8 мин.

Самый почтительный пост - Великолепная Фаина Раневская!

  Гороскопы - дело тонкое, как Восток...

фото

Вот Фанни Гиршевна Фельдман родилась 15 (27 августа 1896г.)  - стало быть, Дева по гороскопу.

(Сразу попрошу людей, не любящих евреев, не беспокоиться...)

Фанни Гиршевна Фельдман - это Фаина Георгиевна Раневская, которую даже дети знают по фильму "Золушка" и просто не хочется даже думать, что кто-то может не любить такую гениальную актрису и необыкновенную личность.

Но, вернемся к гороскопам - что же пишут? А вот что:

Фаина Георгиевна была Великой актрисой и уж держаться в тени - это было явно не про неё, но вот неотразимой она была...И чем старше она становилась, тем неотразимей делалась, как по-мне.

У многих её имя ассоциируется (как правило) с её остроумными высказываниями, но так ли уж хорошо мы знаем, какой она была на самом деле?

                                

фото

Свою фамилию «Фельдман» Фанни сменила на «Раневскую» после того, как её сравнили с одноименной героиней пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Сравнение, по-видимому, пришлось ей по нраву, да и вообще иметь фамилию, оканчивающуюся на «-ман», в СССР  -  негласно считалось не комильфо.

А  свою автобиографию советских времен Раневская вообще начала очень непритязательно: «Мой отец был небогатый нефтепромышленник»

(Многие забывают, что Фуфа - как её называли в театре - осталась в России, хотя могла  бы  уехать вместе с остальной семьей и прожить без забот всю оставшуюся жизнь. Любовь к театру перевесила все доводы рассудка и  рассорила её с семьей)

Но лучше, чем она сама - никто не расскажет:

Она прожила очень долгую жизнь – если считать “по головам правителей”, то в этот отрезок времени вместятся несколько эпох: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев...

Увы, но и  кино любило ее только в качестве “характерного персонажа”. Почему? Тогдашний министр кинематографии Большаков так объяснял причину в официальном, заметьте, письме: “Семитские черты Раневской очень ярко выступают, особенно на крупных планах”

                                                                        "Подкидыш"

                             

Бессмертную фразу - Муля, не нервируй меня!, - Раневская придумала сама, но кто знает, сколько раз она потом об этом пожалела?

Фраза преследовала Раневскую до конца её дней, а между тем, пересматривая эти старые кадры, как много можно заметить, нет? Бездетная супружеская пара сыграна так щемяще и тонко...И Муля - это тоже ведь идет оттуда...из сердца, полного нерастраченной любви.

                                                                             Ахматова 

                     

фото

Помощь изгоям автоматически делала при сталинском режиме помогавшего «прокажённым», но за Раневскую почему-то не опасались, словно все эти страсти бушевали за толстыми стенами её королевского замка. Трагедия Ахматовой? — Да! Трагедия Цветаевой? — Да! Но имя Раневской не вписывается ни в какую трагедию, оно — вневременно.

Нельзя же в самом деле всерьёз обсуждать адаптацию Иванушки-дурачка в социуме, да ещё в конкретном. Так и Раневская жила, словно простоватая героиня сказки, забавная «городская сумасшедшая», как её героиня-домработница из фильма «Весна». Однажды она сказала: «У меня хватило ума глупо прожить жизнь».

                                                                         "Весна"

                           

Пожалуй, лишь однажды в кино ей удалось показать всю мощь свего трагедийного дарования. Роль Розы Скороход в «Мечте» Михаила Ромма, роль грубой, алчной хозяйки захудалого пансиона, жалкой в безмерной любви к своему сыну — подлецу и пустышке, принадлежит к числу шедевров мировых кинообразов.

Ростислав Плятт, игравший вместе с Раневской в фильме, вспоминал, что Фаина Георгиевна была в то время молодой женщиной, с гибкой и худой фигурой. Но она представляла свою героиню массивной, тяжёлой. И актриса нашла «слоновьи» ноги и трудную поступь, для чего перед каждой съёмкой обматывала ноги бинтами.  

