5 мин.

Изменение сознания

Болельщики любят голы. Это фактически аксиома, такая же устоявшаяся в общественном сознании, как то, что лучшие друзья девушек – бриллианты. Недаром многие статистические организации в качестве основного фундамента привлекающего зрителя на стадион рассматривают забитые мячи. Существуют лишь два исключения: в Эстонии, где забивают больше всех в Европе, забитых трибун что-то не наблюдается, а по классической итальянской традиции – лучший счет – это 0:0, ведь значит - никто не ошибся.

Нижегородские болельщики из общих тенденций не выбивались. За те два сезона, что «Волга» играет в Премьер-Лиге они восхищались преимущественно игроками-созидателями. Что при общем оборонительном тренде команды достаточно парадоксально. Тетрадзе делал ставку на организованную оборону, Черышев - на эмоции, Гаджиев – на сбалансированную игру. При Тетрадзе – важно было хоть как-то забить, при Черышеве – важно было хоть как-то не пропустить, при Гаджиеве – важно было, чтобы судьи не начудили.

И, тем не менее, ни о какой любви к каттеначо ни шло и речи – в кумирах всегда ходили те, кто забивает. Или хотя бы делает вид, что старается забить. Хотя во второй восьмерке результат зависит, прежде всего, не от того, как много ты забьешь, а от того, как мало ты пропустишь. Сначала восхищались финтами Ходжавы, а талант Марцваладзе вспоминают до сих пор. Затем пришла очередь Каряки, прибывшего в Нижний в качестве спасителя, воскресшего для отечественного футбола Ещенко, чьи проходы по флангу успели запомниться,  и появившегося едва ли не из небытья Бибилова, который стал единственным форвардом, при полнейшем весеннем атакующем авитоминозе. Нынешняя осень подарила команде первую медиа-звезду российского масштаба – Сапогова. Все вышеперечисленные игроки привносили в суровую реальность борьбы за выживание элементы большого футбола.

Но вот нынешней весной приоритеты публики неожиданно изменились  - главным кумиром стал впервые игрок обороны, причем самой глубокой линии – вратарь Михаил Кержаков. Словно по привычке, публика пытается создать себе кумира из реактивного Саркисова, но Михаил своей уверенной игрой на корню убивает подобную мотивацию. И это при живом Сапогове, повидавшем немецкие виды Путило, который пока скромно прячет свой грандиозный по рассказам белорусских болельщиков потенциал, не собирающихся пока сдавать позиции Каряке и Аджинджале. Более того, нижегородский болельщик больше всего жалеет не о том, что атакующая игра команды как-то поблекла, словно смирившись с навалившимися невзгодами, а что неожиданно из основной обоймы выпал Григалава.

Во всех весенних матчах претензий нет действительно лишь к одному игроку – вратарю. Во-первых, Михаил пока на 90% выполняет главное правило хорошего вратаря – поймать все то, что он и должен поймать. Из тех голов, которые можно занести ему в пассив, можно лишь вспомнить один из мячей от «Анжи». Но тот матч, стоит сказать провалила вся команда. Во-вторых, Кержаков стал способен спасти команду в решающий момент. Мухаметшин не смог забить ему во втором тайме в Саранске, «Алания» не открыла счет при выходе 2 в 1 на первых минутах, а Пабло Кабайеро и вовсе нашел лучшее время, чтобы не забить первый в жизни пенальти. Нашлось бы место и подвигам в «Лужниках», но тогда вратаря подвели главные друзья – штанги, перекладины и центральные защитники. В-третьих, наверное, впервые в своей карьере Михаил стал играть стабильно. Стабильность для любого игрока стоит во главе угла. По крайней мере, за март и апрель каждый из болельщиков клуба был уверен, что уж кто, а Кержаков бабочку не пустит, не подведет в решающий момент.

Спасение Кержакова в матче с

 Секрет Михаила предельно прост – работоспособность. Кержаков ждал своего шанса и работал. В прошлом сезоне – 0 игр в первом круге, но завершение в качестве основного вратаря. Нынешний сезон Михаил также начал на лавке, но появившись в старте, показал, что прибавил ещё сильнее. Если выделять, чью-то работу на сборах, то Кержаков будет в первых рядах.

Предстоящий матч с «Зенитом», вокруг которого пресса всегда выстраивает шаблоны из разряда «и пошел брат на брата», для Михаила своего рода зачет. Не будем бросаться громкими словами, и называть эту игру экзаменом. Нет, это очередной зачет, так и быть, скажем, что дифференцированный – с оценкой. Возможно, впервые при очном противостоянии Михаила и Александра младший брат подходит к нему в лучшей форме, более уверенным в собственных силах. Кержаков-старший последний раз в чемпионате забивал именно брату, после случайного, досадного рикошета на последней минуте. Кержаков-младший после того матча проделал до главного кумира нижегородской публики.

 Предстоящий матч для Михаила отличная возможность показать забывшему о собственных воспитанниках руководству «Зенита» уровень своего прогресса. Ведь абсолютно очевидно, что если вратарь продолжит расти в том же темпе, то через 2-3 сезона он созреет для того, чтобы регулярно выступать в Еврокубках. Впрочем, очень важно понимать, что заиграл и раскрылся Михаил именно в «Волге». Быть может, нижегородский клуб и является именно той, командой, в которой у вратаря идет игра. Менять в его случае шило на мыло – эксперимент не то, чтобы сомнительный, а отчасти даже опасный.

Михаил Кержаков, по мнению

 В любой бочке меда есть и ложка дегтя. Нашему тренерскому штабу, конечно, стоит задуматься, что если кумиром болельщиков начинает становиться вратарь, то значит, что их мысли полевые игроки транслируют с большим трудом. Недаром дома в этом году если забиваем, то только с пенальти. Впрочем, тот факт, что кумир болельщиков – вратарь, внушает  и надежду. Надежная печка есть, осталось придумать танец, который будут плясать все остальные.