Капельницы в спорте. Необходимость, лень или преступление?
Все чаще в интернете, среди коллег и в рекламе клиник сталкиваюсь с рекомендациями инфузионной терапии — всевозможных витаминных капельниц, после которых обещают чудеснейшее восстановление, прилив сил и все возможные эффекты, какие только можно себе представить. Но так ли это на самом деле и насколько это вообще безопасно?
Перед тем как начнем, важный дисклеймер
Статья М2.2 запрещенного списка WADA. Запрещенные методы. Внутривенные инфузии и/или инъекции в объеме более 100 мл в течение 12-часового периода, за исключением случаев стационарного лечения, хирургических процедур или при проведении клинической диагностики.
Наказывается дисквалификацией от 2 до 4 лет в зависимости от степени вины и умысла спортсмена.
Поэтому, все что далее касается профессиональных спортсменов мы говорим про разрешенный объем, чтобы не повторяться.
А почему вообще любые внутривенные вливания запрещены?

Давайте коротко о том, как вещество или метод запрещают. Он должен попадать хотя бы под 2 из 3 критериев:
1. Нести потенциальный или реальный риск вреда здоровью спортсмена
2. Улучшать спортивные результаты
3. Противоречить духу спорта
И если с первыми двумя все очевидно, то 3 звучит очень размыто. На самом деле, так оно и есть. Пункт 3 — это этический фильтр. Так его называет сама WADA. Этот пункт нужен на случай если вред или эффективность сомнительны, но, по мнению антидопингового агентства использование дает нечестное преимущество или аморально само по себе (например, наркотики), то вещество также может быть включено в список. Это юридическая лазейка, которая позволяет избежать исков, где отстраненный спортсмен или федерация будут доказывать неэффективность и/или безопасность той или иной субстанции. Поэтому, кстати, разговоры при отстранении за неработающие или безопасные, но запрещенные вещества бессмысленны. Запрещено, значит не важно почему и работает ли.
Конкретно капельницы запрещены в первую очередь как маскирующие агенты — таким образом можно снизить концентрацию запрещенных веществ в крови, ускорить их выведение и т.д. Таким образом, даже 300 мл обычного физраствора — это нарушение антидопинговых правил.
Цифра в 100 мл взята неслучайно — это максимальный объем вливаний, который не оказывает значимого влияния на общее состояние крови, ведь запрещая любой объем вы по сути баните целый метод введения лекарств, сильно ограничивая возможности оказания помощи спортсменам. 100 мл за 12 часов — оптимальная планка не запрещающая минимальных вмешательств, но предотвращающая риски манипуляций.
Почему капельницы так популярны? Они и правда настолько эффективны?

Короткий ответ — да, эффективны. Но не все так просто.
Конечно, внутривенное введение препаратов имеет множество плюсов: высочайшая биодоступность и усвояемость препарата, моментальное попадание в кровоток, мощный психологический эффект (особенно мощное впечатление производят ярко красные препараты), ощущение моментального восстановления у спортсменов. Казалось бы, идеальный метод, но на самом деле — он экстренный. Почему?
Инфузионная терапия направлена на решение краткосрочных задач. Именно поэтому в стационаре и реанимации пациенты находятся под капельницей практически постоянно — если мы используем капельницу для восстановления, то да, мы получаем быстрый эффект, особенно психологический, но какой ценой?
Допустим, мы берем спортсмена, не обязательно профи, который хочет быстрее восстановиться после тренировки. Нужна ли тут капельница? Нет. И вот почему — мгновенно восполнив водный, кислотный и электролитный баланс за счет капельницы мы нарушаем естественный цикл восстановления. Да, это даст эффект свежести, но лишь на короткий промежуток времени. Примерно на 12 часов.
А что дальше? Вмешавшись в естественный обмен веществ мы нарушили механизмы адаптации спортсмена, то есть на длинной дистанции, вместо адаптации к нагрузке мы получаем адаптацию к…капельницам.
Приведем пример — экстремальная потеря жидкости — несколько килограмм веса в жару или после длительной тренировки, к которой спортсмен оказался не готов и есть симптомы обезвоживания. Тут да, показана инфузия. Либо, если состояние позволяет — отдых, адекватное питье и восстановление, причем второй вариант будет лучше, так как будет происходить плавнее и естественнее.
А вот если мы прибегнем к такому лечению после обычной тренировки, где достаточно выпить 2 литра воды и поспать, с одной стороны да, мы резко улучшим состояние спортсмена и он это почувствует, но сорвем механизмы восстановления и адаптации. В итоге, последующие такие нагрузки он будет переносить тяжелее (без новых инфузий). Грубо говоря, «подсадить» спортсмена можно даже на физраствор с витаминами.
Капельницы позволяют маскировать погрешности и лень

Моментальный эффект капельниц таит и другую опасность — чтобы почувствовать такой же эффект восстановления естественным путем нужно: соблюдать диету, питьевой режим, гигиену сна, тренировочный режим и следить за своим здоровьем. Простыми словами — высокий уровень дисциплины. Спортсмены и врачи тоже люди и им тоже свойственны лень и желание все упростить. Если есть эффект за одно применение, то зачем неделями мучиться?
В такую ловушку продолжают попадать многие люди из мира спорта. Более того, при личном диалоге многие считают, что даже при соблюдении диеты и режима капельницы с чем бы то ни было, тут в зависимости от взглядов человека — обязательный атрибут тренировочного процесса.
В итоге в организме спортсмена наступает ситуация, называемая Антигормезис — срыв нормальных механизмов адаптации, снижение синтеза анаболических гормонов, замедление реакции на стресс и изменение состава крови. То есть с точки зрения эндокринной системы возникает обратный эффект — мы снижаем эффективность тренировок и замедляем восстановление в долгосрочной перспективе.
С психологической точки зрения тоже возникает ситуация привыкания к вмешательству — «без капельниц не то»; «больше мне ничего не поможет»; и искажает объективность самооценки своих ощущений и состояния (RPE) после тренировки, что может мешать планированию тренировочного процесса, так как мы не знаем, насколько действительно такой спортсмен готов.
В угоду сиюминутным ощущениям улучшения мы отбрасываем долгую и системную работу по поиску причин замедленного восстановления и их коррекции. Именно поэтому капельницы «противоречат духу спорта» и запрещены на профессиональном уровне в больших объемах.
Но если они запрещены, то почему так популярны?

Дело в том что определить напрямую сам факт использования внутривенных вливаний практически невозможно. Можно определить следы субстанций, переливаемых внутривенно, как правило, находят их, а не сам факт использования внутривенной инфузии в запрещенном объеме. Можно увидеть скачки pH, гематокрита, электролитов и других показателей крови в биологическом паспорте спортсмена, что косвенно укажет на запрещенный объем переливаний, но не сам факт. Чем часто и злоупотребляют.
Чаще всего наказания и отстранения наступают именно по косвенным признакам. В том числе по публикациям в соцсетях. Из-за чего мы можем столкнуться со злоупотреблениями даже на профессиональном уровне. Поэтому, особенно профессиональным спортсменам, важно знать — это запрещенный метод, несущий огромное количество рисков как со стороны нарушения антидопинговых правил, так и для здоровья.
Подпишись на HOCKEYHEALTH здесь профессиональные спортивные врачи и нутрициологи помогут вам решить проблемы, а не маскировать их
Мой канал в телеграм