7 мин.

Клуб бомбардиров «Зенита» – Клуб 50: Перезагрузка.

Клуб бомбардиров «Зенита» – Клуб 50: Перезагрузка.

Итак, свершилось! То, в спорах вокруг чего на протяжении многих лет было сломано немало копий, всё же воплотилось в жизнь. Ещё после первых заседаний администрации Клуба бомбардиров «Зенита» – Клуба 50, состоявшихся почти 10 лет назад на страницах популярной некогда стадионной газеты «Петрович», в наш адрес посыпались десятки писем с разнообразными вопросами, предложениями, уточнениями и возражениями. Касались они не только отдельных цифр, но и самого регламента Клуба. В том числе, многих смущала некоторая «избирательность» в подсчёте голов его членов в отдельных турнирах. В первую очередь, это касалось голов в первой лиге и за национальные сборные.

Самый непростой вопрос был насчёт голов за сборные. Изначально учёт вёлся только тех мячей, которые были забиты за первую сборную России. Т.е. таким образом свои лицевые счета из членов Клуба 50 могли пополнять лишь россияне, а точнее КержаковАршавин и Широков. В то время как все бомбардирские подвиги игроков «Зенита» не российского гражданства оставались их сугубо личным делом. Администрация Клуба 50 долго спорила о правомерности подобной избирательности в подсчётах, но, в конце концов, пришла к общему решению: это несправедливо. Особенно в нынешних реалиях, когда наш отечественный футбол стал открытым для иностранных игроков, которые играют в нём всё более существенные, а порой и вовсе ключевые роли. Российский футбол стал интернационален, и с этим необходимо считаться. Тем более, после того, как полноправными членами Клуба 50 стали первые легионеры из дальнего зарубежья Данни и Халк.

Иначе говоря, было принято, что игрок «Зенита» остаётся игроком «Зенита» в любых условиях и при любых обстоятельствах. И, даже будучи призванным под знамёна своей национальной сборной, он всё равно остаётся игроком «Зенита», и все его достижения там, так или иначе, опосредованно идут во славу его нынешнего клуба. Поэтому «табу» на подсчёт голов наших иностранцев за их национальные сборные решено снять.

Не меньше споров вызывали голы в первой лиге. Главным аргументом против их включения в реестр Клуба 50 был, разумеется, уровень турнира и, соответственно, соперников. Но вновь встаёт вопрос о чрезмерной избирательности такого подхода. Чем выше уровень омского «Иртыша», во встрече с которым в рамках розыгрыша Кубка России зенитовский супербомбардир Александр Кержаков оформил пента-трик, уровня, предположим, казанского «Рубина», в ворота которого в матче турнира первой лиги отметился хет-триком Владимир Кулик? Но голы первого матча прежде учитывались, а второго – нет. Или чем, скажем, победный и наиважнейший гол Сергея Дмитриева в ворота «Сатурна-1991» осенью 1995 года менее значим для истории «Зенита», чем голы Андрея Аршавина в ворота несчастного андоррского «Энкампа» в Кубке УЕФА 2002/03? Чем он ущербнее? Ведь и там, и там ворота были одного размера, мяч одинакового веса, играли 11 на 11, а главное – оба матча были сугубо официальными, и турнирные очки-победы в них были нужны позарез, ибо решали многое. Или хотите сказать, что соперники эти существенно разнятся по силе? Ой ли?

После долгих споров и размышлений администрация Клуба 50 всё же пришла к единому мнению и в этом вопросе. В итоге, если раньше подсчёт голов в реестре Клуба бомбардиров «Зенита» – Клуба 50 шёл по известному принципу «здесь играем, а здесь не играем», то теперь всё стало гораздо проще и, пожалуй, справедливее и логичнее. А сформулировать этот новый принцип можно всего одной фразой: «В зачёт Клуба 50 идут все голы, забитые игроками «Зенита» в официальных матчах основных составов, вне зависимости от статуса».

Иначе говоря, пока ты игрок «Зенита» – все твои голы в официальных матчах идут в зачёт Клуба 50. Даже если ты выступаешь в составе сборной не только России, но и любой своей национальной. Потому что все эти голы, так или иначе, во славу «Зенита». Как только перестал быть зенитовцем – твой лицевой счёт замораживается, ибо никакого отношения к «Зениту» твои голы уже не имеют. Даже если ты забьёшь победный гол в финале чемпионата мира. И остаётся только чётко определить, какие матчи считаются официальными. Список их можно прочитать в самом конце статьи, под таблицей.

