Педро Перес Сарсоса. Советы в Филях. Испанские мотивы на московский лад
Иностранные тренеры в российском гандболе появляются редко, но метко. Но дело вовсе небывалое, когда такой специалист приезжает работать с подрастающим поколением.
БЦ не мог упустить возможности окунуться в детали российской миссии испанца Педро Переса Сарсосы.
Нынешней осенью ФГР и Королевская федерация гандбола Испании заключили соглашение о сотрудничестве. Один из важных пунктов — обмен знаниями в деле воспитания юных талантов.
— Подчеркну: важно не просто научить играть в гандбол отдельную группу ребят с использованием зарубежных методик. Главное — передать испанский опыт нашим перспективным наставникам, — отметил после торжественной церемонии глава ФГР Сергей Шишкарев.
К делу перешли задолго до завершения бюрократических формальностей: Наш герой обживается в Москве с весны. Базой для эксперимента выбрали столичное училище олимпийского резерва №2, что на Малой Филевской улице. Но Москвой испанец не ограничится.
Время познакомиться с положением дел у Сарсосы было. А теперь пора развернуться в полный рост. Поэтому главное в нашем знакомстве — не следствия, оценивать которые рано, а причины и цели.
Однако кое-что уже сделано, да и у российской стороны было время присмотреться к сеньору Педро.
— Раньше испанцы учились у нас, теперь пришло время взять что-то у них нам, — поделился резонами исполнительный директор Федерации гандбола Москвы Михаил Чипурин. — Испанский гандбол постоянно развивается, там широко используют новейшие методики, работают с привлечением высоких технологий.
Первое, что бросилось здесь испанцу в глаза — низкая интенсивность наших тренировок. По его словам, тренеры в ущерб интенсивности пытаются донести до ребят информацию индивидуально. Остальные в это время ничем не заняты. На взгляд Саросы, объяснения более уместны на отдельном теоретическом занятии.
Еще один момент: по мнению нашего коллеги, в том или ином возрасте игрок должен уметь выполнять определенный набор элементов. Если он этого не умеет, значит, работа тренера заслуживает оценки "неуд". Следовательно, важно для начала сформировать четкую систему: что должен усвоить игрок на каждом из этапов.
Безусловно, свежий взгляд необходим: глаз замыливается у специалиста в любой сфере. Порой заслуженные тренеры, по праву пользующиеся всеобщим уважением, не всегда считают полезным для себя развиваться. Они уверены, что их знаний вполне достаточно. Но мы ведь видим, что гандбол не стоит на месте. Сегодня выходят на лидирующие позиции те, о ком раньше и не слышали, — как раз за счет постоянной работы над собой.
Рекомендации выданы отличные, вектор движения обозначен. Пора знакомиться с нашим героем. В тренировочном зале он чувствует себя, как дома.
Перед тем, как приступить к беседе с посланцем БЦ, еще раз что-то втолковывает (через переводчика) одному из парней, перебрасывается парой слов с другим (уже без посторонней помощи), а прощается с каждым отдельно.
Над предложением поехать в Россию Педро раздумывал недолго: позвонили, предложили, начал собирать чемодан. Официальные лица цели сотрудничества озвучили. А как это видит тот, кому воплощать идеи в жизнь?
— Мысль такова: смешать то лучшее, что есть в испанском гандболе, с российскими практиками. Симбиоз двух стилей призван помочь вашему гандболу выйти на новый уровень. При этом сотрудничество должно быть взаимовыгодным.
— В чем конкретно заключается ваша работа?
— Нахожусь в плотном контакте с местными тренерами. Постоянно обсуждаем игру во всех проявлениях, тенденции и новшества. Самостоятельно работаю с двумя командами юношей в возрасте от 15 до 17 лет.
Однако по мере необходимости консультирую всех, в том числе дублеров ЦСКА и "Спартака". Занимаюсь как с командами в целом, так и индивидуально.
— В России вы с мая. Это самый конец сезона…
— Действительно, серьезная работа началась только сейчас. Время на адаптацию было необходимо. Наблюдал, делал выводы. Выезжал с командами на турниры, помогал готовиться к Спартакиаде учащихся. Теперь, понятно, провожу с подопечными куда больше времени.
— Каковы впечатления от российского подросткового гандбола?
