15 футов под килем
Доброго времени суток, любители хорошей музыки.
Давно я вынашивал идею написать этот текст, но либо не доходили руки, либо не хватало времени, либо же банальная лень одолевала меня. Но сегодня, договорившись с музой о встрече вечером, решил я наконец создать подобие разумного и доброго. За сим, приступим.
Все мы любим музыку, подходы к этому бывают разные. Кто-то ждет выходов новых песен от любимых исполнителей, кто-то зарегистрировался на Ласт.ФМ и постоянно ищет что-то новое, ну а кто-то держит у себя золотой запас проверенных временем хитов, который и переслушивает, в общем, каждый выбирает для себя свое. Но как эти песни оказываются у нас? Ответ сейчас очевиден - Интернет. Безусловно, если когда и будут судить создателя интернетов за сбор в одном месте школьников, политизированных пользователей и прочих сетевых сумасшедших, факт того, что с помощью интернета мы можем послушать наши любимые песни, станет смягчающим обстоятельством.
И казалось бы, вот и начинают сбываться мечты романтиков XX века о том, что каждый может удовлетворить духовную потребность в искусстве, вырасти над собой и потянуться сквозь тернии к звездам, ан нет, появились граждане, которые и в этом увидели возможность обратить все в презренный металл. Так появилась
КОПИРАСТИЯ
Что же это такое? Копирастия - определение, данное в русскоязычных интернетах явлению, когда организация либо частное лицо, поддерживающие, продвигающие, пропагандирующие верховенство копирайта, то есть: так называемое «право» так называемого «владельца» так называемых «имущественных прав» на так называемую «интеллектуальную собственность» либо законного представителя так называемого «правообладателя» либо вообще произвольного хера с горы ограничивать доступ, копирование, распространение, воспроизведение и использование объектов этой самой так называемой «собственности». И вообще выдвигать самые произвольные требования к потребителю, оправдывая свои коммерческие запросы столь неформализуемыми материями как творчество, креатив, искусство. (lurkmore.to™ 2009-2015 (с) (R) все права защищены all rights reserved)
Теперь поподробней. Прежде всего стоит отделять копирастию, которая modus vivendi, и копирастию, которая сознательная. Когда копирастия modus vivendi, здесь все относительно ясно. Так, какой-нибудь продюссер (например, богач) решил извлечь дополнительную прибыль с благодарных слушателей. Он находит смазливую девушку, собирает фокусные группы, заказывает песню у поэтов и композиторов, потом продвигает эту песню по радиостанциям и телеканалам, с его подачи в интернетах и газетах печатают различные слухи и интересные новости о том, что новая звезда предпочитает на завтрак, ну и под конец всего этого безобразия звезде вручается какая-нибудь премия. За все это необходимо вложить свои кровно заработанные чужим трудом денежные средства, поэтому продюссер в первую очередь заинтересован, чтобы получить как можно большую прибыль и, естественно, он первый будет защищать авторские права (почему-то все эти права принадлежат ему). Но есть и другая копирастия, более страшная, это копирастия сознательная.
Происхождение этого недуга лежит в сфере психологии, социологии и биохимии, в разделе "человеческая жадность". Анамнез обычно таков: молодой человек создает нечто интересное для остальных людей, приобретает популярность, получает первые гонорары и начинает вести веселую разгульную богемную жизнь. И можно по-прежнему делать то, с чего начинал, но это чревато, поскольку с каждым годом профит будет снижаться, как по объективным причинам (естественная убыль населения), так и по причинам того, что неблагодарная публика имеет такое паскудное свойство, как взросление, и она требует чего-то нового. Можно попробовать делать что-то новое, но для этого талант нужен, да и зачем, ведь почивать на лаврах гораздо приятней. Есть замечательная фраза, символизирующая эту ситуацию, сказанная Константином Никольским
И вот наш творец понимает, что если нельзя создать что-то новое, значит надо извлекать максимум из старого, на этой мысли где-то в далекой галактике появляется новая звезда, символизирующая рождение копираста.
Ну а теперь посмотрим, как же обстоит дело на фронтах борьбы за авторские права. Для начала посмотрим, как дела в главном рассаднике копирастии - США.
В США, учитывая развитость машины шоубизнесса, об авторских правах озаботились первыми. В настоящее время в США действует контора под названием RIAA (Recording Industry Association of America) которая прославилась на весь мир такими судебными исками как
- отсудили 8 000 долларов у девушки, которая выложила онлайн 10 песен и тем самым нарушила права правообладателей.
