Трибуна
17 мин.

Сальто, пистолеты, гол Оливеру Кану и драка с Давидсом: история Робби Кина

Светило яркое сентябрьское солнце, ветер уже начал сбивать первую пожелтевшую листву с деревьев, в проеме двери небольшого дома в Дублине стоял мужчина и смотрел, как его сынишка гоняет по лужайке мяч.

– Я же просила позвать его, а не смотреть – обед стынет! – заявила, подошедшая супруга.

– Подожди, дорогая, идет финальный матч чемпионата мира.

В этот момент рыжеватый мальчуган отправил мяч в сетку ворот воображаемого противника и закричал, подняв руки к небу: «Кин забивает победный гол! Ирландия – чемпион!»

– Молодец, Робби! А теперь мой руки и пошли есть.

Выбор синицы в руках, вместо журавля в небе

Первые шаги Роберта Дейвида Кина в футболе завораживали не только его родителей. В скромном клубе «Феттеркерн» из города Талла, что в южной окраине Дублина, удержать такой талант было невозможно, так что довольно скоро состоялся в переход в «Крумлин Юнайтед».

Там юный Робби Кин, или просто Кино, постигал футбольные азы, параллельно занимаясь гэльским футболом и боксом. Выбор одной конкретной дисциплины встал перед будущим капитаном сборной Ирландии в 15 лет, когда на него вышли скауты двух английских клубов – «Вулверхэмптона» и «Ливерпуля».

«В детстве я всегда играл в красной футболке и мечтал быть как Ян Раш. Его постер висел у меня на стене. А Кенни Далглиш был для меня идолом. Но я выбрал «Вулвз», потому что они показали мне план развития: резерв, потом основа. Я знал, что там у меня есть реальный шанс».

Да, 15-летний Кин уже четко понимал реалии мира и не стал гнаться за мечтой, предпочтя реальный шанс попасть в большой футбол. К тому же «Вулвз» имели специальных скаутов в Ирландии, которые всячески показывали семье юного таланта свою заинтересованность: клуб обещал помощь с жильем и адаптацией в Англии.

Сказочный дебют в стае «волков» и историческая победа сборной Ирландии

Время показало, что выбор перейти в «Вулвз» был правильным. Два года Робби провел в академии клуба, а лишь ему стукнуло 17, дебютировал за основную команду в первом туре сезона 1997/98. 

Кин появился в старте гостевой игры с «Норвичем» и оформил дубль, принеся своей команде победу 2:0. Выйдя к ошеломленным журналистам после встречи, бросил: «Меня зовут Робби Кин, но дома все звали меня Кино».

Форвард и дальше продолжил играть в старте, насобирав 11 голов в 38 играх Первого дивизиона (нынешний Чемпионшип) и множество лестных отзывов, а по завершении сезона отправился на Чемпионат Европы U-18.

Уже сам выход в финальную часть подобного турнира, где участвовало всего 8 команд, был огромным успехом для скромной сборной Ирландии. Однако та команда Брайана Керра не собиралась жить по принципам барона де Кубертена.

Ирландия, которую никто не воспринимал всерьез, выиграла свою группу и попала в финал, где по пенальти обыграла мощную сборную Германии. Кин забил 3 мяча в 4 встречах. 

«Победа на чемпионате Европы до 18 лет стала переломным моментом. Мы тогда впервые поверили, что Ирландия может выигрывать турниры. Для меня это было начало веры в себя – я понял, что могу играть против лучших в Европе. С того момента я был голоден до больших побед».

Трансферный рекорд и переход в АПЛ

Уверенность для форварда – крайне важная вещь. После удачного дебюта и победы на континентальном первенстве у Кина ее было хоть ведром вычерпывай. Однако это не означает, что он перестал работать над собой. Робби пахал на тренировках и это давало плоды в играх. В свои 18 он стал лидером «Вулверхэмптона» и наколотил 16 голов в 39 встречах сезона.