— Пока не могу похвастать, что видел многое. Конечно, наблюдал в деле не только москвичей: познакомился с возможностями юношей из Тольятти и Астрахани, к примеру. Пока скажу только, что у российских парней хороший потенциал.
Отметил для себя, что команды из разных городов исповедуют разные стили игры. Тольяттинцы, к примеру, запомнились быстрым розыгрышем мяча. Но были и такие, кто действует слишком медленно. Повторюсь, впечатления пока поверхностные.
Понял, что одной из важных задач станет научить ребят разнообразию возможных решений. Выбирать то, что наилучшим образом подходит к конкретной ситуации. Гандбол — не только игра один на один, а они зачастую акцентируются именно на ней.
Нужно обращать внимание и на то, что делает твой товарищ: когда-то лучше отдать пас, в каких-то моментах — ускориться и так далее. Еще хочу, чтобы парни поняли: нужно оставаться в игре, даже когда ты без мяча.
— То есть молодые россияне зачастую выбирают самый простой вариант развития ситуации?
— Наоборот, самый сложный! Выходить один на один, владея мячом, далеко не так просто, как кажется. Игроки должны научиться выбирать лучший вариант действий из возможных. Для этого и надо развивать игровое мышление. Проблема в том, что скорость решений и вариативность необходимо прививать с детства. Изменить психологию старших куда сложнее.
— Картина, которую вы нарисовали, указывает на недостатки в работе российских школ на начальном этапе подготовки?
— В ближайшие дни как раз планирую познакомиться с тем, как тренируют самых младших. Но да: когда игрок здесь получает мяч, ему требуется время на решение. Видно, что это привычка.
Когда ты без мяча, нужно акцентироваться на действиях того, кто им владеет. Раз уж он стянул на себя защиту соперника, необходимо воспользоваться этим самому и открыться под передачу, ускорившись.
А здесь я наблюдал, как игрок без мяча стоит и ждет, пока его не получит. Видно, что это привычка. Подобный подход надо менять.
— Российские тренеры отмечают, что на начальном этапе подготовки наши дети превосходят европейских сверстников, часто обыгрывают их на международных турнирах. Однако с возрастом все превосходство сходит на нет…
— Лет в девять все примерно равны. А вот дальше пути расходятся: разные тренировочные процессы и так далее. Следующие пять-шесть лет как раз и становятся определяющими. Тогда и высвечиваются все недочеты.
— Ростовые данные в современном гандболе, на ваш взгляд, важны? Старые российские тренеры по привычке сетуют на нехватку "больших".
— Воспользоваться физическими данными игрока — заманчивый путь. Но всегда нужно находить баланс. Если собрать команду из физически мощных ребят, они будут играть в медленный, предсказуемый гандбол.
А он за последнее время эволюционировал, превратился в скоростной вид спорта. Значит, нужны не только те, кто может бросить на силу, но и те, кто не обладает выдающимися физическими данными, зато может действовать быстро.
— Скорость во главе угла?
— Да, но даже не скорость перемещения по площадке. В первую очередь важно быстрое мышление. Умение моментально читать игру, оперативно принимать решения, а уже затем — быстро действовать.
— Вы уже видели матчи молодежного первенства России. Что скажете об уровне команд и турнира в целом?
— Игр видел пока немного. Так что скажу только, что молодежь столичных "Спартака" и ЦСКА выделяется на фоне соперников. Ваш девичий гандбол в любом случае хорош: не зря же сборные регулярно показывают высокие результаты. Проблема именно в парнях.
— Действительно, российские юноши давно не блещут на уровне сборных. В чем пробел?
— Этот же вопрос задавал российским тренерам: почему так? С девушками работаю всего месяц, так что сам пока к определенным выводам не пришел. Возможно, загвоздка в том, что при подготовке мальчиков делается упор на "физику", а для девочек на первом месте стоит не силовая работа, и игровая.
Возможно, именно в силу этого ваш женский гандбол больше похож на то, каким он должен быть: выше скорости, быстрее перемещение мяча, более продолжительны розыгрыши. А юноши пытаются воспользоваться физическими данными.
— Одной из бед российского гандбола называют малое число подростковых турниров…
— Это огромная проблема! В Испании, к примеру, подростки играют каждую неделю. Есть и регионы, где гандбол развит слабо. Но в той же Каталонии очень много команд, только в провинции Барселона — около восьми десятков!
