7 мин.

ЧМ - 2018: Болельщики. Часть II.

Вторая часть авторской работы о борьбе с беспорядками на трибунах.

Еще одна проблема, которая косвенно связана с фанатами – это  организация матчей. В Британии и мире вопросы с несоответствующим проведением футбольных соревнований были актуальны  еще в прошлом веке, для наших реалий актуальность прослеживается и по сей день. После массовых случаев давок и гибели людей во время матчей, проблема организации на родине Шекспира была детально пересмотрена - от вопросов деятельности полиции до реконструкции стадионов. И если со вторым в России к 2018 году  проблем быть не должно, то по поводу первого критерия есть сомнения. Во многом провоцирующее поведение работников внутренних органов генерирует плачевные ситуации на трибунах, а халатность полицейских и работников стадионов может привести к давкам, а следовательно – к гибели людей.

Чтобы устранить обозначенную проблему, государству нужно решить кадровый вопрос в отношении работников внутренних сил, которых привлекают к подобным мероприятиям, передаче положительного опыта из Москвы и Санкт-Петербурга в регионы (вспомним недавнюю историю с матчем розыгрыша Кубка России «Шинник» - «Спартак Москва», чтобы осознать, зачем это необходимо), ну и начать применять соответствующие программы работы стюардов и волонтеров, перенимая заграничный опыт. Многие вопросы организации были учтены в пакете изменений федерального законодательства, получившего в народе название «Закона о болельщиках», хотя о них там говорится мало, что является упущением. Все это несколько вторично, по отношению к  проблеме устранения самих проявлений футбольного хулиганства на трибунах.

Здесь в статье мы подходим к тем отсылкам, что рассыпаны в тексте с примечаниями « позже». В работе уже был приведен тезис о сравнении фан-группы с конвенциональной толпой.  Здесь мы обращаемся к так называемой «психологии толпы», основоположниками которой можно назвать Г. Тарда и Г. Лебона. Конвенциональная толпа собирается по поводу заранее объявленного события: бои, боксерский или футбольный матч, митинг, концерт рок-группы и т.д. Здесь уже преобладает направленный интерес, и люди до поры (пока толпа сохраняет качество конвенциональности) готовы следовать определенным условностям [5,стр.75].

Как отмечает Г. Лебон, в любой толпе поведение человека становится иным, по сравнению с тем, что он демонстрирует вне нее. В толпе происходит снижение интеллектуальных способностей индивида и растворение индивидуальности в «коллективной душе».  При этом кроме основной массы, выделяют зачинщиков и  наиболее активных участников, которые  заражают окружающий пассив циркулярной реакцией. Где мы можем увидеть толпу? Правильно, на стадионах. Во время беспорядков и во время давок (хотя толпа в паническом состоянии и отличается от конвенциональной). В первой ситуации во многом виноваты лидеры фан-групп, наиболее активные их участники, во второй – большая часть вины лежит на организаторах. Про них речь мы уже вели, а что делать с «hooligan’s»?

Теперь вернемся к истории английских футбольных хулиганов в тот момент, где мы ее оставили, то есть в 80-е гг. прошлого столетия.

Какова была ситуация в Англии? Инфляция  на уровне 10%, забастовки профсоюзов, безработица на уровне 12% от всего числа населения. Как итог - нестабильная экономическая ситуация, не позволяющая многим желающим регулярно ходить на футбол,  вкупе с беспорядками на трибунах, что отпугивало рядовых граждан от посещения матчей, а также слабая коммерциализация данного вида спорта. Напоминает во многом наши сегодняшние реалии, не правда ли?

К тому же, та же проблема организации матчей. Обзоры футбольной хроники в тот период напоминали порой сводки с полей военных баталий.

Из-за плохой организации футбольных встреч (трагедия на «Хиллсборо») и поведения фанатов («Эйзельская трагедия») гибли люди, притом не единично, а десятками. Все это привело к применению мер со стороны государства, при этом сильные мира сего прибегали к методу применения как «кнута», так и «пряника».

