, только на уровне сборных. Считалось, что голкиперы – это вообще другой вид спорта. Так что мы должны были учиться самостоятельно, методом проб и ошибок. Те, как я, кто хотел развиваться, обучались сами, ходили на тренировки, смотрели за другими вратарями. Сейчас ребятам полегче, с ними всегда есть люди, которые могут подсказать, что-то подправить.
В каждом клубе КХЛ нужен тренер по вратарям. Не может ведь бывший защитник или нападающий учить голкиперов! Каждый должен заниматься своим делом. Специализация в спорте высших достижений – обязательное требование, сейчас все решают мелочи и нюансы. Взрослых игроков тоже нужно тренировать. Даже опытный вратарь может подзабыть некоторые движения, а ведь их нужно шлифовать постоянно. Человек со стороны видит все лучше. Очень помогает и видео, которое потом тренер может подробно разобрать со своими подопечными. Многое зависит от самого игрока – от его желания расти дальше, знать больше.
Нужно ли ехать за океан
Хороших молодых вратарей у нас очень много. Просто им нужно больше доверять. Сейчас многие молодые ребята собираются за океан, и в этом нет ничего плохо. Неважно, в каком возрасте игрок уедет. Рано или поздно, главное – уехать вовремя. В любом случае это развитие мастерства, это огромный опыт. Там коробки меньше и играют люди со всего мира. Даже если парень в итоге вернется – ничего страшного, он приедет уже совсем другим человеком. А многие наши игроки, которые выступали или продолжают выступать в НХЛ, теперь делают специальные вратарские лагеря в России и передают свой опыт подрастающему поколению. Например, Илья Брызгалов. Все это только на пользу нашему хоккею.
Чему можно научиться у финнов
Не считаю, что финская вратарская школа – лучшая. Наши голкиперы ничуть не хуже финнов, шведов, чехов или канадцев. Хотя у той же Финляндии есть чему поучиться. У них системная подготовка. Работать по амплуа они начали давно и гораздо раньше, чем мы. У нас на 30 детей всего-навсего два тренера, а в Финляндии – еще и родители. Два человека просто физически не могу уследить за всеми, а чем больше глаз, тем лучше. Если есть родители, которые хотят помогать и умеют кататься на коньках, то почему бы и нет? Потом они все вместе собираются и разбираются, кто из детей что делал, как можно исправить их ошибки. Также в Финляндии уделяют очень больше внимание технике катания, там это основное. Если ты не умеешь кататься – значит ты не умеешь ничего. А катание для вратарей – тоже очень важно. В данном случае это короткие движения, более сложные в техническом плане, координация. Однако и наши тренеры хорошо работают. Сейчас они много учатся и отслеживают международный опыт в том числе.