10 мин.

«Белфутбол 20 лет только проедает деньги и ничего не генерирует». Кутузов – о лабубу, Лисаковиче и о том, что делать

Виталий Кутузов – экс-игрок сборной Беларуси, который в свое время выступал в итальянской Серии А, причем начинал там в «Милане», – рассказал о главных проблемах белфутбола: почему люди не ходят на стадионы, есть ли у сборной кадровый потенциал и верит ли он новому руководству АБФФ. Еще Кутузов еле назвал тройку лучших футболистов страны на сегодня, перед этим смахнув слезу.

– Почему у сборной так плохо получилось с Грецией и Шотландией?

– Получилось так, как должно было получиться. Мы не можем делать вещи, которые нам не под силу. У нас есть определенный набор футболистов, определенный их уровень. Хотя, опять же, команда очень старалась. Но, к сожалению, тот набор инструментов, которых у нас есть, очень ограничен, и противопоставить что-то соперникам на таком уровне практически мы не можем. Поэтому результат очевиден.

Другой вопрос – почему у нас нет кадров? Сборная – это как лакмус, который показывает, что у нас происходит снизу. Сборная – это работа не одного поколения, потому что в национальной команде есть ребята от 20 до 30 лет. Фактически это где-то пять поколений. На примере сборной хорошо видны последние 10 лет нашей работы, что происходит и каких целей добиваемся. По сути, это отчет о проделанной работе.

– Ваше поколение футболистов играло сильнее?

– Ну, уровень футболистов был другой. Тут даже сравнивать не стоит, потому что ребята все играли в серьезных клубах. Уровень конкуренции у каждого внутри был очень высокий. Вспоминаю себя, мне каждый день нужно было готовиться и тягаться с такими ребятами, которые чуть-чуть опустил забрало – и ты уже вне состава. И так практически с каждым было.

У нас не было 40 футболистов, но 15-20 игроков среднего европейского уровня было. Мы пытались доставать [из себя] то, что могли на тот момент. Против нас играли мировые звезды, которые были еще круче. Вот поэтому, наверное, не получалось у нас на дистанции обыграть англичан, например, или хорватов. Хотя с нашей командой никому не было легко. На тот момент система беларусского футбола еще генерировала личностей. Постепенно этот родничок стал засыхать.

– А почему родничок стал засыхать?

– Причина комплексная. У нас футбол перестал быть интересен зрителю. На стадионы почти никто не ходит. Мы же какие-то эфемерные результаты пытаемся преследовать, выполнить задачу выйти на чемпионат мира. Основная цель сейчас – поднять популярность игры, привлечь зрителей на стадион. А уже с этими зрителями придут мальчишки и появится массовость. Количество превращается в качество. Уровень нашего чемпионата очень сильно упал. Много дрязг каких-то в нашем футболе, дисквалификаций, каких-то скандалов. Это все не дает основы для развития футбола.

– Всего лишь 10 лет назад и БАТЭ, и минское «Динамо» играли в групповых этапах еврокубков. Что сломалось за это время?

– Во-вторых, белорусский футбол перестал генерировать личности. Система не была очень сложной. БАТЭ и «Динамо» просто набирали лучших молодых футболистов со всей Беларуси. Пытались при помощи своего ресурса дать им новый уровень развития. Сейчас наш футбол перестал генерировать хороших игроков, а финансовые возможности наших клубов не позволяют приобрести кого-то серьезного.

Соответственно, где мы можем взять футболиста? Ответ очевиден – нигде. Сами не можем вырастить, купить не можем. У нас играет, по сути, очень много ребят, которые, наверное, такого любительского уровня. И мы из этого пытаемся сформировать какие-то коллективы, сборные. Все на ладони.

– Что с этим можно сделать?

– Система должна быть ориентирована на то, чтобы увеличить популярность игры. Простой пример с хоккеем. Я считаю, что с хоккеем сделаны классные шаги. Много мальчишек занимается. Посмотрите, появляются ребята в НХЛ, и сборная у нас крепкая, и «Динамо» смотрится неплохо, хотя там очень много легионеров.

