Вопрос ко всем!
Определил для себя достаточно глобальную и актуальную тему – правильно расставить акценты в российском клубном футболе между «коммерческая проект» и «социальный проект».
В настоящее время нету централизованного четкого понимания, что же все таки из себя представляет наш клубный футбол.
С одной стороны – когда у клубов всех хорошо, руководство клубов позиционирует себя как «бизнес-проекты» (они же – коммерческие) со всем вытекающим от сюда отношением к болельщикам (мнение быдла, которое не дает ни копейки на клуб – нам мало интересно).
С другой стороны – когда клубам становится худо, руководство начинает позиционировать себя как «мега-значимый социальный проект N-й губернии». И позиционирует оно себя не иначе как перед Путиным или Медведевым (смотря на чье имя пишется письмо).
В общем – удобно!
Накидал тут вот такую картинку-матрицу, в которой выделил четыре категории компаний в зависимости от значимости их коммерческих и социальных целей.
Социально-ответственный бизнес - компании, ориентированные на достижение коммерческих целей (прибыль, рентабельность, доля рынка и пр.), но, которые при этом ставят для себя и достижение социальных целей (поддержка детского спорта, здоровье граждан и пр.). Как пример – «Газпром».
Just business – компании, ориентированные именно на достижение коммерческих целей (каковых – подавляющее большинство)
Социальная сфера – университеты, школы, больницы и прочие – структуры, ориентированные главным образом на достижение социальных целей (снижение заболеваний, повышение уровня образования и пр.). При этом коммерческие цели также могут ставится перед структурами, но они будут вторичными по отношению к социальным (человеку не дадут умереть, если у него нет при себе денег).
Компании-игрушки – компании, которые существуют ни ради достижения бизнес-целей, ни ради социальных. Компании, которые существуют по каким-то другим мотивам, как правило – личным мотивам их собственников (поразвлечься/позабавится, сделать приятное другу/подруге/жене и пр.).
А теперь вопрос – куда Вы отнесете профессиональный российский футбольный клуб?
я конечно, дилетант в целом, но у меня сложилось такое представление для РФПЛ
есть футбольные клубы как
- дорогие игрушки (ну заодно и способ менеджеров с этой игрушки что то получить - 9 вратарей ЛОКО в прошлом сезоне - наглядный пример того) для социально ответственного бизнеса (Зенит (ГАЗПРОМ), Спартак (ЛУКОЙЛ), Локомотив (РЖД), Динамо (ВТБ), Амкар (Минеральные удобрения), Крылья (Ростехнологии).
- социальная сфера регионов (Рубин, Нальчик, Терек, Томь, Химки, Сатурн)
- бизнес-структура (ЦСКА, Москва)
Про Ростов и Кубань непонятно. Кто их финансирует?
Отвечая на этот вопрос нужно сначала понять, кто дает деньги. потом уже возникает вопрос - зачем?
мне кажется очевидным, что практически все клубы направлены на получение прибыли, но футбольный клуб - предприятие специфического толка, и управлять им крайне трудно, а для управления нужны грамотные руководители, коих-то и нет в нашем отчестве. получается, что основные доходы клубы черпают из спонсорских поступлений, что в целом конечно, очень здорово, но неэффективно. проблема с продажей теле-прав, продажей атрибутики и получения прибыли от околофутбольной инфраструктуры наши клубы получать так и не научились. проблема опять-таки упирается в эффективность менеджмента. не говоря уже о том, что а клубах, финансируемых областными администрациями, все это выглядит как гос дотации спорта.. пока мы от этого не уйдем, сложно говорить о том, что футбольный клуб вообще представляет из себя форму некую бизнеса.
социальная же составляющая деятельности российских футбольных клубов на данный момент выглядит как некая дань моде, если так можно сказать. на мой взгляд, в целом такая программа не имеет четких очертаний, а если и есть у неё какие-то очертания, то её реализация носит скорее разовый характер, нет каких-то прочных связей клубов с социальной сферой. так, например, на один из туров прошлого чемпионата московский Спартак пригласил 10 тыс. детей на футбол бесплатно.. на этом ответственность иссякла. насколько я знаю, практически такая же ситуация и в многих других клубах. в то же время, мне кажется, некорректно, отождествлять социальную деятельность компании Газпром с социальной деятельностью ФК «Зенит».
буду рад услышать комментарии.
