Девушки с молотком
Уже давно сложился образ балетных танцовщиц: это такие тоненькие, воздушные, легкие, нереальные существа, которые каждым движением дарят миру красоту, изящество и гармонию. Тем не менее, эти девушки с раннего возраста умеют неплохо обращаться с таким грубым и приземленным инструментом, как молоток, который необходим им, чтобы приручить свои балетные туфельки – пуанты. Они и балерина – единое целое, она словно родилась в них. Только они знают, чем приходится расплачиваться за изящную сценическую красоту и необыкновенную легкость шага своей хозяйки. Они – те, кто сделали женщину в балете воздушной и романтичной.
Пуанты являются потомками балеток, моду на которые ввела жена Наполеона – Жозефина. И только великая итальянская балерина Мария Тальони в 1830 году подложила в носок своих танцевальных туфель жесткую пробковую прокладку, чтобы достичь возможности танцевать на пальцах. Вообще, изначально танцевать sur les pointes означало танцевать на кончиках пальцев, а слово «пуант» в переводе с французского – это "острие". Но с течением времени балетная обувь с твердым носком приобрела название «пуанты».
Первой русской балериной, ставшей на пуанты, стала Авдотья Истомина, мастерство которой А.С. Пушкин увековечил в своем романе "Евгений Онегин".
В России пуанты делаются исключительно вручную. Процесс является самым сложным из процессов в технологии изготовления обуви. В Европе в большей степени их делают машины. Каждый пуант состоит из 54 деталей. Сначала мастер выкраивает их из атласа обычно персикового полутона. Такой цвет был выбран, чтобы обувь не выделялась на общем фоне спектакля и не отвлекала зрителя, бликуя под лучами софитов. Так же мастера отдают предпочтение атласу, потому что он идеально облегает носок, прочен и при этом податлив. После того, как все детали вырезаны, мастером делается заготовка для подошвы из натуральной кожи.
Но, конечно, самое главное в процессе изготовления пуанта – это создание коробочки, той самой части волшебной туфельки, на которую опирается балерина, стоя на кончиках пальцев. Коробочка имеет шесть слоев мешковины, которые прослоены клеем, личным рецептом которого вряд ли поделится с вами хоть один пуантных дел мастер. В этом весь секрет – чем лучше будет клей, тем удобнее будут пуанты. Форму коробочке мастер придает специальным молоточком.
Полученные детали пуантов собирают в единое целое на деревянной колодке. Уже почти готовую балетную обувь целых 16 часов просушивают в специальной печи при температуре около 55 градусов. После мастеру останется лишь вложить гибкие супинаторы, а уж ленты балерины в состоянии пришить самостоятельно. Увы, такой труд мастеров недолговечен, за один спектакль балерина может сменить несколько пар пуантов.
Несмотря на то, что пуанты нередко шьются под определенную балерину, ей все равно приходится их разнашивать и разбивать молотком носок, как ей удобно.
Майя Плисецкая
Внешне безобидные туфельки – настоящий пыточный инструмент. Несмотря на то, что для изготовления современных пуантов используется специальный клей, позволяющий «коробочке» быстро принимать форму стопы, мозоли и стертые в кровь ноги – обычное явление. Но балерины лучше других знают, что красота требует немалых жертв.
А вообще «домашнее прозвище» пуантов – «пальцы». Поэтому услышав от балерины фразу: «Сломались пальцы - надо их залить клеем, поставить на батарею» - можно не пугаться.
На пальцах танцевать легко довольно:) Падать, правда, больновато:) Конечно это зависит от качества обуви, но разбивают пуанты молотком те девочки, у кого есть косточки «простолюдина* на ногах.