Изменения в Клубе 50

А теперь о том, что же изменилось в Клубе после некоторой корректировки его регламента. Самое главное изменение – это количественный состав членов Клуба. В нём появилось сразу двое новичков. Причём, новичков именитых, некогда очень популярных, настоящих любимцев трибун, и для «Зенита» в своё время сделавших очень немало.

Владимир Кулик

Владимир Кулик – блестящий зенитовский форвард первой половины 1990-х, бóльшую часть своей карьеры в «Зените» вынужденный провести вместе со своей командой в первой союзной, а затем и российской лиге. Все эти годы он оставался беспрекословным лидером атаки «Зенита», лучшим его бомбардиром и одно время даже капитаном команды. Именно Кулик стал первым игроком в клубной истории, перевалившим за отметку «100 голов» за «Зенит». И пусть почти 3/4 из них были забиты в турнире первой лиги, их ценность для команды этот факт ничуть не уменьшает. В конце концов, его абсолютный клубный рекорд результативности за сезон – 40 голов в 1993 году – до сих пор остаётся вершиной недосягаемой. И в члены Клуба 50 Владимир Кулик входит с полным на то основанием, сходу занимая в нём вторую строчку.

Сергей Дмитриев

Чемпион СССР 1984 года Сергей Дмитриев – вот уж кого судьба побила-покидала. В молодости никогда не скрывавший, что хочет посвятить родному клубу всю свою жизнь, в результате, за 20 лет карьеры он был вынужден сменить 13 команд из 7 стран. Время такое было... При этом не было в истории «Зенита» форварда, имевшего большие, чем он, основания считаться самым «фартовым» для команды. Потому что из той полусотни матчей, в которых Дмитриев забивал свои 60 мячей, «Зенит» проиграл только 4. Уникальный в своём роде результат! Да и воистину спасительных голов на его счету более двух десятков. А вклад Сергея в дело возвращения родной команды в высшую лигу в 1995-м можно смело признать решающим: именно связка Дмитриев – Кулик забила в том году больше половины всех голов «Зенита», а сам Дмитриев стал настоящим лидером команды, главным помощником тренера и примером для зенитовской молодёжи.

Больше новичков в Клубе после изменения его регламента не появилось. Зато заметно поменялись показатели некоторых из игроков, уже являющихся членами Клуба 50. Наибольший прирост показателей получился у кумира болельщиков «Зенита» 1980-х, чемпиона СССР Юрия Желудкова. Покинув Ленинград по завершении мрачного 1989-го и два года поиграв в затрапезных зарубежных командах, в 1991-м Желудков по призыву возглавившего «Зенит» тренера Юрия Морозова вернулся в наглухо застрявший в первой лиге родной клуб. Его 8 голов, забитые в том сезоне за «Зенит», не смогли серьёзно помочь всеми брошенной и позабытой команде, зато теперь они позволили форварду подняться в списке Клуба 50 с 8-го места на 4-е.

А вот 8-е вместо него занял нынешний капитан «Зенита» Даниел Мигел Алвес Гомес, он же Данни. Благодаря вошедшим в новый реестр Клуба голам за национальные сборные, коих у Данни в составе сборной Португалии за период выступлений за «Зенит» набралось 4, он поднялся с 11 места и вошёл в восьмёрку лучших бомбардиров в истории «Зенита».

А его прежнее 11-е место теперь занимает самый, пожалуй, колоритный игрок нынешнего «Зенита» Живанилду Виейра де Соуза, известный всему миру как Халк. За 3 года, которые он является зенитовцем, за свою родную сборную Бразилии он забил 6 мячей. Что позволило ему уйти с прежнего предпоследнего места в списке Клуба 50. И, думается, это ещё далеко не предел для этого результативного форварда.

Насколько эти изменения в регламенте Клуба 50 окажутся окончательными, покажет время. Есть ещё пара турниров, об уровне официальности которых среди учредителей Клуба продолжаются неторопливые, обстоятельные споры. Но всё это решения весьма отдалённого будущего.

Источник с таблицами: http://zenit-history.ru/4897-klub-bombardirov-zenita-klub-50-perezagruzka