7 мин.

Пять плюс один. Советская эпоха – «Химик»

Александр Пашков

1974/75 – 1979/80Матчей в чемпионате СССР – 185Пропущенных шайб – 548Штрафных минут – 52Альтернатива – Валерий Зубарев

Хорошие вратари в Воскресенске водились всегда. Евгений Палеев и Анатолий Рагулин в начале 60-х по очереди вытесняли друг друга из списка лучших хоккеистов года. Валерий Зубарев в дебютном сезоне стал бессменным основным голкипером и помог команде впервые завоевать медали чемпионата страны, а затем на протяжении всех семи лет, пока он заслонял ворота, «Химик» неизменно финишировал 4-5-м и еще разок выиграл бронзу. С Алексеем Червяковым в конце 80-х воскресенцы вернулись на пьедестал, после чего голкипера взяли в сборную СССР. И все же лучшим следует признать Пашкова.

Он явился в «Химик» уже бывалым воякой – тридцати лет от роду, за спиной более десятка сезонов в высшей лиге за «Локомотив», «Крылья», ЦСКА и «Динамо», через плечо титульные ленты олимпийского чемпиона-72 и чемпиона СССР-68. Но не доигрывать явился, не дослуживать, а биться за медали и возвращение в сборную. В каждом из первых трех химических сезонов Пашкова воскресенцы пропускали меньше всех в первенстве страны. На четвертый год – в 34! – его вернули в национальную команду и взяли на чемпионат мира, с которого он привез золотую медаль. Первым и единственным из воскресенских вратарей.

Валерий Никитин

1957/58 – 1974/75Матчей в чемпионате СССР* – 398Заброшенных шайб – 136Альтернатива – Александр Сапелкин

* – без учета сезонов 1957/58, 1958/59, 1959/60, 1963/64

Если бы стояла задача выбрать лучшего хоккеиста «Химика» за всю историю, у Никитина не нашлось бы ни одного конкурента. Игроков такого масштаба в воскресенской команде хватало, но провести на стабильно высоком уровне пятнадцать сезонов, не отлучившись в ЦСКА, «Спартак» или «Динамо» хотя бы на время, не смог никто, кроме него.

Начинал Никитин нападающим. Не обладая ни высокой скоростью, ни ювелирной техникой, ни богатырской силой, он, тем не менее, много забивал – за счет хитрости, ловкости и отличного понимания игры. Ведущим форвардам страны Валерий, конечно, в мастерстве уступал, но зато когда Николай Эпштейн в середине 60-х передвинул своего любимого игрока в оборону, именно грамотность и сноровка, а вовсе не габариты и умение толкаться помогли ему встать вровень с лучшими защитниками и попасть в сборную.

Никитин уникален тем, что входил в списки сильнейших хоккеистов сезона и защитником, и нападающим, причем даже ежегодная смена амплуа не мешала ему числиться среди «первых номеров». В 61-м и 63-м Валерий был включен в почетный лист, как форвард. В 65-м – как защитник. В 66-м – форвард. В 67-м – защитник. В 68-м – форвард, в 70-м – защитник. Интересно, что в сборную его брали исключительно как игрока обороны и только в те годы, когда он действовал в защите «Химика». «Свои» чемпионаты мира он выиграл в 67-м и 70-м. Причем на втором турнире забил гол в важнейшем матче с Чехословакией.

Альтернативу такому мастеру подобрать нереально, поэтому дублером Никитина будет Александр Сапелкин – защитник несоизмеримого таланта и возможностей, но добросовестно служивший «Химику» 15 сезонов с 3-летним перерывом на «Спартак», СКА и «Крылья».

Юрий Ляпкин

1964/65 – 1971/72, 1976/77 – 1977/78Матчей в чемпионате СССР – 346Заброшенных шайб – 82Голевых передач** – 25Штрафных минут** – 144Альтернатива – Александр Смирнов

** – без учета сезонов 1968/69, 1969/70, 1970/71

И второй по величине защитник в истории «Химика» по духу был нападающим: рассказывают, что Николай Эпштейн высмотрел его в каком-то товарищеском матче, где Юрий играл центрфорварда и забил 9 голов. Как и Никитин, он не слыл ни атлетом, ни спринтером – козырями Ляпкина были филигранная техника владения шайбы и тактическая мудрость, а изобретательностью на площадке он мог бы сравниться даже с Харламовым.