На 1998 год пришелся не только успех на молодежном Евро, но и дебют за первую команду Ирландии. Первый мяч пришлось ждать 5 игр, но после победы над Мальтой, не было человека счастливее, чем Робби Кин, оформившего в той встрече дубль: «Я был тем пацаном, который играл во дворе до темноты. И даже тогда говорил друзьям: однажды я забью за Ирландию. И сдержал слово».

Успехи молодого форварда привлекли внимание клубов из элиты английского футбола. Настойчивее всех оказался «Ковентри», который заплатил за Кина £6 миллионов. Это был рекордный трансфер для клуба и один из крупнейших в истории английского футбола для игрока такого возраста.

На новом месте Кино не стал тушеваться и снова оформил дубль в дебютном матче, принеся команде победу 2:0. Гордон Стракан, тренировавший «небесно-голубых» тогда сказал: «Мы подписали нападающего, который способен изменить будущее клуба. У него невероятное чутье и характер».

Итальянский вояж

Дебютный сезон в АПЛ Робби завершил с показателем 12 голов в 31 встрече и восторженными отзывами за невероятно зрелую игру. Этого оказалось достаточно, чтобы на него обратили внимание Марчелло Липпи и Массимо Моратти. «Интер» выписал чек на £13 миллионов и заполучил в свои ряды одного из самых талантливых молодых нападающих мира. 

Попасть в сильнейшую лигу мира, делить раздевалку с Роналдо, Вьери, Саморано и другими звездами – что может быть лучше? Особенно, если сам Липпи называет тебя «лучшим молодым игроком, которого когда-либо видел».

Робби сразу попадает в старт, где играет в паре с еще одним новичком, Хаканом Шукюром, забивает в матче на Суперкубок Италии, но довольно быстро понимает, что сказка превращается в хоррор. Великий Липпи расколол раздевалку интригами и вскоре получил увольнение после позорного вылета из ЛЧ от «Хельсинборга» и поражения в первом туре Серии А от «Реджины». А пришедший ему на смену Тарделли предпочитал использовать в роли форвардов Вьери, Саморано и Рекобу, оставляя Кина на скамейке или выпуская на фланге.

«В Италии я чувствовал себя чужим. Я был слишком молод, чтобы понять их стиль футбола и их культуру. Это был другой мир. В Англии я играл свободно, а в «Интере» все было построено на тактике. Мне казалось, что меня сковывают. Я смотрел на Вьери, на Роналдо, и понимал: я пока не на их уровне. Но при этом я хотел играть, а шансов почти не было. Я не считаю этот опыт провалом. Это был урок. Он научил меня терпению и тому, что иногда нужно сделать шаг назад, чтобы потом совершить два вперед. Может быть, я поспешил. Мне было всего 20, а я оказался в одном из самых больших клубов мира. Наверное, правильнее было бы остаться в Англии еще на пару лет».

Проведя всего полгода в Милане, Кин переходит в «Лидс» на правах аренды. Воинственная банда Дэвида О’Лири подошла ему отлично – 9 голов в 18 играх АПЛ и классная связка с Марком Видукой. 

«Павлины» выкупают Кина за £12 миллионов в надежде на продолжение плодотворного сотрудничества, но его не выходит – Робби страдает от травм и выпадает из стартового состава. На фоне проблем с финансами клуб принимает решение избавиться от ненужного актива. «В «Лидсе» я понял: футбол – это не только игра, но и бизнес. Однако переход в «Тоттенхэм» стал для меня судьбой».

Чемпионат мира в Японии и Корее

Но еще будучи игроком «павлинов» Кин отправился на мундиаль. Скомканный сезон 2001/02 не повлиял на его место в команде – он оставался главной надеждой сборной Ирландии. Надо сказать, что эти надежды он оправдал.

5 июня 2002, Йокогама, идет компенсированное время матча, в котором ирландцы уступают 0:1 великолепной сборной Германии. Атакующая игра команды Мика Маккарти не получается, Бундестим контролирует ход поединка.

