6 мин.

Убиратан Леал. «Placar — „моя команда мечты“»

Несколько лет назад еженедельник футбол запустил серию «Великие клубы». То, что в неё попали такие клубы, как «Локомотив» или «Торпедо», и не попал ни один южноамериканский клуб (да, ни «Бока», ни «Ривер», ни «Пеньяроль», ни «Насьональ», ни «Сантос», ни «Сан-Паулу» или «Фламенго» — вообще), оставим на совести издателей. Я бы хотел разместить тут статью бразильского журналиста Убиратана Леала, которая посвящена спецвыпуску Placar «Моя команда мечты» (это был уже третий подобный выпуск после 1982 и 1994, следующий намечен на 2018 год). Вообще-то, я перевёл её для личных нужд, чтобы познакомить людей, далёких от футбола, с её содержанием. Но, пожалуй, сохраню её в блоге, чтобы не потерялось. Статья опубликована 18 декабря 2006 года. 

Ubiratan Leal Placar – Meu Time dos Sonhos (порт.). Balípodo.com.br (18 декабря 2006).

В декабре этого года Placar заполнил газетные киоски специальным выпуском «Команды моей мечты». Журнал повторил инициативу, реализованную в 1982 и 1994 годах и пригласил людей, которые выбрали идеальные составы всех времен для 12 лучших клубов Бразилии (если у кого есть какие-то вопросы, то по четыре главных команды из Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, и по две — из штатов Минас-Жерайс и Риу-Гранди-ду-Сул). Отличное топливо для дискуссий за столиками в барах во время футбольного межсезонья, когда так мало новых тем.

Этот тип голосования, хотя и является довольно интересным, всё же неточен и несколько коварен. Существуют две основные ошибки, которые могут быть допущены во время голосования: первая — из-за того, что мы не видели игроков прошлого или из-за любви к текущим звёздам, мы можем проголосовать только за нынешних спортсменов, проигнорировав исторических кумиров. Другая ошибка — полная противоположность первой, когда оцениваются лишь исторические достижения клуба, а все сегодняшние игроки игнорируются. Мы также не можем отрицать тот факт, что футбол сильно изменился; игра сегодня чрезвычайно отличается того, что было раньше, и при анализе этой формы мы действительно не можем сравнивать спортсменов на том или ином этапе их карьеры.

Возможно, из-за осознания неточности этих вариантов, Placar отказался от излишней «научности» при голосовании. Иными словами, всё происходило по-другому, чем когда выбирались лучшие варианты национальной сборной за период с 1970 по 2005 год. Кстати, это отражено даже в самом названии журнала. «Моя команда мечты» звучит менее претенциозно, чем «лучшая команда в истории в соответствии с таким-то показателем» или что-то типа того. Атмосферу «разговора в баре» также поддерживает и само формирование команд. На поле мы вряд ли когда увидим сочетания с тремя нападающими и тремя атакующими полузащитниками — а кое-кто из этих полузащитников может быть на самом деле просто «свободным» нападающим. Самый яркий пример можно наблюдать в атакующей линии «Васко да Гамы» — там есть Роберто Динамит, Адемир Менезис, Ромарио, а Эдмундо поместили в центр поля, лишь бы он не остался за бортом команды. OK, было бы довольно скучно придерживаться «тактической строгости» в таком гипотетическом составе.

Жюри является относительно небольшим — за клуб голосуют всего по 20 человек — и довольно неоднородным. За «лучших из лучших» голосуют люди, которые не обязательно могут быть светилами в истории футбола, как, например, музыкант [Вилсон] Симонинья («Палмейрас»), актёр Эри Жонсон («Васко») и олимпийский чемпион [по волейболу] Налберт [Битенкорт] («Фламенго»). Также можно подвергнуть сомнению объективность голосования футболистов, действующих и завершивших карьеру — Рожерио Сени, Зико и Нето выбирали спортсменов своей мечты. Некоторые из них из скромности не голосовали за себя; другие, напротив, плюют на мораль и без тени сомнения вносят в анкету своё имя, как, например, Вантуир Галдино («Атлетико Минейро»), который назвал себя «шерифищем» (Xerifão) защиты.

