1 мин.

Деньги Слуцкого: не знал, куда тратить 80% зарплаты, живет с заблокированными счетами, мерит независимость по люксовым брендам

Почти половина дохода – из медиа.

У Леонида Слуцкого кульминация сезона: в субботу утром последний тур чемпионата Китая. В 10:30 мск посмотрим его игру с «Тяньцзинем», а параллельно последим за «Шанхай Портом». Нужно выиграть самим, а конкурент чтобы проиграл – это единственный золотой сценарий.

Недавно Слуцкий пришел в подкаст о финансах «План Б», его расспрашивали о деньгах. Мы выбрали самое любопытное: как он обращается с деньгами, где заработал больше всего, кто учил его финансовой грамотности (вы удивитесь!) 

«Понял: могу потратить максимум 20%». Слуцкий заработал первые большие деньги в «Крыльях»

Первый большой доход получил в Самаре: «Много лет я работал детским тренером – там слово «доход» скорее комическое. Тогда я жил от зарплаты до зарплаты, как обычные люди: получал-тратил-получал. Первый профессиональный опыт – «Москва», там у меня тоже был невысокий доход, меня ведь взяли из дубля. Поэтому первый большой контракт – это «Крылья Советов», туда я пришел в 2008-м. Тогда понял, что могу потратить максимум 20% от заработка, остальное просто некуда девать. И тут уже начал складывать, смотреть, копить на квартиру в Москве».

Пик заработка Слуцкого – ЦСКА: «Самая высокая зарплата в карьере была в ЦСКА. Доход тренерского штаба и игроков там был привязан к групповому этапу Лиги чемпионов: если квалифицируемся, получаем огромные деньги. При мне всегда попадали, так что эти деньги мы именно зарабатывали – никакого дармоедства. А в сборной России я работал даром».

Слуцкий никогда не был самым высокооплачиваемым в клубе. Считает, что это правильно: «Тренер получает на уровне легионеров. В ЦСКА на пике моя зарплата была пятой-шестой в команде, за рубежом примерно седьмой-восьмой. Ты никогда не первый по зарплате, и это нормально, потому что тренеры в современном футболе – расходный материал. Средняя продолжительность работы тренера в РПЛ примерно восемь-девять месяцев, в Европе около 10-11: и там, и там меньше года».

«Часть моих счетов заблокирована». Считает, что лучше открыть вклад, чем покупать квартиру

Слуцкому очень не везло, когда он доверял свои деньги внешнему управлению: «Всегда, когда я отдавал финансы под контроль банкам или фондам, наступал кризис: или пандемия, или сложная геополитическая ситуация. Мне люди говорили: сейчас вкладываться выгоднее всего. А потом происходит то, что в мире никогда не случалось, и все валится. Я избежал крупных потерь, но часть моих счетов сейчас заблокирована».

Леонид хранил деньги в депозитах и недвижимости. Считает, что депозиты лучше: «Моя практика владения квартирами негативная. Я по-своему считаю доход от недвижимости. Обычно люди рассуждают так: я купил квартиру за 10 миллионов рублей, через 10 лет продал за 15, в плюсе на пять миллионов. А я считаю по-другому: я взял за 200 000 долларов, а через несколько лет из-за разницы в курсе валют отдал за 180 000. Мне скажут: дилетантская позиция. Не спорю, но мне так легче. Считаю, если бы все свои деньги хранил на депозитах и не вложился бы ни в одну авантюру, был бы богаче».

Слуцкий ориентируется на цены итальянских брендов: «У меня четкие обязательства только по моей футбольной школе в Волгограде, там я знаю, сколько каждый месяц должен перечислять: в год около 30 млн рублей. Сначала я еще потратил два миллиона евро на стадион, чтобы детям было где заниматься. Вместо этого я сформулировал для себя критерии финансовой независимости. Со временем они менялись: сначала я смотрел: могу ли летать везде бизнес-классом. Если да – значит все хорошо. Сейчас отталкиваюсь от ценников в дорогих магазинах одежды. Несколько лет назад я открыл для себя Loro Piana и Brunello Cucinelli. Если хочу себя чем-то побаловать – беру их. Других предметов роскоши у меня нет. Ни машины, ни загородного дома – мне они не нужны». 