Стадион гудит, как раскаленный котел. Немцы ждут финального свистка. Время уходит, ирландские болельщики уже опускают головы, но все еще поют, потому что такова их натура – верить до конца.

Следует заброс из глубины, Нейл Куинн выигрывает воздух и затылком скидывает мяч к линии штрафной. К нему коршуном устремляется Робби Кин, пробрасывает мимо двух защитников и вываливается на рандеву с Оливером Каном, следует удар.

Удар не идеальный, но яростный, от сердца. Кан прыгает, вытягивает руку, но не может спасти. Мяч влетает в сетку. Секунда тишины – и взрыв. Трибуна, окрашенная в зеленое, будто поднимается в воздух. Болельщики Ирландии кричат, обнимаются, плачут. В пабах Дублина кружки летят в потолок, улицы взрываются тысячей голосов.

Робби, осознав, что сделал, несется к углу поля. Его лицо светится, руки раскинуты. Он кричит и исполняет свое фирменное празднование – прыжок с кувырком и выстрелы из рук-пистолетов. «Когда я забил, я услышал не только крик трибун. Я услышал Ирландию».

В следующем матче его гол принес победу над Саудовской Аравией и выход в плей-офф. Матч ⅛ против Испании начался с пропущенного мяча уже на 8-й минуте, но вновь удалось спастись в самой концовке. И вновь это сделал Робби Кин – когда напряжение зашкаливало, подошел к 11-метровой отметке и перевел игру в дополнительное время.

Дело дошло до послематчевых пенальти. Кино вновь был точен, но его партнеры запороли целых три удара и дальше прошла Испания. Однако Ирландия и Кин возвращались домой с гордо поднятой головой.

Главный клуб в жизни и конфликт с Давидсом

Учитывая возраст и отличное выступление на ЧМ, £7 миллионов за Кина выглядят очень скромной суммой. «Тоттенхэм» получил форварда с огромной страстью и отменным голевым чутьем, который стал лидером клуба на долгие годы.

Робби составил атакующий тандем с Тедди Шерингемом и быстро стал кумиром «Уайт Харт Лейн». Его стиль игры – постоянное движение, смелость в обводке и желание бить при первой возможности – сразу понравились фанатам. «С первых дней я почувствовал, что это мой клуб. Болельщики приняли меня так, будто я всегда был здесь».

Кин сразу же стал лучшим бомбардиром клуба, и повторил это достижение годом спустя, когда Шерингема заменили Кануте, Дефо и Поштига. Робби демонстрировал страсть и волю к победе, а его фирменные сальто и «пистолеты» стали культовым празднованием для фанатов «шпор».

Ирландец пришел в клуб, когда ему было 22 года, но быстро завоевал авторитет и довольно скоро стал вице-капитаном, что подчеркивало его лидерские качества. «В раздевалке он всегда заводил команду. Даже когда проигрывали, Робби первым говорил: «Мы еще покажем им»», – вспоминал Димитар Бербатов.

Роль лидера коллектива почетна, но и несет в себе потенциальные опасности, ведь всегда найдутся другие претенденты. В 2005 году в «Тоттенхэм» пришел Эдгар Давидс – легендарный голландец, известный как своими успехами в «Аяксе» и «Ювентусе», так и тяжелым характером. Он был старше Кина, играл жестко, не прощал ошибок и часто вел себя агрессивно даже на тренировках. 

В одном из эпизодов Давидс выполнил против Кина грубый подкат – возник конфликт. Игроков утихомирили и продолжили занятие, но в раздевалке он вспыхнул снова. 

«Приехавший из «Интера» Эдгар Давидс считал себя суперважным. Считал, что он крутой, главный человек в команде и все такое... но все понимали, что главным парнем в «Тоттенхэме» был Робби Кин.

Давидс попытался подойти к Робби и высказать ему, а Кино просто втащил ему по лицу... Это было вау! Он просто шагнул навстречу, бэм – один удар. Тот лег», – делится эмоциями бывший полузащитник «шпор» Джейми О’Хара.

