6 мин.

Кому-нибудь ясно, кто и как управляет «Спартаком»?

Терентьев – об ответственности. 

Так чувствую. 

Проблема «Спартака» не в Станковиче. Не в том, что команда тяжело вкатывается в каждый матч и схему (свою и соперника). И даже не в инсайдах о соглашении с новым тренером – по ходу первого тайма с «Ростовом» (1:1). 

Это следствие. 

Главное слабое место «Спартака» – он теперь корпоративный. Филиал большой компании. Это могло стать плюсом благодаря статусу и стабильности, но вместо этого – неповоротливость холодной системы. Где футбол – еще один департамент.

Вроде бы как и в ЦСКА, «Зените», «Локо». Только с распыленной управленческой системой.

Обозначим несколько важных вопросов: 

1. Франсис Кахигао с января 2025-го – спортивный директор «Спартака», но в его выборе сомневается руководство, иначе новый тренер приехал бы уже в международную паузу. Я бы тоже сомневался в Луисе Гарсии с его мальорками и алавесами, но зачем тогда платить зарплату Кахигао? 

Сухие заголовки: 

7 октября: Луис Гарсия – главный кандидат в «Спартак». Его кандидатуру предложил Кахигао («Чемпионат»)

11 октября: руководство «Спартака» предпочитает Владимира Ивича, а не Гарсию (Иван Карпов)

17 октября: «Спартак» предложил Ивичу контракт, но Кахигао «саботирует» переговоры (Иван Карпов)

18 октября (по ходу первого тайма с «Ростовом»): Луис Гарсия договорился о контракте со «Спартаком» на случай его назначения. Решение примет совет директоров («Чемпионат»).

Причем об Ивиче (который с февраля работает в «Аль-Айне» из ОАЭ) в «Спартаке» говорят с августа – когда Станкович провалил старт. С тех пор поменялся гендиректор и добавился один сотрудник в спортивный блок. 

2. За российский рынок и развитие молодежи теперь отвечает заместитель гендиректора клуба Андрей Мовсесьян. 

Никто из руководства «Спартака» пока не объяснил, зачем в спортивный блок – в помощь к Кахигао, но с независимыми полномочиями – взят еще один сотрудник.

И что произойдет, если Кахигао будет против решений и взглядов Мовсесьяна?

3. Далее – роль Станковича: летом с ним продлили контракт, но к октябрю задумались об отставке.

Экс-гендиректор Олег Малышев подписание нового соглашения комментировал сухо: 

«Задач у «Спартака», кроме победы в каждом матче и каждом турнире, быть не может. Что касается продления Деяна, то все очень просто – за тур до окончания чемпионата мы собрались все вместе, разобрали сезон: что произошло, что пошло не так.

Деян рассказал подробно свой план дальнейших действий, и было принято решение поддержать его, проявить доверие, чтобы он спокойно готовился к новому сезону», – сказал он «РБ Спорт».

Так же сдержанно защищал от критики 30 августа – после нервной победы над «Сочи» (2:1) в седьмом туре. «Спартак» шел шестым – до первого места было пять очков.

«Бессмысленно комментировать слухи. Не один раз говорил это в отношении предыдущих тренеров. Футбол – эмоциональная история. На данный момент Станкович – наш тренер. Других комментариев нет». 

Ни в одной из цитат не ощущается вера в проект. Или вы ощущаете?

Возможно, недоверие чувствовал и Станкович, который болезненно реагировал на каждую спорную ситуацию на поле. И сам же признавал, что судейская ошибка может стоить ему работы. Удаление с «Динамо» (и последующий бан на пять игр) – очередной штрих безумия на бровке. 

Сейчас Станкович поведением и высказываниями охотно забирается в позицию жертвы: все против него. 

Глядя на это, несложно прийти к выводу, что в «Спартаке» будет новый тренер. Но корпоративная инерция затягивает решение до неотвратимого.

Почему?