- подали иск на заштатный сайт аллофмп3.сом (ссылку вырезали копирасты) на сумму 165 000 000 000 долларов (на всякий случай, ВВП США - 15 000 000 000 долларов, России - 2 500 000 000 долларов)
И ладно бы, если это была контора юристов, защищающих права продюссеров, к ним присоединились музыканты таких групп как Metallica, Aerosmith, Blink-182, Green Day и прочих, для нас неинтересных групп. В соответствии с традициями бложика, я должен был бы выложить их хорошие песни, но боюсь, как бы мне за это любимый пепелац, а то и квартиру, не пришлось продавать.
Но не все так плачевно в США, есть там хороший парень Томаш Кэлноки, лидер группы Streetlight Manifesto, который создал The RISC group, поддерживающую молодых музыкантов в свободном распространении их произведений, за это Томаш нами любим и уважаем. Ну и не удивительно, что именно он стал создателем этой ассоциации, ведь их альбом 99 Songs on Revolution, есть ни что иное, как страшный сон копирастов, ведь состоит он из перепевок в манере ска-панка известнейших композиций, например
Чума копирастии проникла и в Европу, сейчас там действуют такие замечательные организации как BPI (Великобритания), GEMA (Германия), SGAE (Испания), которые действуют в соответствии с заветами заокеанских коллег, так, за авторское право выступил любимец многих Тиль Линдеманн, хотя и положительных примеров найдется достаточно. Так, ранее никому неизвестная группа Arctic Monkeys взяла да выложила в сеть свой первый альбом. Что она с этого поимела, спросят копирасты. Ответ: известность, признание и уважение среди анти-копирастов
Ну а левым панкам из Ska-P сам Карл Маркс велел выкладывать свои альбомы с песнями про рабочих в сеть
Ну а теперь посмотрим, что же творится на нашей Родине. У нас уже долгое время процветает организация под названием РАО. Вот несколько их благодеяний
- Потребовали компенсации за то, что никому неизвестная группа Deep Purple, посмела на концерте в Ростове-на-Дону исполнять песни группы Deep Purple. Более того, подала на организаторов концерта в суд и смогла взыскать с них 30 000 рублей, плюс судебные издержки.
- Аналогичный случай с никому неизвестным певцом Элтоном Джоном.
- Не, ну если с Дип Пепл прокатило, с Бьонси не прокатит, штоле?
- Ну и еще Машина Времени под раздачу попала
- Не, ну гулять, так гулять, тогда уже и Моцарта с Бахом надо подтянуть
- Достоверно установила, что автором песни "Город Золотой" (Да, той самой, где огнегривый лев) является Леонид Каганов, написанной в 1972 году, внимание, в год рождения Леонида Каганова
- Требование отчислений за "Футбольный марш" Блантера тоже их рук дело
- Ну а здесь уже РАО силы не расчитало. Наехало на хор ветеранов, исполняющих военные песни, а когда история получила огласку, естественно, линчевать РАО собирался каждый второй. РАО тут же отозвало претензии, пояснив, что ошибка вышла, сами они только за закон, ну а что докопались до ветеранов, исполняющих бесплатно песни, так это чтоб другим нарушителям неповадно было.
- да много там историй.
Но даже не о РАО я хочу рассказать. Прежде всего, никакой юрист в спорах о гражданском праве не получит никакого профита с ответчика, если потенциальный потерпевший не будет иметь претензий. А значит что? Значит находятся те музыканты, которые идут за длинным халявным рублем, поддерживают начинания РАО и убивают веру в человечество. Прежде всего мне хотелось бы поговорить об этом человеке.
Это, если кто не знает, Юрий Антонов. Да, он не подходит формату бложика, но разве кто-то из вас не знает слова "Летящей походкой" или "Под крышей дома твоего"? Так вот, данный гражданин за последние лет 20 ничего нового не сделал, при этом пришел на руководящую должность в РАО и начал генерировать идеи по увеличению благосостояния Юрия Антонова. Так, ему принадлежит идея поставить в каждый кабак "черный ящик", который фиксирует все песни, сыгранные за вечер. Сидишь ты с прекрасной дамой, все у вас прекрасно, и вот, уже твои мысли уходят в сторону продолжения вечера вне заведения, однако официант приносит счет где указано: Григорий Лепс х3 = 900, Елена Ваенга х2 = 600, гр. Фристайл х10 (юбилей за соседним столиком, имениннице очень нравится эта песня) = 3 000. На резонный вопрос, а я здесь причем, получаешь ответ: музыку слушал? Плати.