У этой драки могли быть губительные для коллектива последствия, что осознавал главный тренер Мартин Йол. Дабы их избежать, он пошел на хитрость. Когда на следующий день Давидс приехал на тренировку, его тут же перехватил помощник и направил в кабинет к менеджеру.

– Зачем ты ударил Робби? Он же наш лидер, – спросил Йол.

– Я ударил? – не понял голландец.

– Ну да, ты его ударил, потом он ответил тебе. Он же занимался боксом, ты этого не знал.

– Извините, босс.

Когда в кабинет вошел Кин, за которым пошел помощник, Йол продолжил:

– Вы оба бойцы. Но пусть ваш огонь горит против соперников, а не между собой.

Тренер намеренно исказил ситуацию, чтобы преподнести ее в менее проигрышном свете для голландца. После этого случая отношения между Кином и Давидсом стали, если не дружескими, то уважительными. Они понимали, что оба слишком упрямы, но каждый – лидер по-своему.

The Independent хвалил решение тренера: «Йол сделал из конфликта инструмент. Он превратил драку в доказательство того, что в команде есть характер».

Инцидент удалось обратить на пользу команде – атмосфера стала еще более крепкой и сплоченной. А Робби Кин окончательно закрепил за собой статус лидера: «Я никогда не позволял, чтобы по мне ходили. Даже если это Давидс».

Победа в Кубке футбольной лиги и переход в «Ливерпуль»

«Тоттенхэм» постепенно повышал свой уровень и становился важным игроком в английском футболе, но клубу катастрофически не хватало больших побед, пока в 2008 году не был завоеван долгожданный трофей.

«Шпоры» вышли в финал Кубка футбольной лиги, где им противостоял «Челси». В тяжелой борьбе «Тоттенхэм» сумел одержать волевую победу в дополнительное время, благодаря голам Бербатова и Вудгейта. «Мы боролись до конца. Этот кубок — для фанатов, которые всегда верили в нас», – сказал Робби после матча.

Этот успех закрыл своеобразный гештальт, после которого Кин задумался о новом вызове. Эти мысли только усилились, когда к ирландцу стал проявлять интерес «Ливерпуль» – любимый клуб детства.

«Красные» сделали предложение о трансфере, но Дэниел Леви традиционно стал повышать прайс. Когда переговоры зависли, Робби взял дело в свои руки: «Я хотел перейти в «Ливерпуль» всю жизнь. Когда появилась возможность, я сам позвонил Рафаэлю Бенитесу и сказал: „Вы должны подписать меня“. Это был мой шанс исполнить детскую мечту».

Тренер был удивлен звонком и содержанием беседы, но ему понравился пыл ирландца, было понятно, что он действительно хочет стать частью клуба. «Ливерпуль» заплатил требуемые £20 миллионов и оформил трансфер.

Однако дальнейший ход событий удачным не назовешь: повторилась ситуация с переходом в «Интер» – игра не на своей привычной позиции, либо резерв и уход из клуба спустя полгода. Вот как описал этот период Стивен Джеррард:

«В команде Рафы не нашлось места одновременно для нас с Робби… было очевидно, что его отношения с Бенитесом никогда не наладятся. Вместо того чтобы позволить Робби быть игроком, которого он подписал, Рафа попытался изменить его. Кин добился бы успеха под руководством большинства менеджеров «Ливерпуля», с которыми я работал в клубе. Я не мог понять, почему Бенитес пытался изменить топ-игрока».

Кин характеризовал этот период, как самый тяжелый в карьере. При этом отмечал, что  все равно гордится выступлением за «Ливерпуль».

Возвращение в «Тоттенхэм», аренды в «Селтик» и «Вест Хэм». Переход в «Лос-Анджелес Гэлакси»

Спустя полгода «шпоры» выкупили игрока обратно, но уже за £12 миллионов – Леви снова сделал отличный бизнес. Однако Кин не выглядел так же ярко, как прежде. После возвращения он стал скорее игроком подмены, поэтому при первой возможности «Тоттенхэм» отдавал его в аренду.