4. И самая важная проблема «Спартака» – нет четкой артикуляции: что, зачем и кем делается? Все скрывается за коллективным «Лукойлом». 

Заседание совета директоров «Спартака» последний раз официально подтверждали в 2022-м – новый глава совета директоров клуба Александр Матыцын выступил в ТАСС.

Как выглядит состав совета сейчас, понять непросто. Если судить по публикациям медиа за три года, то так: 

● Александр Матыцын – первый вице-президент «Лукойла»

● Павел Жданов – вице-президент «Лукойла» по финансам

● Иван Масляев – вице-президент, юридический советник «Лукойла».

● Евгений Хавкин – член совета директоров «Лукойла» с 1997 года

● Юсуф Алекперов – сын основателя «Лукойла» Вагита Алекперова; владеет 0,2% акций «Лукойла» (по данным 2021 года)

● Олег Малышев – менеджер крупных консалтинговых компаний

● Сергей Родионов – легенда «Спартака» и президент академии клуба.

Как писал «СЭ» в начале 2024-го, даже в должности гендиректора Малышев не принимал ключевые решения в клубе: «Главный человек в «Спартаке» сегодня – Павел Жданов. Именно он является наиболее вовлеченным в жизнь клуба человеком, принимающим основные решения. Формально почти у каждого члена совета, кроме Юсуфа Алекперова, есть своя зона ответственности в клубе: Жданов отвечает за спортивную составляющую, Масляев – за юридические вопросы, Хавкин – за взаимодействия со СМИ».

В мае 2025 года экс-гендиректор «Спартака» Юрий Первак подтверждал ключевую роль Жданова в решениях клуба. 

«Руководит сегодня «Спартаком» фактически Павел Жданов, вице-президент по финансам «Лукойла», как я полагаю, – говорил Первак «Советскому спорту» – Как вы себе представляете, чтобы у него еще и было время на «Спартак». Жданов везде на совещаниях, курирует «Лукойл» – огромную производственную команду. Он к вечеру только оклемался от дел, а в это время к нему в дверь бьется Малышев и просит решить вопросы в «Спартаке». 

Нет времени у Жданова на это, даже если бы он захотел во всем разобраться в клубе. Для этого надо 24/7 заниматься делами команды. Малышев кроме как консалтингом ничем и не занимался. Не увидел в его биографии вводных, которые говорили бы о том, что он способен управлять клубом. Клуб иногда требует моментальных решений, некоторые вещи нельзя переносить на день-два. Жданов не всегда может помочь в вопросе, а решать дела надо сегодня».

***

Неясность в управленческих схемах «Спартака» путает и рождает вопросы: 

Зачем эта таинственность вообще нужна? 

Почему роль Жданова (или того, за кем финальное решение) не зафиксирована публично? 

Изменится ли расстановка сил в совете и клубе – при гендиректоре Сергее Некрасове, который сменил Малышева?

Кто конкретно ищет нового тренера – и по каким критериям? 

Как выбирали Станковича? Опять же — по каким параметрам. 

Под какой футбол и какую схему берутся игроки – кроме того, что позиции совпадают с ушедшими из клуба? 

За кем ключевое слово?

Некрасов? Жданов? Коллективное решение совета директоров?

Пока все выглядит так, что «Спартак» в эпоху «Лукойла» – это корпоративное «мы». Без четкого центра принятия решений, без закрепленной персонально ответственности и понимания, как оперативно реагировать на кризисы. 

Пятница, а за ней сразу понедельник.

Конечно, глупо скучать по временам Федуна. Там точно не было лучше – Зарема и гороскопы, агентские интриги, управленческий хаос. «Спартак» казался клубом-самодуром, но было понятно – это все-таки клуб, а не строчка в расходах большой компании.

Телеграм-канал Терентьева

Главная загадка «Спартака»: зачем Маркиньос подворачивает штанину?

👉 Создавайте свою команду в Фэнтези Лиги чемпионов. Включиться можно в любом туре!

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Евгений Биятов; spartak.com