 Как отмечает в своей книге писатель Д. Бримсон : «Были значительно ужесточены законы, регулирующие правопорядок; на самых отъявленных и опасных для общества хулиганов заводились специальные картотеки. Многие из хулиганов оказались за решёткой, другие отделались пожизненными запретами на посещение футбольных матчей. Полиция внедряла своих людей в фанатскую среду, выявляя лидеров и предотвращая возможные пересечения враждующих группировок на корню. Наконец, развивающиеся технологии позволили оборудовать стадионы и прилежащие к ним территории камерами видеонаблюдения, что в значительной степени повышало вероятность хулиганов быть опознанными и впоследствии арестованными»[6,стр.17].

Пресса сотрудничала с властями, не афишируя эпизоды насилия, при этом размещая на своем пространстве информацию о зачинщиках беспорядков с обещаниями о вознаграждении.

Таким образом, экстраполируя английский опыт на нашу почву, можно будет вычленить людей, причастных к организации футбольных беспорядков и оградить их от футбола различными запретами. А чтобы им было не скучно вне футбола на стадионах, провести коммерциализацию футбольного рынка, которая сегодня откровенно «хромает» (все права на телетрансляции, по сути, монополизированы и не находятся в руках футбольных клубов, а большинство из них самих существует на государственные дотации, а не на частные средства; большая часть стадионов в муниципальной собственности, а органы МСУ выполняют роль своеобразной «собаки на сене»). Коммерциализация поспособствует и более полному включению клубов в процесс борьбы с хулиганством на трибунах.

Также стоит отметить и роль социальной переориентации молодежи. Государству стоит задуматься  о введении в действие соответствующих программ работы с молодежью при одновременном улучшении экономического благосостояния населения – ведь значительная его часть  в данный момент сейчас находится, в числе, выражаясь социологической терминологией, «исключенных» - т.е. лиц, не участвующих в активном культурном, социальном и экономическом обороте. Ведь не стоит забывать, что трибуны частично демонстрируют состояние всего общества.

Сейчас в Англии на стадионы ходят семьями. Основным принципом любого английского фаната является незаметность, трибуны охраняются практически только силами стюардов, заграждения отсутствуют болельщики двух противоположных команд мирно сидят рядом . Пересечения же фан-группировок происходят вдали от стадионов.  При этом достигнуто это было вполне адекватными мерами, и не столь уж затратными.

И этот вопрос в нашей стране нельзя «закидать шапками». Как отмечают многие социологи, «фан-движение уже представляет собой значимое социальное явление, которое может оказать значительное влияние на жизнь общества. Фанаты уже оказывают определенное внимание, например, на политические выборы»[7].

Притом не обязательно уничтожать все движение фанатов, ведь это во многом прекрасная культура – с красочными стягами, полотнами, песнями, кричалками. Достаточно убрать лишь самые деструктивные элементы организованных групп, даже только в Москве и Петербурге, в том числе нацистского толка, что уже поможет в решении проблемы расизма. Ведь футбол должен объединять людей, а не наоборот. Посмотрите на ту же Великобританию -  там этот спорт объединяет самых разных представителей социума – от новых эмигрантов до богатой прослойки. Он способствует адекватной социализации молодежи. При правильном подходе, футбол помогает  направлять агрессию внутреннего естества человека в приемлемую для социума русло. Так давайте и мы «болеть» правильно. Ведь Чемпионат мира уже скоро.

 Примечания: Ссылки на использованные источники:

5.Бумаженко, Н.И.  Виктимология : учебно-методическое пособие / Н.И. Бумаженко. – Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. – 115 с.

6. Бримсон.Д. Фанаты (Eurotreshed. the Rise and Rise of Europs Football Hooligans) [пер. с англ.  С. Варламова]. — СПб Амфора, 2005. — 432 стр.

7. Илле А.М. Футбольный фанатизм в России: фан-движение и субкультура футбольных фанатов // SociologistsWarehouse[Электронный ресурс]. 

ФОТО: TIME; Lenta.Ru; The Telegraph; Риа "Новости"; Getty Images.