Для вас пример (ы) это «нечто до селе не виданное, людьми не познанное» должно быть и должно быть непременно «в нашем КЛУБНОМ футболе». То есть, если например Спартак «Кострома», выступающий по второму дивизиону, заключит соглашение с региональным интернет-порталом (который посещают 2 000 человек в день) на предмет бронирования билетов на футбольные матчи этого клуба (причем не вижу почему бы этого быть не могло, так как на местном ж/д вокзале осуществили такую акцию, принеся дополнительные ценности для пассажиров), то вы МОЖЕТЕ сказать такую фразу: «Ну… в этой акции ничего нового, в Европе интернет-бронирование у всех почти что, да что там Европа… вы сами говорите, что на вокзале такую акцию провели… в этом нет ничего нового. Это не является примером «применения современных практик менеджмента» в нашем КЛУБНОМ футболе».
Хотя непременно такое соглашение с региональным интернет-порталом привлечет небольшое (но привлечет) количество новых посетителей футбольных матчей костромского «Спартака». Допустим «привлечется» 10 человек по 50 рублей за билет на 20 матчей – итого 10 000 рублей дополнительного заработка. Сумма не большая, НО… для создания дополнительных ценностей её хватит…. Например, если вы войдете на базу стадиона, где размещаются приезжие игроки, то войдя в номер вы уведите, что на люстре или плафоне или просто подвешена к потолку… авоська, в которой лежат продукты. Это делается из-за мышей, которые едят продукты, если их оставить на столе.
У нас очень по своеобразному умные – люди, руководящие футбольными клубами. Эти умные люди могут найти несколько миллионов долларов, чтобы создать клуб и вывести его в профессионалы, причем за самый кроткий срок, но, при этом, эти же самые умные люди не могут заплатить 3 000 рублей занэпидемстанции, чтобы та вывела мышей.
И если современный выпускник специализации «спортивный менеджмент», например, сможет осуществить такую акцию в региональном футбольном клубе, то без сомнения можно считать это «применением современных практик менеджмента»!!! Но для взгляда со стороны – это кажется обыденным…. «заработал 10 000 рублей, направил на целевые нужны…» но вы попробуйте это сделать «в нашем КЛУБНОМ футболе»?
В аналогичном положении находятся «ценности для болельщиков». Ценности не создаются. И современная практика менеджмента не в том, чтобы купить игрока за 10 000 000 долларов, а в том, чтобы организовать базовые ценности для болельщиков, которые являются НЕЗАМЕТНЫМИ, и незаметны они оттого, так как всем кажется «ну что вы… ну это же так просто… такая мелочь… ну это-то самой собой должно быть, например, точки питания на стадионе», но в некоторых местах даже этого нет.
И когда вы говорите «Кто и когда создал сильный рекламный/маркетинговый продукт?», вы видимо подразумеваете, что-то сверхвыдающееся должен сделать человек, на миллионы долларов… но современный российский футбол требует элементарных базовых ценностей для болельщиков (афиш например перед матчем).
Но что такое для вас афиши? Это разве сильный рекламный/маркетинговый продукт? «Это любой человек сможет сделать» – скажете вы! Но это не так, потому что для того, чтобы сделать эти афиши в клуб надо сначала попасть… а легче стать президентом Соединенных Штатов Америки (причем темнокожим), чем стать менеджеров регионального российского футбольного клуба.
Вы говорите: “Да хоть один сильный ход в этом направлении?» Вот это и есть самый сильный ход – просто попасть в клуб, чтобы создавать ценности для болельщиков. И тот, кто смог пробиться уже хороший человек! И когда этот хороший человек, радуется тому, что он создал базовую ценность, например, уговорил руководство создать сайт клуба… то с виду это никак не оценивается, наоборот, даже негативно, «вот, мол нашел чем хвалиться, сайтом», хотя на самом деле этот человек имеет полное право пойти в первый спорт-бар и отпраздновать это СВЕРШЕНИЕ…
Потому что создание базовых НЕЗАМЕТНЫХ ценностей для российских болельщиков, куда более сложная задача, чем купить игрока за 10 000 000 долларов.
Я это написал для того, чтобы вы взглянули И с другой стороны на «применения современных практик менеджмента».
«Стадион by Fedun, Ондрейка, Xerox» - это частный коттеджный поселок за городом.
А российский футбол это миллионы серых панельных домов и «удачные, сильные примеры» нужно искать именно здесь.