Дебютировав в «Химике» осенью 64-го, Ляпкин сразу закрепился в основном составе и к весне наиграл достаточно матчей на первую для воскресенского клуба бронзовую медаль. Но по-настоящему Юрий расцвел в конце 60-х, когда его стали регулярно отмечать как одного из ведущих защитников страны и вызвали в сборную, с которой он, прежде чем стать чемпионом мира, выиграл два «Приза «Известий». Осенью 72-го Вячеслав Старшинов пригласил его вместе с товарищами по химической обороне Сергеем Николаевым и Александром Сапелкиным в «Спартак». Там Ляпкин провел четыре сезона, был капитаном команды, а после чемпионского сезона-76 возвратился в «Химик».

«Сменщиком» Ляпкина назначается Александр Смирнов, один из лучших защитников позднего СССР, сыгравший в 1981-92 гг. 400 матчей за «Химик» в чемпионатах страны.

Дмитрий Квартальнов

1982/83 – 1990/91Матчей в чемпионате СССР – 222Заброшенных шайб – 84Голевых передач – 67Штрафных минут – 113Альтернатива – Юрий Морозов

Редчайший случай для нашего сериала, чтобы в «Олл Старс» советского периода попал хоккеист, засверкавший в конце 80-х. Но не выделить Квартальнова невозможно. Во-первых, он был безусловным лидером и лучшим бомбардиром «Химика» в сезонах 88/89 и 89/90, когда многолетний середняк союзного первенства вдруг вырвался вперед и последовательно завоевал серебро и бронзу. А во-вторых, Дмитрий возглавляет и, можно сказать, олицетворяет здесь целое поколение талантов, поднявших воскресенский клуб на ту медальную высоту. Поколение, в котором были Черных и Трухно, Титов, Бердичевский и Востриков, а потом и более молодые Оксюта, Торопченко, Вячеслав Козлов.

Альтернатива Квартальнову – экс-рекордсмен «Химика» по результативности Юрий Морозов (170 шайб), лучший нападающий команды в 60-е.

Владимир Щуренко

1977/78 – 1988/89Матчей в чемпионате СССР – 476Заброшенных шайб – 171Голевых передач – 156Штрафных минут – 320Альтернатива – Александр Сырцов, Александр Черных

По всем параметрам лучшим центрфорвардом «Химика» должен был стать Александр Черных. Вернувшись в Воскресенск в 87-м после армейской службы, умный, техничный игрок с пасом, как у Ларионова, уже через два месяца был приглашен в сборную СССР, выиграл с ней Олимпиаду в Калгари, год спустя – чемпионат мира в Швеции, попутно – серебро с «Химиком» в высшей лиге. Но весной 89-го, возвращаясь со свадьбы сестры, врезался на машине в столб. Остался жив, но на лед больше не вернулся.

Попадал в аварию и Александр Сырцов, лидер атак «Химика» начала 70-х (122 шайбы в 333 матчах чемпионата СССР). Осенью 74-го «Жигули», в которых находились несколько воскресенцев, занесло на скользкой трассе и после удара о бордюр опрокинуло вверх колесами. Водитель – нападающий Владимир Смагин – отделался царапинами, его пассажирам повезло меньше: Никитин из-за разрыва мышцы завершил многолетнюю карьеру, а Александр с травмой шейных позвонков и Виктор Крутов с повреждением тазобедренного сустава надолго выбыли из строя. Крутов, к слову, еще много лет провел в хоккее и стал в итоге лучшим бомбардиром в истории «Химика» (172 шайбы). Для Сырцова следующий сезон оказался последним.

Владимир Щуренко, наверное, уступал в мастерстве и Сырцову, и Черных, но его хоккейная судьба сложилась куда более счастливо: в «Химике» он отыграл 12 полных сезонов и почти 500 матчей, становился лучшим бомбардиром команды, приглашался в сборную и на финише карьеры завоевал серебряную медаль чемпионата СССР.

Александр Голиков

1971/72 – 1975/76Матчей в чемпионате СССР – 159Заброшенных шайб – 94Голевых передач – 40Штрафных минут – 119Альтернатива – Владимир Лаврентьев

В «Химике» Голиков провел всего лишь пять сезонов. А может быть, целых пять сезонов, ведь таланты такого масштаба в периферийных клубах не задерживались. Эпштейн нашел Александра в Пензе и с первого взгляда определил, что это самородок уровня Мальцева. В первом же сезоне стремительный и техничный форвард стал вторым снайпером команды, а затем всегда был безоговорочно первым и неизменно включался в список лучших игроков сезона. В 76-м его вместе с младшим братом Владимиром взяли в сборную на чемпионат мира, а тем же летом они перешли в «Динамо» – в тройку к Мальцеву.

«Дублер» Голикова – Владимир Лаврентьев, острый, агрессивный и результативный нападающий, который выступал за «Химик» в 70-80-е, а ярче всего проявил себя в 1979-м, когда добился приглашения в сборную и завоевал с ней «Приз «Известий».