– В КХЛ у нас одна команда на страну, но как затянуть людей на встречу «Минска» и «Слуцка»?

– Есть много инструментов. Вот блогеры из «Амкала» играли с кем-то там в Минске – очень много зрителей. На уровень игры никто не смотрит. Игроков команд никто не знает, но там есть развлечение. Когда приходишь на стадион и тебя не развлекают, то ты больше туда не пойдешь. В современном мире гаджетов, технологий можно придумать механизмы, которые позволяют работать со зрителем. Я заставил бы клубы двигаться в этом направлении. У нас же клубы тратят бюджеты и ничего не генерируют.

– Надо шоу как в НХЛ или НБА?

– На это нужны ресурсы и креатив. Мы возвращаемся к человеческому фактору. У нас даже должности ответственного за маркетинг в клубах нет по уставу.

– Может, банально денег нет?

– Ну, на какие-то глупости есть. Это, я считаю, важнее, чем купить какого-то темного парня, который завтра никому не нужен будет и потеряется среди улиц Минска или Солигорска.

Пытаюсь говорить о рациональности, о качестве продукта. Если мы его повысим, то кто-то может приобретет права на трансляцию чемпионата, могут подтянуться спонсоры. В мире футбол сильно популярен сейчас, наверное, никогда в жизни такого не было. Мы здесь отстаем, и нам нужно догонять. Как простой пример, появилась кукла лабубу – почему бы ее не разыграть на стадионе? Так удастся привлечь внимание детской аудитории. Кто-то увлечется футболом, скажет, что там интересно. Об этом есть в моей книге. Я однажды попал на стадион – и просто не захотел оттуда выходить. Мне понравилось ощущение, атмосфера. Если бы я не попал на стадион, ничего этого не произошло бы.

– Кадровый потенциал у Беларуси есть, чтобы сборная и клубы выступали на хорошем европейском уровне?

– Конечно же, сейчас нет. Его нужно создать. Например, 10 лет – это пять поколений футболистов. Если сегодня мы делаем первое поколение, у нас появятся 3-4 футболиста, потом второе – еще 3-4 игрока. У нас занимается футболом меньше 20 тысяч человек. В Италии же футболом занимается 1 040 000 человек. И как мы можем что-то противопоставить? Это же просто Давид и Голиаф. Футбол должен зарабатывать деньги, а не проедать.

– Кажется, в наших условиях по-другому очень сложно.

– А мы проедаем уже 20 лет примерно. Просто проедаем, ничего не генерируя. Окей, это некий социальный продукт. Но средства просто уходят в песок и ничего не генерируют.

– Неужели руководители белорусского футбола не видит все эти проблемы?

– Вопрос, насколько у них хватает ресурсов? Какие-то планы пишут – например, выйти на чемпионат мира. Увидел, посмеялся. Мечтать – это хорошо, но чтобы мечта осуществилась, надо хотя бы из дома выйти. Правильно? В случае чемпионата мира мы даже не вышли из дома.

– Что происходит с БАТЭ? Почему клуб так просел?

– Не стало Анатолия Анатольевича [Капского]. Это такая объективная причина – потеря лидера, основного генератора энергии в этой структуре.

– Все держалось на одном человеке?

– Мои глаза мне говорят, что да.

– Минское «Динамо» в прошлом сезоне стало чемпионом, а в этом не впечатляют абсолютно. Почему?

– Они и в прошлом не сильно впечатляли. И в позапрошлом. Был достаточно неплохой тренер, да и состав по беларусским меркам достаточно бойкий. Сейчас что-то пошло не так. Может быть, потери. Лучший вратарь ушел (имеется в виду Федор Лапоухов – Tribuna.com). В Лиге чемпионов не прошли дальше именно из-за ошибки другого вратаря. Я бы, например, придержал бы Лапоухова, дал бы сыграть ему в этом году в еврокубках, а уже потом расставался с ним. Вратари – как хорошее вино, они вызревают со временем. Ну, мне кажется, просчет был. Потеря тренера тоже была такая…

– …странная?

