12 мин.

Гус Тиль в Спартаке... самый дорогой трансфер до Ливая и Жедсона!

Возвращаемся в бездуховные времена, когда форма великого и могучего была испачкана заморским вушем, а не тёплым сердцу Jogel!

за ромбик бейся!

Начну с отступления (достаточно лихо это делать на первой же полноценной строчке в статье, не так ли?): хороший материал должен создаваться при заполненном мочевом пузыре. Таким образом минимизируются шансы упоминания ненужных деталей о судьбе человека, которыми кишат второсортные и крайне не искренние некрологи…

окак

Немного формального контекста. 
Гус Беренд Тиль (родился 22 декабря 1997 года) — голландский профессиональный футболист, выступающий на позиции атакующего полузащитника за клуб ПСВ (актуально на ноябрь 2025 года) и национальную сборную Нидерландов (сыграл за неё больше, чем Роман Адамов за нашу). В 2019–2022 годах Тиль играл за московский «Спартак». 5 августа 2019 года перешёл в клуб, контракт был подписан на 4 года. Сумма трансфера составила 18 млн евро — это была самая дорогая покупка в истории «Спартака»

Голландцы в Спартаке — Гус не был первым.
В принципе, не нужны глубинные футбольные познания про ногомяч в наших широтах, чтобы догадаться об этом. Как минимум, здесь важен фактор персоны, которого весьма неблагополучные streets won’t forget — Квинси «Антошки» Промеса. А до человека, притащившего москвичей к чемпионству в сезоне 2016/2017, уже играли соотечественники — Квинси Овусу-Абейе (заслуживший фирменное «Обуйся-Оденься») и более «светлый» товарищ с достаточно интересной судьбой (вложил кровные в нельзяграммный проект «433» ещё в 2013 году и числился среди основателей бренда одежды BALR, а про другие слухи, связанные с ним, деликатно умолчим) — Деми Патрик Рене де Зеув. 

ставьте плюсы и получите обзор на эту "легенду"

18.000.000 в европейской валюте — внушительно до сих пор. А был ли резон платить такую сумму 6 лет назад?
Не хочется играть в провидцев имени заднего ума. Контекстуально закрепим, что происходило в «Спартаке» к началу сезона 2019/2020. Красно-белыми рулил на тот момент ещё не до конца потопленный Олег Георгиевич Кононов. Массам ещё было неведомо о степени его «пиджачизма», и абсолютное большинство не отправляло Георгиевича сами знаете куда.

Знаете же?

Оцените масштаб: слили Фернандо и Зе Луиша, пополнив казну на значительную сумму. Сие позволило притащить: Ларссона-младшего, Шюррле, Крала и Понсе (удивительно, что заиграют из этого списка лишь 1,5 футболиста). Для полного фарша не хватало «звёздочки», вокруг которой можно было бы построить игру в атаке. Ловкач на ЦАПе (наш пациент Тиль) для этого номинально подходил — 60+ игр за 2 сезона в нидерландской вышке, 30+ голевых действий.

Правда, была очевидная переплата. 
Самый известный портал с ценниками на футболистов не даст соврать — стоимость Гусара действительно была близка к сумме трансфера, но есть нюанс… она стала таковой после того, как его купили ушлые ребята в самый народный ушлый клуб (на конец июня 2019-го рыночная цена на Тиля была всего лишь 6 миллионов). Резюмируем: спартаковцы если и переплачивали, то делали это без злого умысла — ведь, как известно, «руби бабло, пока не утекло». К этой формуле добавим определённые издержки, связанные с тем, что в европейском мире даже на тот момент престижность РПЛ котировалась ниже, чем у Эредивизи, как минимум на понятийном уровне. Математика тут могла бы пожениться, но уж слишком интересно события стали развиваться опосля. 

Романтический дебют и бытовая реальность. 
Дебют в матче против «Ахмата» = 2 ассиста на Бакаева и Шюррле, спустя 2 недели — дебютный и по совместительству победный гол в ворота «Крыльев». Ну чем не идеальное начало? Спойлер: начало надо судить по концу; а закончил Тиль свой спартаковский этап лишь с двумя забитыми мячами! Но всё-таки откроем результаты того сезона и поймём: всё самое интересное, связанное с красно-белыми, началось ровно в сентябре (редкий случай — всё понятно без лишних комментариев).

буквально твои оценки когда в математике появились буквы

Кононов ушёл из клуба после фиаско с «Оренбургом», чуть не дотянув до года в статусе предводителя стаи ишаков, ведь по-другому назвать всё происходящее с точки зрения наличия игры и готовности играть в узнаваемом стиле просто невозможно — это было морально и физически тяжело воспринимать. Если Рангник создал гегенпрессинг, то для футбола, созданного Георгиевичем в то время, название уже было придумано группой «Иванушки» — «Безнадёга.ру». Перерыв на потанцевать! 

И грянул Доменико Тедеско!

ещё свежий

Несмотря на явные двойственные чувства, которые я испытываю при попытке оценить его как человека, его профессиональные навыки для меня очевидны, и оспаривать их крайне глупо. Так, я убеждён в том, что он был сильнейшим тренером в «Спартаке» со времён Унаи Эмери, но об этом как-нибудь в другой раз. Важно лишь отметить: Тедеско начал перестраивать красно-белую игру и, естественно, результат заставил себя ждать. «Спартак», хоть и дошёл до полуфинала Кубка, закончил сезон на седьмом месте, пропустив вперёд себя «Динамо» и «Ростов» — позорненько, с учётом того, сколько денег и традиционной веры в больших порциях было вложено. Однако механизм был запущен: немецко-итальянский коуч перешёл на 3-4-2-1, которая могла трансформироваться в условные 5-3-2.