Голосования недостаточно, чтобы преподнести множество сюрпризов. Есть шаблон, который повторяется почти во всех клубах: берётся за основу какая-то мощная команда-победитель, и к ней добавляются ещё два или три других кумира. У «Фламенго», например, в символическую сборную попали сразу семь [клубных] чемпионов мира 1981 года; а некоторые избиратели и вовсе указали в бюллетене ту «командищу» в полном составе. В «Сантосе», как и ожидалось, «рулят» Пеле и его партнёры, к которым добавились три идола последних лет: Робиньо, Алекс и Лео Бастос.

Более гетерогенной являются команды «Гремио» и «Коринтианса». «Трёхцветные» представлены от Лары, стража ворот 1920-х годов, до Роналдиньо, звезды конца 1990-х. В «Тимау» нашлось место для Жилмара, Клаудио Пиньо, Казагранде и Гамарры. Из всех команд лишь четыре игрока в настоящее время выступают в своих клубах: Маркос («Палмейрас»), Фернандао («Интернасьонал»), а также Рожерио Сени и Минейро («Сан-Паулу»).

В журнале публикуются голоса всех избирателей. Мы можем заметить, что некоторые варианты выглядят несколько экзотично. Ортенсия Маркари, бывшая баскетболистка, выбрала Андерсона, играющего в настоящее время в «Бенфике», в качестве одного из лучших защитников в истории «Коринтианса». Или взять Эдуардо Косту — одного из символов проблемного периода в сборной Бразилии перед ЧМ-2002 — и его в качестве мастера исторического масштаба в «Гремио» выбирает [журналист] Луис Биссиго. Деян Петкович также появился в избирательном бюллетене. Но не в качестве игрока «Фламенго», где он забил исторический гол, принёсший третий подряд титул чемпионов штата в 2001 году, а как игрок «Флуминенсе», где он играет с прошлого года и фактически не показывает стабильной игры, достойной статуса звезды.

На последней странице Placar показывает основную статистику, связанную с голосованием. Карлоса Алберто Торреса, капитана великих «Трикампеонов» [сборной Бразилии-1970], можно считать «великим победителем» спецвыпуска, в частности, потому что его избрали в символические сборные «Флуминенсе», «Ботафого» и «Сантоса». Еще 10 игроков попали в «команды мечты» двух клубов. Избиратели проявили полное единодушие в отношении Элиаса Фигероа, Карлоса Алберто (при голосовании во «Флуминенсе»), Жозе Рейналдо, Сократеса, Зико, Тониньо Серезо и, конечно же, Пеле. Не стоит забывать, что этом издании, в отличие от 1982 и 1994 гг, Placar также попросил отдать голоса за лучших тренеров. Лучшие показатели — у Сколари и Теле Сантаны, поскольку только эти двое специалистов попали в символические сборные сразу двух команд («Гремио», «Палмейраса» и «Сан-Паулу», «Атлетико Минейро», соответственно).

Совершенно понятно, что можно всегда говорить о несправедливости — как с точки зрения включения, так и невключения в списки. Выбор Рональдиньо Гаушу в «Гремио», например, спорен; с одной стороны он — один из самых больших гениев мирового футбола, с другой, нельзя сказать, что он выступал столь же эффективно, нося трёхцветную футболку. А Марселиньо Кариока, которого многие считают одним из величайших игроков в истории «Коринтианса», в сборную Placar не попал. Алекс де Соуза, человек, вдохновивший «Крузейро» на завоевание «Синими» «тройной короны» в 2003 году, также не числится среди величайших у «Крузейро».

Если говорить о самом журнале, то это красивое издание с интереснейшим графическим материалом, иллюстрациями «команд мечты». Placar, возможно, мог бы использовать чуть более серьёзный подход в определении лучших команд всех времён и прибегнуть к услугам более специализированного жюри, с более чёткими критериями выбора — как я уже писал выше, например, по шаблону определения лучшей сборной с 1970 по 2005 гг. Журнал мог бы расширить границы и выйти за пределы традиционных 12 клубов — можно было бы выбрать лучшие команды всех времён, например, у «Атлетико Паранаэнсе» и «Баии». Несмотря ни на что, — это очень интересное для чтения издание, которое чрезвычайно рекомендуется любителям футбола.

Ознакомиться со спецвыпуском, посвящённым «Интернасьоналу», можно здесь.