                                                                            "Мечта"

                             

 В спектакле "Странная миссис Сэвидж" партнёром Фаины Раневской был Вадим Бероев, которого она  очень высоко ценила за актерский талант и культуру в общении. 

Он ушел непростительно рано – его мир не совпадал с его окружением. Он был одним из немногих молодых партнеров, кого любила Фуфа, его даже звали Фуфовоз – он выводил ее на поклоны в спектакле "Дядюшкин сон". Раневская не могла играть "Странную миссис Сэвидж" без Бероева – любила его, грустила: "Любимый актер, прекрасный Вадим Бероев – погиб..." После его смерти она отказалась играть в своём любимом спектакле.

Все, что она делала на сцене, в жизни, в кино – было грандиозно. Хотя сама она так не считала - «Переспав с несколькими театрами, я удовольствия так и не получила» 

                                                                            "Драма"

                           

О съемках в чеховской «Свадьбе» она вспоминала без удовольствия, называя их «моя Голгофа!».

Снимали «Свадьбу» в голодной военной Москве и только по ночам - днем в студии работали документалисты. Гримировались актеры под зонтиком, потому что с потолка вечно капало.

Все делалось в лихорадочной спешке, так как картину надо было сдать к сорокалетию со дня смерти Чехова. «У нас же и из годовщины смерти могут сделать праздник», — не преминула заметить Раневская.

                                                                           "Свадьба"

                              

Раневская в "Золушке" -  полная хозяйка роли. Она говорила:

                                                                            "Золушка"

                              

(В цвете немного не то, но уж что нашлось, то нашлось )

Пушкин — целая глава её жизни:«Я уже давно ничего не читаю. Я перечитываю. И все Пушкина, Пушкина, Пушкина… Мне даже приснилось, что он входит и говорит: „Как ты мне, старая дура, надоела“».

                                                     "Я Вас люблю, хоть я бешусь"

                                                                                                                                            

Самым большим ее недругом был ее же художественный руководитель Юрий Завадский. Над ним она открыто подсмеивалась, не считая шибко талантливым. Он чувствовал это и немало сделал для того, чтобы его театр (имени Моссовета) стал для Раневской не самым приятным местом на Земле. Во время одной из перепалок он закричал ей: «Вон из театра!» – «Вон из искусства!» – парировала Фаина Георгиевна.

Раздражала ее и суетность маститого руководителя: «Завадскому дают награды не по способностям, а по потребностям. У него только нет звания «Мать-героиня».

Ее и другую приму труппы – Любовь Орлову «задвигали»... В театре  царила Вера Петровна Марецкая -  тоже прекрасная актриса, но, что ещё важнее - она же и  жена Завадского.

 Это один в один, как сама Раневская рассказывала -  Женщина в театре моет сортир. Прошу ее поработать у меня, убирать квартиру. Отвечает: "Не могу, люблю искусство" (!)                                     

Уже подводя итог своей жизни, Любовь Орлова с горечью написала Раневской: «Мы неправильно себя вели. Нам надо было орать, скандалить, жаловаться в Министерство, разоблачить гения с бантиком и с желтым шнурочком и козни его подруги. Но… у нас не тот характер. Достоинство не позволяет».

(Мде...ничего не поменялось за столько лет)

Почти ничего не написано о том, как  Раневская относилась к своему еврейству, переживала ли, что говорила, когда ее не утверждали на роли из-за «не той» национальности...Известно только, что она в совершенстве владела французским.

                                                         Gidon Kremer - Bach, Chaconne   

                                                                                                              

 19 октября 1983 года Раневская навсегда оставила сцену, оставила буднично, без проводов и речей, просто уведомив о своём решении директора театра им. Моссовета. 

Однажды её уговаривали публично отметить солидный восьмидесятилетний юбилей. «Нет, — решительно отказалась она. — Вы мне сейчас наговорите речей. А что же вы будете говорить на моих похоронах?»  

 Несмотря на то, что Фаина не сыграла каких-либо больших ролей в советском кино, она  включена в TOP-10  выдающихся киноактрис XX столетия Британской энциклопедии. 

                                                      Kogan Plays Paganini Caprice 6

                               

 Спутник славы — одиночество...Ф.Г. Раневская

фото

Д.А. Щеглов - http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=189352