Причем деление на лиги происходит в соответствии уровням команд: сильнейшие играют с равными себе и так далее. Чем больше выбор, тем проще свести примерно равных по классу соперников.
В России это применить трудно: команд мало, а разница в уровнях высока. Отсутствие матчей хотя бы раз в неделю значительно тормозит прогресс юных гандболистов. Команда, с которой работаю сейчас, провела полтора месяца без игр, только тренировалась. А ведь каждый матч — экзамен для гандболиста.
— Можно ли в российских реалиях придумать какой-то выход?
— Решение всегда есть. Но, повторюсь, у вас слишком мало команд. У меня на родине число занимающихся спортом велико и без гандбола. В футболе, например, народа в два десятка раз больше. И среди этой массы полно детей!
Причем до 14-15 лет большинство подростков занимаются не каким-то конкретным видом спорта, играют во все подряд. В этом возрасте многие по тем или иным причинам уходят, но остается все равно огромное число юных спортсменов.
А для гандбола в России главное сегодня, на мой взгляд, чтобы как можно больше детей занимались игрой с малых лет. Чем больше спортсменов, тем больше соревнований и так далее.
Но в Испании и с инфраструктурой проще. Площадки есть в каждой школе, в том числе открытые. Заниматься можно круглый год. А у вас приходит зима, и с этим становится сложнее.
С другой стороны, у нас нет центров, подобных вашему училищу олимпийского резерва. Что-то похожее есть разве что у больших клубов. Но и там нет такого, чтобы подростки были собраны в одном месте и регулярно тренировались дважды в день. В Испании обычно занятия проходят четыре-пять раз в неделю.
Это дает вам некоторое преимущество. Частота тренировок в определенной мере компенсирует малое количество игровой практики. Да, при таком подходе игроки прогрессируют быстрее, но не столь хорошо, чтобы показывать высокий результат на международной арене.
— Опыт в тренерском ремесле у вас огромный…
— Сейчас мне 51, а тренирую с 13 лет. Раньше для Испании такое было делом привычным: вы играете сами и работаете с самыми младшими детьми — семи-девяти лет. Сегодня подобное встретишь редко: тренировать начинают где-то в 16-18.
Когда мне исполнилось двадцать, пришло время выбирать: игровая карьера или тренерская? Тогда мне предложили принять под начало девичью команду. Согласился. Причем девушкам было лет по 25-26.
Педро Сарсоса тренировал клубные команды и сборные Каталонии разных возрастов. С женским клубом из городка Кановельес, выступавшем во втором дивизионе, к примеру, проработал несколько лет. В сезоне-1992/93 его команда стала серебряным призером каталонского Кубка.
Перспективного специалиста заметили и спустя пару лет пригласили поработать с молодежью "Гранольерса". В 1995-м было завоевано золото испанского молодежного чемпионата и первенства Каталонии.
Далее был клуб "Ла Рока" из второго испанского дивизиона. Здесь сеньор Педро не только успешно тренировал на протяжении многих лет, но и выполнял обязанности технического директора.
Продолжалась работа и в каталонской гандбольной федерации. Со сборной, составленной из парней не старше 18 лет, Сарсоса за пять сезонов выиграл три золота и серебро чемпионата Испании — отдельного турнира для команд, представляющих регионы страны, а в 2018 году стал вторым с девушками того же возраста.
С марта 2017 года по октябрь 2018-го работал техническим директором каталонской федерации, отвечая за команды всех возрастов. Все они в тот период достигли значительных высот: впервые все шесть сборных играли в финале национальных соревнований, выиграв пять комплектов золотых наград и одно серебро.
Любопытно, что Педро Сарсоса в тренерской деятельности регулярно чередовал работу с девушками и парнями, с младшими и старшими.
— Так интереснее?
— Всегда нужна новая мотивация: проводил с подопечными долгие отрезки. О каждом из периодов работы сохранил теплые воспоминания, но не стану отдавать предпочтение возрасту или полу: могу работать, с кем угодно. Это тот же гандбол, если разобраться.
— Почти всю тренерскую карьеру провели в Каталонии. Оттуда и родом?
— Нет, родился я в Бургосе, на севере Испании, но с пяти лет жил именно здесь. Скучаю по дому. Но, когда поступило предложение из России, долго не раздумывал: хотелось использовать накопленный опыт, добавив к нему что-то еще.