В феврале 2010 Робби отправился играть за «Селтик», с которым стал вице-чемпионом Шотландии, а следующей зимой ушел в «Вест Хэм». Казалось, карьера форварда подходит к концу – спрос упал, как и результативность. В поисках нового вызова Кин решил отправиться в МЛС.

Заинтересованность в ирландце проявил «Лос-Анджелес Гэлакси» Дэвида Бекхэма. Многие решили, что Робби едет доигрывать, но это было не так: «Когда я переезжал в Америку, многие думали, что это шаг назад. Но для меня это был новый вызов. Я хотел доказать, что могу играть и побеждать в любой стране. В Лос-Анджелесе я снова почувствовал радость игры. Здесь был свежий воздух, новые люди, но самое главное – футбол вернул мне улыбку. Это был другой ритм жизни. Ты просыпаешься – солнце, океан, тренировка. Я играл свободно, как во дворе в Дублине».

За 5 лет Кин выиграл 4 трофея, забив 104 гола в 165 матчах. Добавьте к этому 122 мяча в 306 играх за «Тоттенхэм» и 68 точных ударов в 146 встречах за сборную Ирландии. Кин стал настоящей легендой, и если бы как в хоккее под своды арены поднимали майки игроков, можно не сомневаться, что его футболка была бы трижды поднята. 

«Робби Кин никогда не был самым быстрым, самым сильным или самым техничным. Но у него было главное — сердце, которое всегда вело его к воротам», – The Guardian.

Магия имени (вместо заключения)

Детство и юность Робби прошли в 90-е, когда одной из самых ярких звезд на футбольном небосклоне был его тезка – Роберто Баджо. Из-за совпадения имен и голеодорского таланта Кина ассоциировали с итальянцем: «В детстве все взрослые в моем районе звали меня Роберто. Когда я стал старше и попал в сборную Ирландии, Гарри Келли называл меня Баджо».

С юных лет Кин смотрел матчи итальянского чемпионата и восхищался мастерством Божественного хвостика. Десятый номер на спине – в его честь. Авантюрный переход в «Интер» в 2000 году отчасти объяснялся возможностью играть в одной команде с кумиром. В итоге Баджо ушел в «Брешию», и они провели вместе лишь несколько тренировок, но это многое значило для ирландца.

Впервые попав в раздевалку команды на «Сан-Сиро», Кин заметил, как у дальней стены, спокойно завязывая шнурки, сидит Роберто Баджо. Человек, чье лицо украшало плакаты в его детской комнате в Дублине. Человек, ради которого он пересматривал кассеты и копировал движения. Его кумир.

Баджо поднял глаза и мягко улыбнувшись приветствовал новичка: «Ciao, ragazzo». Кин на секунду потерял дар речи. Внутри все кричало: «Это он! Это Баджо!» – но снаружи лишь поздоровался в ответ, стараясь не выдать дрожи в голосе.

«В тот момент я снова почувствовал себя мальчишкой во дворе в Дублине. Только теперь передо мной был не плакат на стене, а живой Баджо».

Тренировка начинается. Робби наблюдает, как Роберто принимает мяч. Одно касание – и он будто скользит между игроками. Взгляд спокойный, движения легкие, решения идеальные. Для Кина это было не просто занятие, а настоящий урок.

«Он всегда был спокойным, скромным. Но когда брал мяч – казалось, что время останавливается. Я пытался у него учиться – как открываться, как принимать решения. Баджо показал мне, что нападающий должен быть артистом, а не только убийцей в штрафной».

После тренировки дерзкий ирландец превратился в робкого, застенчивого юношу, но все же собрался с духом и попросил у Хвостика автограф. Тот улыбнулся, подписал свои бутсы и подарил их Робби.

Когда у Кина родился первенец, его назвали Роберт. Все считают, что в честь самого Робби, на что он отвечает: «Моего сына, Роберта-младшего, многие в нашей семье зовут просто Баджо».

*   *   *

Спасибо, что дочитали до конца. Больше интересных историй в моем телеграм-канале.