Как собака спасла «Манчестер Юнайтед» от банкротства
Мы привыкли, что футбол – это огромные стадионы на десятки тысяч зрителей, баснословные контракты, клубы с состоянием в миллиарды долларов. Но стоит нам вернуться буквально на сотню лет назад, когда в него только начинали играть профессионально, картина, вероятно, нас шокирует.
Вместо стадионов – скромные поля с небольшими фанатскими трибунами. Потолок зарплат составлял 4 фунта в неделю, а сами клубы выживали за счет поддержки меценатов. Это относится и к «МЮ», который хоть и с трудом, но пережил эти времена на пути к мировому величию и признанию.
Если вы читали наш предыдущий текст, то вам известно, что на рубеже 20-го века «дьяволы» столкнулись с серьезными финансовыми проблемами. Дошло даже до того, что неравнодушные люди организовали четырехдневный марафон по сбору средств на нужды клуба. Но кто бы мог подумать, что все сложится удачно благодаря.. собаке?
С вашего позволения, начну рассказ с небольшой исторической справки.
Первые сезоны «Ньютон Хит» в английской лиге

До объединения лиг, которое случилось в 1892-м, «дьяволы» выступали в «Футбольном альянсе» – турнир для тех команд, которые были недостаточно сильны для официальной английской лиги. За 3 сезона они впечатлили многих, заняв в одном из розыгрышей второе место, уступив титул «Ноттингему».
В обновленном чемпионате «Юнайтед» дебютировал многообещающе: пропустив в начале встречи 3 мяча от «Блэкберн Роверс», он нашел в себе силы сравнять, однако, в итоге все равно уступил со счетом 4:3. По ходу сезона запомнились и другие матчи, например, разгром «Вулверхэмптона» (10:1) или поражение «Дерби Каунти» (7:1). В результате клуб оказался на грани вылета, но его удалось избежать благодаря победе над чемпионами второго дивизиона «Смолл Хит» (современный «Бирмингем Сити») в тест-матче. Второй сезон завершился еще хуже: команда снова оказалась на дне турнирной таблицы, им предстоял тест-матч с «Ливерпулем». «МЮ» проиграл со счетом 2:0 и отправился во второй дивизион.
В 1893-м году клуб переехал на «Бэнк Стрит». Стадион располагался рядом с химическим заводом, и, по словам некоторых, представлял собой «свалку с токсичными отходами». Дебютный матч на новом стадионе завершился победой: был обыгран «Бернли» со счетом 3:2.
На протяжении нескольких лет «Ньютон Хит» никак не мог вернуться в элиту, закрепив за собой статус «уверенного середняка» второго дивизиона. Клуб не мог улучшить свою игру, поскольку тратил деньги на судебные издержки по делу о клевете, когда газета «Birmingham Daily Gazette» назвала их победу над «Вест Бромвич» «торжеством жестокости» и обвинила в неспортивном поведении.
Последний гвоздь в крышку «гроба» забил Уильям Хилли, бывший владелец клуба, который пытался взыскать с него полагающиеся ему 242 фунта. Долг быстро вырос, и уже в 1901-м году составлял 2500 фунтов. «Ньютон Хит» сразу же объявили банкротом, а стадион был закрыт.
Гарри Стаффорд и его собака, спасшая клуб

Гарри являлся изготовителем котлов по профессии, выступавшим за местный «Крю Александра». В конце сезона 1894/95 защитнику предложили работу на Ланкаширской и Йоркширской железной дороге при условии, что он будет играть за местный «Ньютон Хит», и тот согласился. Спустя 2 года он и вовсе стал капитаном. Стаффорд, как никто другой заботился о благополучии команды, поэтому, незадолго до кризиса, он начал отправлять свою собаку, сенбернара по кличке Майор, по стадиону перед матчами, чтобы собирать пожертвования на нужды клуба. Однако, это не помогало – «дьяволам» понадобилось еще больше денег во избежание закрытия.
Был организован четырехдневный марафон по сбору денег. Он не увенчался успехом, поскольку нужной суммы так и не удалось собрать. Вдобавок к этому, сенбернар потерялся, и Стаффорд вместе с командой впали в отчаяние. Они лишились не только талисмана, но и клуба. Но отчаяние длилось недолго: один из игроков заметил вывеску, сообщавшую о найденной в пабе собаке. Он принадлежал Джону Генри Дэвису – владельцу процветавшего бизнеса «Walker & Homfray Brewery». Сенбернар понравился его дочке, которой на днях должно было исполниться 12 лет. Недолго думая, Джон решил найти владельца Майора.

Стаффорд не хотел расставаться со своим питомцем, однако положение клуба вынудило его согласиться на сделку: бизнесмен приобретает «Ньютон Хит» и гасит все его долги, а взамен получает собаку. Она больше не принадлежала Гарри, но являлась талисманом клуба, который и спасла.
Чуть позже, а именно в марте 1902 года, прошла контрольная встреча в Нью-Ислингтон Холл. Стаффорд с Дэвисом и еще тремя бизнесменами из Манчестера объявили, что вкладывают в клуб 2000 фунтов.
Постепенно дела начали налаживаться. Джон изменил цвета и название клуба, теперь это был грозный «Манчестер Юнайтед» с привычным нам сочетанием красного и белого. Он также пригласил в команду Эрнеста Мэнгналла, который выиграл первые трофеи для «дьяволов».
После апрельского собрания Майор окончательно перешел к семье Генри. Он провел остаток своей жизни в любви, навсегда оставшись в истории как собака, сохранившая клуб с невероятным наследием.
У меня вопрос - почему их называют какими-то дьяволами, а не красными собаками?