Когда я услышал про эту инициативу, именно тогда меня посетила мысль, что копирастами становятся те, кто не создает ничего нового. Я начал проверять, и на-те, здесь и Никольский со своей фразой, а ведь я еще не рассказывал, как он с Романовым по поводу песен ругался. Здесь и Вадим Самойлов (напомните, что он сделал последнего). следующий пример - Александр Иванов. Поясню, это вокалист группы "Рондо", засветился в песне "Замыкая круг", прославился "Боже, какой пустяк", живет на "Тоже является частью Вселенной" в исполнении группы "Иванушки". Этот гражданин даже Путина один раз на татами вызывал, чтобы привлечь внимание к голодающим артистам. Странно, что те же копирасты из Aerosmith до сих пор не натянули его за клип "Сумасшедшая девочка", кто не в курсе, гуглите клипы песен "Jajed" и "Sunshine", а потом посмотрите Иванова, посмеетесь. Естественно, сложно не упомянуть Арию с их многочисленными уходами-приходами Кипелова, появлениями Беркута, здесь даже я не хочу в дебри влезать. Вот такая у нас сейчас экологическая обстановка.
И вы спросите, неужели у нас все так плохо? Не скажу за всех, но лично у меня все прекрасно, потому что мои любимые Аквариум и Ленинград являются эталоном анти-копирастов. Чтобы не быть голословным, вот фрагмент интервью Бориса Борисовича
Павел Каллиников: Борис Борисович, вы в свое время сделали щедрый подарок интернетчикам — это целый альбом, который выложили в сеть, «Молитва и пост». Мы не рассчитываем, что дальше будет продолжаться так же, но как вы относитесь к тому, что старые ваши записи, которые имеются у многих любителей и которые совершенно не повторяют ваши канонические записи, будут выложены?
Б.Г.: Я целиком это приветствую.
Варюшкин: А давайте займемся этим вопросом?
Б.Г.: Чем больше — тем лучше.
Павел Каллиников: У нас была большая дискуссия, в которой часть людей обвиняла другую часть, что это некрасиво по отношению к вам и вот... хотелось бы спросить от вас...
Б.Г.: Если люди хотят чего-либо услышать, а мы это сыграли, то пусть... Потому что, если мы это сыграли — значит мы за это отвечаем.
Житинский: Боря, ты согласен с тем, что Интернет — это смерть копирайту? Т.е. все, что оцифровано, может быть выложено анонимно и...
Б.Г.: Я СЧИТАЮ, ЧТО ИСКУССТВО ДОЛЖНО ПРИНАДЛЕЖАТЬ НАРОДУ
Ну а Шнур, что Шнур, всем известен сайт sosimc.ru , где все песни давно выложены в открытый доступ, в том числе и о копирастах
Спасибо тем, кто осилил, слушайте хорошую музыку
Ясно, что жадность никто не отменял и любовь к халяве тоже. Как-то нужно сбалансировать эти две противоположности )
Первая его статья "Проблемы с музыкой" или "Контракт твоей мечты" написана в 1993 году, о том как все дерьмово: http://soup.aha.ru/bands/albini/albini.htm
Вторая статья, его выступление в 2014 году, о том, как интернет помог все исправить: https://roem.ru/24-11-2014/108178/stiv-albini-ovnushayushchem-optimizm-sostoyanii-muzykalnoy-industrii-polnaya-versiya/
Вот пример
Надо сказать, что и при советской власти артистам удавалось зарабатывать приличные деньги. Способов дополнительного заработка было достаточно много, но важнейшим из них было сочинение хитов. Всенародно исполняемые песни приносили их создателям весьма приличные дивиденды. Дело в том, что любой ансамбль, исполнявший ту или иную песню публично, не важно, в концертном зале или ресторане, за эту песню платил. Она, соответственно, была внесена в «рапортичку», которая сдавалась в агентство по авторским правам. Туда же шли и деньги, вычитавшиеся из зарплаты музыкантов. А уж агентство переводило их авторам. Не люблю считать деньги в чужих карманах, но скажу, что Макаревич в начале восьмидесятых зарабатывал гигантские по тем временам суммы. К примеру, я получал авторские всего-то за музыку «Ах, что за луна!» и часть музыки «Поворота» и «Скачек». И составляло это порядка тысячи двухсот — тысячи пятисот рублей в месяц. В случае Макаревича эту цифру можно было смело умножать на 10, 20 или 50 — в зависимости от того, насколько популярны были в то время наши песни. Но и мы не жаловались, поскольку от концертной деятельности получали примерно по тысяче в месяц. И все это было в те времена, когда порядок обычных зарплат был 150-200 рублей, 300-500 получали профессора или главные инженеры крупных заводов, а 500-600 на круг - академики и хоккеисты сборной СССР.
Павел Подгородецкий "Машина с евреями"
Дело в том, что практически все музыканты стали известными благодаря свободному доступу к музыке, переписке кассет и т.д., тем более странным видится их сегодняшнее стремление каждый носитель обложить налогом