Леночка, одну попытку для меня – враскоряку!
Выбор заголовка – процесс чрезвычайно увлекательный. Это самостоятельное творчество. Да, оно может превратиться в пытку, если тема по заданию. Но если в руках материал о встрече с удивительным человеком, то претендентов на титул первой страницы всегда в избытке.
Так было и на этот раз, когда в Школе спортивной журналистики состоялся мастер–класс известного фотографа, настоящего профессионала и очень интересного собеседника – Сергея Киврина.
Статью по итогам встречи можно было назвать по-разному. Например, «Сынок». Ведь Сергей – сын другого мастера фотографии – Владислава Киврина, который работал в престижном советском журнале «Советский Союз». И Киврину-младшему пришлось четыре года после окончания журфака доказывать, что он чего-то стоит. Ему не верили, что фотографии, приносимые им в редакцию, делал действительно он, а не отец. Всё изменилось только после выигранного им международного конкурса.
Материал мог быть назван и по-другому. Например, «Доярки в орденах» или «Истинный ариец». Ведь жанр спортивной фотографии был выбран Сергеем не по зову сердца, а вполне себе прагматично. Он не хотел заниматься пропагандой – ездить по колхозам и фотографировать доярок в орденах. Наивно предполагал, что спорт не встроен в эту агитационную машину.
Действительность оказалось куда серьёзнее. По колхозам поездить всё равно пришлось. Развозил партии мячей и спортивных трусов, натягивал футбольные сетки на каркасы ворот – организовывал постановочные кадры, показывая «настоящую» жизнь простых советских людей.
Именно на этом он заработал себе очки и имя, потому что если брался за что-то, то делал это хорошо. Плюс к этому не пил и был морально устойчив. «Просто истинный ариец», – подтвердил наш герой на встрече. И добавил: «Ну по крайней мере, все так думали».
Можно было добавить саспенса и перескочить в лихие 90-е, озаглавив материал: «Нам угрожали, что нас взорвут в подъезде». Кстати, делал это лично главный редактор одной жёлтой газеты, весьма популярной в то время. Сергей Киврин и Андрей Голованов судились с этим изданием, укравшим их фотографии. Процесс, к слову, был выигран. Двенадцать тысяч долларов – по тысяче за одно фото.
Заглавие можно было дать и в духе той самой жёлтой газеты: «В Турине я не узнал родного сына». Ведь работа фотокорреспондента имеет свои трудности. А в период крупных соревнований они множатся многократно. Например, на Олимпиаде потеря в весе – десять килограммов – обычное дело. Журналисты бодрствуют сутками, а потом, случается, обнаруживают себя спящими в самых неожиданных местах. «Я проспал на клавиатуре пять часов» – такое у Сергея тоже было. Поэтому после систематических недосыпаний можно и себя в зеркале не узнать.
Сергей Владиславович, надо сказать, человек с большим чувством юмора. И взять что–либо из его журналистских баек, комментариев к своим фотографиям, их названий, в качестве заголовка – это гарантированное попадание в десятку. Например, «К Голованову вышла голая официантка» – по мотивам истории о стримерах – людей, выбегающих в чём мать родила, на спортивные площадки во время проведения соревнований. Киврину «достался» мужчина на Уимблдоне, ну а Голованову повезло больше.
Или же «Сергей Киврин: «Я из синхронного плавания» – о том, как создавалась известная фотография олимпийской чемпионки по этому виду спорта – Ольги Брусникиной. Та, на которой она, улыбаясь, проплывает с медалями, глядя в объектив. Съёмки велись на открытой воде, в октябре. И фотографу пришлось лезть в ледяную воду. Очень кстати в спорткомплексе оказалась баня, в которую он позднее поспешил отогреваться. Там же оказались и ватерполисты, закончившие тренировку в другом бассейне. На вопрос удивлённого администратора, вычислившего «неспортсмена» по фигуре: «А вы откуда?!», Сергей, не моргнув глазом ответил: «А я – из синхронного плавания». И ведь не соврал!