Вы же еще не забыли ради кого мы тут собрались?
Раскроем карты: Тиля выписывали в Москву как фантазисту — от него требовался жёсткий и яркий креатив, чтобы за счёт индивидуальных действий товарищ мог брать и собственноручно приносить с десяток очков за сезон благодаря решающим голам и креативным голевым передачам. И как бы парадоксально ни звучало, его опыт в Москве всем нам доказал: парень трудолюбив и профессионален! Да-да, вам не послышалось. Однако на сцену возвращается его величество «нюанс», который заключается в том, что для креативной «десятки» у него изначально было ноль целых, хрен десятых данных — ни яркого безумного дриблинга, ни яркого креативного финального пасса. Да, отличный второй темп и феноменальное следование установкам, но когда дело касалось самостоятельности — сразу беда.

Здесь — ценнейший тактический разбор, на который я сошлюсь. 
«Сейчас об этом мало вспоминают, но Тедеско с первых же своих игр у руля «Спартака» пытался встроить Тиля в игру. В своих первых трёх матчах Доменико дважды ставил Гуса в основу. Получилось слабо: в игре с «Рубином» Тиль вышел в роли гибридного форварда-атакующего полузащитника в 4-4-2 ромб (на лавке остался Понсе), итог — 0:0 и импотенция в атаке. Против «Арсенала» голландец вышел в полузащите вместе с Зобниным и Джано, итог — поражение 0:1. В том сезоне РПЛ Гус после этого только раз вышел на поле в старте — в полузащите в паре с Умяровым в домашней игре с «Ростовом». Закончилось всё совсем плачевно — «Спартак» постоянно оставался с оголёнными зонами и получил 4 мяча. Во всех трёх матчах Тедеско менял Гуса за 20 минут до конца игры. У Тедеско в его 3-4-1-2 центр поля закрывают работящие Крал и Умяров, в атаке есть набор форвардов (Понсе, Соболев, Ларссон, скоро подтянется Кокорин), а номинальную позицию Тиля занимает Бакаев — игрок совсем другого формата». 

Арне Слот протянул штурвал и спас бедолагу Тиля.

money money money

Из стана красно-белых Гус в 2020 году дал аккуратного дёру во «Фрайбург», где не пошло. Казалось бы, вернуться ему в «Спартак» и прозябать, но тут вмешался старый приятель Арне Слот. Лысый специалист, который сейчас шарлатанит в известной ливерпульской команде, развивал сильные стороны Тиля, будучи сотрудником тренерского штаба в АЗ, откуда его подопечного и выписали в Москву. Далее предприимчивый голландский коуч стал самостоятельной фигурой и, будучи тренером «Фейеноорда», аккуратно забрал старого дружбана под своё крыло — 32 матча, 15 голов… старикан Наиб Алгоев не дремлет (но это точно не беда голландцев!). 

ПСВ — рок-н-ролл продолжается.
Одна из самых болезненных тем в десятках историй формата «легионер в РПЛ» — февраль 2022 года. Так, после начала СВО многие футболисты откровенно кинули свои клубы и, воспользовавшись поблажкой от мафиозного УЕФА, аккуратно свинтили в разные направления. В ситуации с Тилем, по разным оценкам, спартаковскому менеджменту удалось получить 2–4 миллиона евро, и очень тяжёлым способом — с помощью ФИФА красно-белые всё-таки добились от ПСВ выплаты за трансфер Тиля. Суммарно нидерландский клуб просрочил платёж за 27-летнего полузащитника почти на 2,5 года. Тут свечку не держал: думаю, упрямство связано, прежде всего, с позицией ПСВ, которые думали, что они смогут быть хитрее раввина. Не смогли. 

А что сам Тиль?
Недавно вы, например, могли услышать о нём вновь — ПСВ грохнул «Наполи» 6:2, где наш старый друг отдал целый ассист!

если вдруг захотите по(пере)смотреть обзор

Не подумайте, излишнего сарказма тут не будет, ведь у футболиста, начиная с сезона 22/23, набралось более 100 игр и более 50 результативных действий за клуб из Эйндховена. Забавно, что ровно такая же статистика у него была при уходе из АЗ в «Спартак»… есть в этом нечто символичное. В Нидерландах он снова попал под тренеров, которые понимали его сильные стороны. Игра его тамошних клубов связана с рядом факторов, которые позволили набить такую статистику:

— агрессивный прессинг;
— быстрые атаки;
— большой объём входов полузащитников в штрафную;
— специфика чемпионата, где гранды, даже выигрывая 6:0 на 88-й минуте будут бежать вперёд, иначе свои же болельщики не поймут. 

Это прямой идеальный профиль под Тиля. Ему не нужно разгонять атаки — только завершать.

Финальнее некуда. 
Конечно, «Спартак» переплатил и остался в диких минусах (как репутационных, так и финансовых) за человека, который в отличие от его известного коллеги сделал своё имя нарицательным, но с отрицательным оттенком. Тиль пришёл при Цорне и Кононове, а окончательно покинул «Спартак» при Абаскале и Каттани. Не будем оценивать его как человека, но взглянем на его игровой кейс: человек не раскрыл себя в безнадёге при Кононове, не пригодился яркому и крутому Тедеско, чуть не зачах во «Фрайбурге», но по возвращении в родные и привычные стены заиграл и абсолютно честно дорос до оценки в 12.000.000 евро, которую ранее давали ему лишь авансом за счёт очевидной переплаты со стороны менеджмента «Спартака», представители которого — главные бенефициары в этой истории, кроме самого Гуса (в честь этого — песня).