«Зарплата в Китае несильно больше дохода в медиа». Финансовой грамотности учил Василий Березуцкий!

Лайфхак для богатых от Березуцкого: «Василий выделил для себя сумму, с которой не жалко расстаться. И каждому, кто к нему обращался за деньгами в первый раз, давал именно такое количество. Многие, конечно же, не возвращали, а потом приходили за деньгами снова. Березуцкий просто просил вернуть старый долг, и все отказывались. Так он от них откупился. Совсем не давать в долг невозможно: у меня есть рядом люди, которым я не могу не помочь. Но все равно за последние 15 лет у меня не было неприятных ситуаций с невозвращенными деньгами.

Зарплата в «Шанхае» немногим больше, чем медийный доход: «Сейчас примерно 60% я получаю от основной работы и 40 – от своего медиаобраза. Два года назад была вынужденная пауза в тренерской карьере – между «Рубином» и «Шанхаем» год я не работал. Тогда поставил эксперимент с целью выяснить: может ли мой медиадоход по уровню сравняться с основным? Оказалось, может. У меня были амбассадорские контракты, лекторская деятельность – в итоге год «без работы» я заработал столько же, сколько в «Рубине» или «Шанхае» сейчас».

Но еще больше медийность дает в плане знакомств: «Конечно, деньги меняют человека. Но для меня это непрямой процесс: сейчас благодаря успеху я могу общаться с ведущими комиками, артистами страны, и именно это меня меняет. Общение с людьми, которые лучшие в своей сфере очень меняет человека и внутренне обогащает. «Зазвездился» – не про меня. Но я определенно пользуюсь плодами своей популярности: глупо было бы этого не делать».

«Хороший доход не спасет от плохого сервиса». Разница между Нидерландами и Китаем по опыту Слуцкого

В Китае Слуцкий больше всего возится с банками и жильем: «Главная проблема здесь – перевод денег. Поэтому каждый раз, когда хожу в банк, беру с собой целую кипу документов и провожу в отделении минимум полчаса. Еще огромные сложности с квартирой. Шанхай вообще один из самых дорогих городов мира, а еще работает именно китайская черта. Цена на покупку квартиры в несколько десятков раз больше, чем цена за аренду, за съем может быть меньше процента от полной стоимости. Зато кроме этого обязательных расходов почти нет. В Китае очень легко с покупкой товаров, особенно после того, как познакомился с Taobao (китайский интернет-магазин – Спортс”). Видишь вещь на прилавке и тут же находишь в сети ее же, только в пять раз дешевле».

В Нидерландах главная проблема – сервис и цены: «Когда работал в «Витессе», тратил даже больше, чем в Англии. Основная проблема там – банки и доставка, Россия в этом плане гораздо лучше. Показательная история. Заказал себе домой матрас – в итоге мне доставили его только через пять месяцев. Дело в том, что доставщики звонили, когда им удобно, сами на звонки не отвечали – а ведь я тоже во время работы отключаю телефон. Мы еле-еле созвонились, они назначили доставку на день, когда у нас была игра, причем отменить или перенести доставку было невозможно. Пришлось просить друзей получить за меня. Даже хороший доход не спасет от плохого сервиса». 

*** 

Напоминаем: успех Слуцкого в китайском сезоне теперь зависит от того, что случится в 10:30 мск субботы. Последний матч «Шэньхуа» посмотрим в прямом эфире на Спортсе’’ – приходите, вдруг увидим в прямом эфире чудо!

Слуцкий сделал из «Шэньхуа» топа. Огромный контраст: с ним и до него

Как Слуцкому стать чемпионом в последнем туре. Расклады чуда

Фото: East News/stringer / IC photo / Imaginechina via AFP; РИА Новости/Алексей Филиппов, Максим Богодвид