«Предстартовое волнение» – ещё один вариант заголовка. По шутливому названию фотографии пловца, занявшего необходимую позицию на тумбе и ожидающего стартового свистка. Вроде бы, ничего особенного. Просто ракурс очень необычен – вид сзади. Фамилию спортсмена Сергей деликатно называть отказался. Обмолвился лишь, что это – олимпийский чемпион.
«Девочки без целлюлита» – история о первых профессиональных боксерских поединках в России. На фото – ринг-гёрл и боксер в перерыве боя. Лица девушки мы не видим. Зрителю доступна только та часть, что пониже спины. А она – не без явных признаков целлюлита. На лице боксёра удивление на грани ужаса. Что видит он – так и останется только его тайной.
Можно выбрать что-то вроде «Эмоциональные шахматы» или «Правильное неправильно». Как это ни странно, но, по словам Киврина, в шахматах эмоций не меньше, чем в любом другом виде спорта. Нужно только это видеть и уметь ждать. Это очень важно для фотографа.
И что интересно, необходима некоторая доля цинизма. Чем меньше журналист вовлечён в происходящее вокруг – тем лучше получится кадр. Чем больше хладнокровия в фотографе, тем больше эмоций в снимке.
Ещё ему необходима удача и кураж. Если он в хороших отношениях с фортуной, то и неправильное станет правильным. Как это было на одном теннисном турнире с участием Марка Россе.
Киврин знал, что швейцарец – эксцентричный теннисист. И, вооружившись необходимой техникой, просто ждал нужного кадра. Но за три часа игры ничего интересного не происходило. А когда до конца матча оставалось всего три гейма, к Сергею присоединился его бессменный напарник – Андрей Голованов. Который был совершенно не готов – пришёл не с тем объективом, да ещё и в самом конце игры. Однако, выставочное фото сделал именно он – потому как его «неправильный» объектив и оказался тем, на что можно было снять неожиданно заскакавшую по полу ракетку Россе.
Переключившись на серьёзный лад, можно предложить: «Фотографии научить невозможно». Киврин убеждён, что творчеству невозможно научить – можно только прививать вкус к прекрасному, красивому, гармоничному.
«Работайте только для себя». Если твоя работа интересна тебе – она будет интересна зрителю. Не стоит подстраиваться под чьи-либо вкусы, включая редактора.
«Человеческий контакт». Его просто необходимо поддерживать со спортсменами. Быть нормальным, приятным в общении человеком.
«Фотограф – профессия второго сорта» и «Не требуйте литературы от фотографа». Это тоже об общении и о взаимоуважении. Исторически сложилось так, что фотограф воспринимается не как самостоятельный профессионал, а как прилагательное к пишущему журналисту. Такого не должно быть. Это два разных, но два равнозначных занятия. Их представители делают одно дело. Только средства выражения у них – разные. Не нужно требовать от фотографа съёмки гола. Он видит по-другому. Подчас более мощным кадром условного гола может оказаться реакция трибун или лица соперника. Главное – обсуждать с фотографом тему и работать в одном направлении.
Есть и несколько грустный вариант: «Жаль только, что жизнь так быстро кончается». Сергей любит своё дело и считает, что делает фотографии среднего качества. И кстати, это не выглядит рисовкой.
Тот вариант, который красуется вверху этой страницы, всё-таки видится наиболее подходящим. Ведь он объединяет в себе всё, рассказанное и показанное нашим «нестандартным лектором».
Это из истории фотографии спортсменки, падающей с водных лыж. Тучи брызг, ноги вылетают из ботинок, отлетающий канат. Ещё секунда – и она окажется в воде. Кадр очень динамичный и живой – вот и подтверждение профессионализма фотографа и его «Научить фотографии невозможно».
Спортсменка падает по заказу – Сергей с ней договорился. Причём втайне от тренера. И она, кстати, его потом не выдала, хотя получила от тренера приличную взбучку. Вот вам и «Человеческий контакт».
Ну а «Леночка, одну попытку для меня – враскоряку» и весь рассказ о процессе съемки – это его чувство юмора.