Расширить кругозор, добавить что-то к своему арсеналу на стыке двух игровых стилей — заманчивая идея. Как от такого откажешься? Да и российский гандбол всегда вызывал интерес. Скоро зима: посмотрим, что дальше. Пока всем в Москве доволен. Хочу помочь вашему гандболу, насколько это в моих силах.
Но всегда, разумеется, с нетерпением жду очередной встречи с семьей.
— С нынешними подопечными уже нашли общий язык?
— На русском с ними объясняться, к сожалению, не могу. Но думаю, что мы уже понимаем друг друга. Пара-тройка английских слов, ваши "туда", сюда", "направо", "налево", "быстрее", "смотри", "думай"...
Объяснить детали помогает переводчик. С российскими тренерами, ясное дело, общаться сложнее: больше нюансов. Но и здесь взаимопонимание, на мой взгляд, есть. В конце концов, все говорим на языке гандбола.
— Российские парни и девушки сильно отличаются от испанских ровесников?
— Подростки одинаковы во всем мире. С появлением высоких технологий они много времени проводят в виртуальном пространстве. В гандболе это находит отражение, если говорить о командной игре.
Иногда складывается впечатление, что молодежь смотрит внутрь себя, а значит, и стать единым целым для них сложнее. Поэтому стараюсь убедить их, что добиться чего-то можно только сообща.
Отметил интересную деталь: российским подросткам нравится играть в нападении, забрасывать мячи. Непросто втолковать им, что гандбол — не только атака, но и защита.
— Командное строительство идет не только на площадке…
— Действительно, тренер должен уметь многое, кроме способности объяснить тонкости игры. Это и мотиватор, и психолог, и много кто еще. Лишь сочетание множества умений позволит наставнику создать настоящую команду.
От тренера зависит очень многое, как и от преподавателя в обычной школе. Приведу пример: мой сын один год изучал историю с неподдельным интересом, а на другой даже слышать о ней не хотел. Разница была как раз в том, как мог преподнести предмет тот или другой педагог.
Тренер оюязан уметь объяснить детали тактики и техники. Но в первую очередь он должен стать для юного спортсмена авторитетом. И сам, безусловно, по мере сил должен заботиться о команде в целом и о каждом из игроков персонально.
— С нарушителями режима разбираетесь жестко?
— Быть частью команды — большая ответственность. Это относится и к тренеру, и к игрокам. Есть определенные нормы, которые нужно выполнять. Уважение к своему партнеру, к учителю…
Как можно, например, пропустить тренировку? Понятно, что в 16-17 лет каждому хочется почувствовать себя взрослым, попробовать что-то новое. Но игроки должны понимать, что интересы команды стоят выше соблазнов.
Вопросов в смелой затее пока больше, чем ответов. Но кое-какие воды по итогам первых месяцев работы сделать можно. Слово наставнику "Спартака-2" Владиславу Космодемьянскому:
Владислав Космодемьянский
— Работа испанского коллеги полезна, в этом никаких сомнений. Уже видно, что между тренером и игроками установилось взаимопонимание вплоть до деталей. Обратил внимание, что детям самим это интересно.
Тренировки выстраиваются от простого к сложному. Ребята плавно переходят от мелких взаимодействий: два на одного, трое на двое, четверо на двоих и так далее — к общекомандной работе. Понимают, что надо делать в конкретной ситуации.
— Вам, другим российским тренерам такое сотрудничество полезно?
— Безусловно! Испанские специалисты не зря так востребованы в мировом гандболе. Они доминируют в Лиге чемпионов и на уровне сборных, работают в разных странах.
В тренерском мастерстве всегда важны нюансы. Что-то я подсмотрел у Педро, какие-то детали из моей практики возьмет, по собственному признанию, он сам. Так что учимся друг у друга.
Безусловно, менталитеты разные, и подойдет не все. Какие-то упражнения придется немного переделать. Даже в регионах России стили игры (и преподавания) разнятся. Есть много деталей: южане, к примеру, взрослеют чуть раньше.
Так что все проверяется практикой. Но умный тренер всегда найдет, к чему приспособить новинки.
Сергей Макаров
Фото: Сергей Макаров; rushandball.ru, balonmano.mforos.com; пресс-служба ГК "Спартак".
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра":handballfast.com .