6 мин.

Артурс Кугис. Как уехать из Германии, чтобы встретиться с «Килем»

С немецким "Гроссвальштадтом" ему стало нынче категорически не по пути. Команда свалилась из второго дивизиона в третий. А ее вратаря... позвали в лучший клуб Европы!

2019-й — вообще лучший год в карьере Артурса Кугиса. 27-летний страж ворот сборной Латвии помог ей впервые попасть на чемпионат Европы, а затем и сам совершил головокружительный переход в "Вардар", где сразу заиграл уж точно не на уровне робкого новичка. Заинтригованные таким карьерным блицкригом мы дозвонились герою в Скопье.

— Твой трансфер был минувшим летом самым громким по степени неожиданности. У тебя самого есть этому объяснение?

— Для меня это тоже большой сюрприз. Пять лет отыграл в Германии, но после июньского матча сборной Латвии против словенцев появился шанс перейти в "Вардар".

Проявляли интерес и другие клубы. Но как только поступило предложение из Скопье, сразу же ответил согласием. В такую команду второй раз могут и не позвать.

— То есть "Вардар" вышел на тебя именно после сенсационного успеха латвийской сборной?

— Да. Вардарский тренер вратарей Деян Перич ездил на тот матч, чтобы на меня посмотреть. Видел он и другие игры национальной команды с моим участием. Это Перич захотел пригласить меня в "Вардар". И я очень рад возможности поработать с таким специалистом. Чувствую прогресс в игре, узнаю много нового.

— Какую роль в твоем переходе сыграл Дайнис Криштопанс?

— Честно говоря, я его об этом и не спрашивал. Возможно, в клубе интересовались у Дайниса, что я за человек. Но это лишь мое предположение.

— Первый официальный матч за "Вардар" ты провел сразу на "Super Globe". Какими были ощущения?

— Ну, этот турнир получился для нас не лучшим. На то время команде не хватало сыгранности, тренировались в этом составе всего месяц. Но это был полезный опыт. С тех пор наша игра улучшилась.

— Как проходит адаптация в "Вардаре"? Что нового ты узнал?

— У Перича можно научиться многому. Он указывает на разные мелочи, которые раньше я во внимание не принимал: как двигается тот или иной игрок, как он бросает… Мне это здорово помогает. Теперь я и дома смотрю гандбол не так, как раньше. Больше анализирую, подмечаю детали.

— А как чувствуешь себя за пределами площадки? Все-таки Северная Македония — новая для тебя страна…

— Это тоже вызов. К Германии уже привык, выучил язык. А здесь все другое. Но мне в Скопье жить приятно: здесь добрые люди и отличные болельщики.

Македонцы очень эмоциональны. Когда проводил за "Вардар" первый домашний матч, то в его начале минут десять только фанов и слушал. Даже об игре забыл. Думал: "О, боже! Что за сумасшествие?" Но затем привык. С такой поддержкой дома мы можем одолеть кого угодно.

— Общаешься в команде на английском?

— В основном. С россиянами пытаюсь общаться на русском, хотя он у меня так себе. Понимаю неплохо, а вот говорить без ошибок трудно. Я учил этот язык пять лет в школе, но затем уехал в Германию и совершенно не практиковал, многое забыл. А в сборной мы общаемся только по-латышски. Сейчас же вот хочу освоить македонский.

— Так ли это необходимо в команде, где костяк составляют легионеры?

— Думаю, всегда полезно знать язык страны, где живешь, будь то Россия, Германия или Македония. Так более уверенно себя чувствуешь, причем не только в команде, но и в магазинах, в общении с болельщиками. Знаю, о чем говорю: в 18 лет приехал в Германию, ничего не зная по-немецки. Первые полгода чувствовал себя в коллективе изгоем, аутсайдером. Вокруг что-то говорят, а ты ничего не понимаешь. Так что учу македонский. Тем более в "Вардаре", скажем, русский и словенец могут общаться друг с другом именно на нем.

— На каком языке говорит главный тренер Давид Писонеро?

— Он знает английский. И тоже пытается освоить македонский — хотя бы гандбольные слова. А вообще с Давидом я контактирую мало. Для меня главный наставник — все-таки Перич.

— Как уживаетесь с алжирским напарником Халифой Гедбаном?

— Без проблем, он тоже говорит по-английски. Халифа в команде второй сезон, выиграл Лигу чемпионов. Есть еще один голкипер — молодой македонец Марко Кизич. Нас трое, а уже тренер решает, кто в конкретный день лучше.

— У тебя 92-й номер. В честь года рождения?

— Верно. Впервые взял его, когда приехал в Германию. А в юности на родине выступал под номером 16, который мне дали. Я был тогда еще слишком молод, чтобы выбирать.

— Ты ведь начинал играть в "Добеле"?

— Да. Учился в спортивной гимназии, тренировался два раза в день. А по выходным играл за клуб.

— А как оказался в Германии?

— В Латвии нет профессионального гандбола, а мне хотелось прогрессировать. В "Бекдорфе" из третьей немецкой лиги тогда выступал Марис Вершаковс, тоже игрок сборной Латвии. Он и помог устроиться в этот клуб. Тогда "Бекдорфу" нужен был второй вратарь, и меня пригласили на недельный просмотр. В итоге подписал контракт.

— Сколько ты там зарабатывал?

— 18-летнему парню тяжело с ходу чего-то добиться в Германии. Что предложили, на то и согласился. Клуб оплачивал жилье, еду, дал мне велосипед. А платили меньше тысячи евро. Но я очень хотел в Германии закрепиться.

— Но через какое-то время ты уехал во французский "Вернон"…

— Да, это второй дивизион. Я тогда неплохо сыграл за сборную Латвии против боснийцев и получил это предложение. "Вернон" — крепкая профессиональная команда, но Франция — страна не для меня. Чувствовал себя там не сказать что комфортно.

Отыграл год и уехал, хотя французы предлагали остаться. Но я вернулся в "Бекдорф", провел там еще один сезон и перебрался в "Гроссвальштадт". Это команда с именем, но сейчас ее дела идут плохо.

— Когда ты впервые получил вызов в сборную?

— Лет в девятнадцать. Поначалу давали мне набраться опыта, выпуская на пять-десять минут в концовках матчей. Но сейчас я основной голкипер.

— Как пережили неудачу в плей-офф отбора на ЧМ-2017 против белорусов?

— Ох, это было серьезное разочарование. Не хватило совсем чуть-чуть. Мы уступили по показателю голов на выезде. Но тогда и поняли, что можем чего-то добиться. Тем более с Криштопансом в составе.

— И вот вышли на чемпионат Европы…

— Это здорово, что в этот раз использовали шанс. На чемпионате наша группа не из легких: Испания, Германия, Голландия. Но, если будем играть на таком же высоком уровне, как против словенцев, то можем одолеть и грандов. Посмотрим.

— Интерес к гандболу в Латвии растет?

— С каждым годом. Это чувствуется — раньше у нас говорили только о баскетболе, футболе и хоккее, а теперь еще и о гандболе. Болельщики меня узнают, а журналисты звонят буквально каждую неделю.

— Трудно ли играть в Лиге чемпионов? Твое самое яркое впечатление стартового сентября?

— Высокий уровень этого турнира и есть главное впечатление. Раньше я против таких соперников не играл, поэтому столкнулся с новым вызовом. Стараюсь помочь команде. На этой неделе ждем в гости "Киль" — за годы, проведенные в Германии, так с ним ни разу не пересекся. И вот теперь это предстоит. Будет интересно.

Сергей Николаев

Фото: rkvardar.mk, gol.mk, handball.lv.

Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра":handballfast.com .