6 олимпийских героев российского хоккея
Андрей Николишин, Лиллехаммер-1994
Двадцатилетним, как бы он сам сейчас выразился, пацаном нападающий «Динамо» приехал на самые беззвездные Олимпийские игры в истории хоккея. Кто такие «энхаэловцы» зрители турнира представляли с трудом, в большинстве составов отжигала молодежь из национальных чемпионатов (хоть тут и там мелькали будущие мировые звезды), один из самых мощных ростеров вдруг нарисовался у сборной Словакии.
Команде Тихонова и Дмитриева Николишин помог попасть в четверку лучших команд турнира – чего на самом деле легко могло и не произойти. Его первый гол стал одним из четырех в ворота сборной Чехии в игре группового турнира. А второй случился в четвертьфинале с теми же матерыми словаками. Равный счет – 2:2 – продержался большую часть дополнительного времени, в концовке которого Николишин подобрал шайбу на чужой синей, обманул защитника ложным замахом и оставил Александра Виноградова в одиночестве перед пустыми воротами.
Павел Буре, Нагано-1998
Безоговорочно лучший снайпер (9 шайб) хоккейного турнира Олимпиады в Нагано, Буре не отдал ни одной голевой передачи – а для того, чтобы возглавить гонку бомбардиров ему хватило бы и двух. В итоге его опередили Саку Койву и Теему Селянне, набравшие по 10 очков. Впрочем, с точки зрения результативности от «Русской ракеты» как-то странно было требовать чего-то еще.
Размявшись в групповом турнире (две шайбы казахам, по одной – финнам и белорусам), капитан мощной российской команды основное шоу приберег для полуфинала. Сборная Финляндия была готова дать бой обидчику, но матч, тем не менее, превратился в шестидесятиминутный урок о том, что такое стартовая скорость, отличное катание и по-настоящему хороший дриблинг. Урок, который вошел в историю мирового хоккея и книгу рекордов Гиннесса.
Николай Хабибулин, Солт-Лейк-Сити-2002
В 2002-м году тренерский штаб сборной избежал долгого обсуждения темы выбора первого вратарского номера. Ставка была сделана на Хабибулина, и результате он стал единственным вратарем на турнире, который провел все матчи своей команды с первых минут. Николай оправдал доверие, за шесть игр отразив 186 бросков и представив сборную России в наградных списах оргкомитета (приз лучшему вратарю).
Конечно, 60 минут славы Хабибулина в столице штата Юта – это четвертьфинальный матч с чехами. Такие водораздельные игры, поражение в которых становится катастрофой, россияне традиционно проводят нервно. Вот и с чехами наше звездное нападение сообразило только одну шайбу (удачно сыграл Афиногенов). А основная нагрузка легла на оборону и вратаря. «Хаби» справился с ней блестяще, оформив свой первый олимпийский «шатаут».
Александр Овечкин, Турин-2006
В пижонских коньках желтого цвета и с затемненным визором Овечкин приехал на Олимпиаду в качестве главной молодой звезды мирового хоккея – его главному конкуренту за это звание, Сидни Кросби, не нашлось места в звездном канадском ростере. Собственно, канадцам россиянин и удружил – его шайба стала победной в жутком по напряжению четвертьфинале.
Но на турнире двадцатилетний форвард запомнился не только этим. Играя в компании с Ковалевым, Ковальчуком, Дацюком, Афиногеновым, он стал лучшим снайпером сборной (пять заброшенных шайб). А так же хитовал, бился на пятаке, отрабатывал в обороне и бросался под шайбу – в общем, Олимпиаду-2006 Овечкин провел так круто, что любительские нарезки с туринскими хайлайтами до сих пор приятно смотреть.
Алексей Ковалев, Турин-2006
Второй бомбардир сборной итальянского образца – его обогнал только Павел Дацюк с семью голевыми передачами – Алексей был в порядке и четырьмя годами ранее, но ничем особенным тогда команде не помог. На площадках Турина же раскрылся по-настоящему. На групповом турнире забросил по шайбе американцам и словакам, а так же поучаствовал в удивительном разгроме будущих олимпийских чемпионов.
И, что называется, добил родоначальников хоккея. Те, кто видел четвертьфинал с Канадой, не забудет его никогда – особенно последние минуты игры. Ковалев пошел накрывать Роба Блейка, перехватил шайбу, заработал удаление, которое сам же и реализовал, приведя в экстаз Бориса Александровича Майорова: «Ковалев! Это победа!».
Евгений Набоков, Турин-2006
Сложно сказать, каких размеров достигал пондус Набокова в 2006-м году, но первое свое появление на Олимпийских играх он отметил эффектным сухарем. Альфредссон, Зеттерберг, Форсберг и молодые Седины с первых же минут беспомощно тыкались в усть-каменогорскую стену, перекрывшую ворота сборной России и ближе к концу игры совсем отчаялись найти прореху. В итоге шведы проиграли 0:5 – и это поражение, как показала история, сыграло им добрую службу.
Набокова же этот успех утвердил в роли основного вратаря (Брызгалов с пятью шайбами от словаков конкуренцию проиграл), который и потащил сборную к матчам за призовые места. На пути россиянам попалась сборная Канады – и на этот раз под горячую руку скромного российского кипера попались не менее внушительная компания. Сакик, Торнтон, Игинла, Ричардс и Ко старались весь матч, но забить хоть один раз так и не смогли.
Фото: Fotobank/Getty Images/Mark Sandten/Bongarts, Elsa; REUTERS/Shaun Best
Для меня тот финал -- главное спортивное разочарование жизни. ((