– Мы сейчас разбираем какие-то глупости. На самом деле я первый раз слышу, чтобы в мировой практике тренер уходил в отпуск. И такое только у нас. А потом мы говорим, почему такие приключения в белорусском футболе. Эти все проблемы копятся одна со второй, а потом превращаются в снежный ком, который сметает все на своем пути в негативном контексте.

– «МЛ» вам нравится или нет?

– Ну, отчасти… Они стараются. Они собирают людей уже больше, чем ФК «Витебск». Привлекли футболистов неплохих. Остается снять шляпу перед ними, было бы хорошо, если бы все так старались. Может, так и появится конкуренция.

– Можете назвать трех сильнейших на сегодняшний день беларусских футболистов? И какой их потолок роста?

– Мне хочется сказать – Саша Мартинович. Но я потом подумал про потолок роста – и у меня слеза накатила. Однозначно, Саша – один из ведущих защитников в нашей стране. Хотя ему уже 38.

Федя Лапоухов – это все-таки будущее нашего футбола. Таких мальчишек бы побольше. Вот не знаю даже, кто еще может претендовать на третью позицию. Двоих мы нашли. Ну, слава Богу, что хоть двоих.

– Ну как сказать, слава Богу, если Мартыновичу 38 лет.

– Ну да, к сожалению. Может, третьим выделю Трофима Мельниченко. У него там такая организация интересная («Порту» – Tribuna.com), которая работает с молодежью. Надеюсь, они его выведут на максимальный уровень. Все-таки футбол – дело молодых. Мне хочется отмечать молодых, но их тоже не так уж много. И пока они где-то на заднем плане.

– Молодежка вроде как бы неплохо провела два последних матча.

– Ну да, Шуманский есть у нас. Но он в национальной сборной себя еще не проявил, при этом уже проехал полмира, столько клубов сменил. И вот только начал играть в этом сезоне.

– В последнее время все больше футболистов уезжают в Европу, пускай и в не самые сильные чемпионаты – Словения, Дания.

– Футболисты – наемные рабочие. Едешь туда, где тебя есть спрос, где тебе предлагают лучший контракт. Ребята пытаются зарабатывать, кормить семьи, наверное.

– В России, видимо, деньги не меньшие.

– В России уровень достаточно серьезный. Не каждый туда может запрыгнуть. И наших ребят в РПЛ можно пересчитать на пальцах одной руки. Едут туда, где лиги пониже, клубы попроще. Глядишь, кто-то сможет быть конкурентоспособным.

– Вот Лисакович сейчас в Словению уехал – вдруг перезапустит карьеру?

– Сколько ему? Уже под 30, наверное, надо заканчивать скоро.

– Чуть поменьше все-таки – 27.

– Такой возраст, в котором нужно быть основным в сборной. Тем более и опыт у него есть, и задатки хорошие. Но где-то мы его потеряли, где-то он затерялся в переулках беларусского футбола между Солигорском и «Локомотивом». На самом деле он играл везде и нигде.

– Вы хоккейное «Динамо» вспоминали, а если бы собрать такую вот команду из сильнейших беларусских футболистов, она бы могла на что-то претендовать в РПЛ?

– У меня есть проект под это, и я двигаюсь в этом направлении. Надеюсь, получится реализовать. Считаю, это необходимый проект. Вначале это будет борьба за бюджет, чтобы ввязаться в драку. Дальше уже можно выстраивать работу. В КХЛ [которую видим сегодня] у нас работа не одного дня, а лет 20.

– Вы верите новому руководству АБФФ?

– (Длительная пауза). Во-первых, насколько я знаю, новое руководство пришло на год и четыре месяца. За это время видоизменить кардинально будет очень сложно. Что будет дальше? Конечно, это должен быть системный подход. Мне хочется верить, что будут найдены какие-то качественные решения, но глазами я понимаю, что давно их не было.