О. Винокуров: Жизнь продолжается в атаке
Созидание и разрушение. Цивилизация
Конфликт двух направлений человеческой деятельности – созидания и разрушения – издавна лежит в основе цивилизации. Люди, преуспевшие в каждом из этих направлений, оставляют заметный след в истории. И всё же человечество гораздо лучше помнит созидателей, нежели разрушителей.
Да, из античной истории до нас дошло имя Герострата, единственным «достижением» которого стало сожжение храма Артемиды в Эфесе. Но его имя и близко не вызывает того восхищения, с которым люди на протяжении тысячелетий вспоминают его современников-созидателей: Архимеда, Герона Александрийского, Гомера и многих других писателей, драматургов и философов.
Точно так же любой великий воитель, полководец, прославившийся завоеванием огромных территорий – например, Александр Македонский или Наполеон – не в силах оставить в истории след, подобный тому, какой оставили великие умы и люди искусства. Даже Юлий Цезарь запомнился, в первую очередь, своими трактатами, а не военными победами, а его имя стало нарицательным применительно не к выдающемуся полководцу, а к человеку, способному делать несколько дел одновременно.
Созидание и разрушение. Футбол
В футболе, как и в любой сфере человеческой деятельности, противостояние созидательного и разрушительного начала лежит о основе прогресса. Споры о преимуществах атакующей и оборонительной тактики ведутся на протяжении десятилетий. При этом сторонникам созидательного футбола не приходится искать аргументы в поддержку своего подхода – таким аргументом становится восхищение зрителей, смакующих каждое яркое, красивое и изобретательное действие как игроков в отдельности, так и команд в целом.
Сторонники же оборонительного, регрессивного футбола вынуждены постоянно оперировать различными тезисами, легко запоминающимися, но при этом ложными по сути.
Например:
«Главное в футболе – результат»
Если бы это действительно было так – зачем болельщикам ходить на футбол? Узнать результат можно множеством способов: из газет, новостных выпусков телевидения и радио, из интернета, наконец. Но люди тратят несколько полдня, чтобы поехать на стадион и в течение двух часов наблюдать за игрой, результат которой станет известен только с финальным свистком судьи. И тратят они не только время, но и деньги, порой немалые. Значит, их все-таки интересует не только результат, но и процесс.
«Игра забудется, результат останется»
Это утверждение столь же ошибочно. Игра, то есть след, который она оставляет в душе наблюдателя, не забывается. Яркий тому пример: победы сборной Аргентины на чемпионатах мира 1978 и 1986 годов. С точки зрения результата они абсолютно равнозначны, но аргентинская футбольная общественность всегда помнила, каким образом были достигнуты те результаты. В 1978 году сборная под руководством Сесара Луиса Менотти восхитила весь мир яркой, современной атакующей игрой и передовой тактикой; в 1986-м же команда Карлоса Билардо исповедовала принципиально другой подход, играла от обороны, чрезмерно жестко и по набору исполнителей была довольно бедной и посредственной. Исключение составлял гениальный Диего Марадона, который практически в одиночку и привел сборную к победе.
Этот успех, безусловно, заслуживает уважения, но не вызывает восхищения. Неслучайно, аргентинское с тех пор разделилось на два лагеря – приверженцев двух антагонистичных направлений, получивших соответствующие названия: «меноттисмо» и «билардисмо». И каждого нового тренера сборной оценивали именно с точки принадлежности к тому или иному лагерю, сразу понимая, какой подход будет исповедовать команда под его руководством.
Не была забыта и игра сборной Венгрии 1950-х и сборной Голландии 1970-х. Этим командам не довелось победить в чемпионатах мира, они проигрывали в финалах, но восхищение, которое они вызывали своей игрой, зачастую давало повод болельщикам ценить их выше, чем некоторых чемпионов. В футбольный фольклор Венгрия Ференца Пушкаша и Густава Шебеша и Голландия Йохана Кройффа и Ринуса Михелса так и вошли как «лучшие команды, никогда не побеждавшие на чемпионатах мира».
Созидание и разрушение. Советский футбол
Во времена СССР футбол также не избежал извечного конфликта. Хрестоматийным примером стало киевское «Динамо», добившееся гигантского прогресса под руководством Виктора Маслова. Тренер, опередивший свое время как тактик игры, первый в Европе внедривший систему 4-4-2, сделал команду лидером отечественного футбола и выиграл три чемпионата СССР (1966-68), еще дважды заняв второе место.
В 1971 году его сменил Александр Севидов, при котором «Динамо» продолжило поступательное развитие, но в итоге «руководители спорта» остались недовольны отсутствием быстрого результата (из трех чемпионатов СССР «Динамо» выиграло только один, дважды став серебряным призером), и Севидов был сменен Валерием Лобановским и его научной командой.
Постепенно киевское «Динамо» повернулось на 180 градусов. Лобановский предложил массу «научных» (а точнее, псевдонаучных) объяснений этим метаморфозам: речь шла о прагматизме, стремлении к результату, разделении матчей на важные и неважные, о домашней и гостевой моделях игры, о ничьей как о приемлемом результате, к которому можно изначально стремиться и которым можно довольствоваться (что, по сути, противоречит самой концепции любого соревнования, целью которого является победа).
При этом Лобановскому периодически удавалось добиваться впечатляющих результатов, в том числе и на международной арене. Но даже победы в еврокубках не давали утихнуть дискуссиям о сомнительном стиле игры его команды. Более того, и на руководящем уровне методы Лобановского не находили всеобщего понимания и поддержки. Неслучайно предпринимались различные меры, направленные на борьбу с прагматизмом: лимиты ничьих, послематчевые пенальти, попытки бороться с договорными матчами (наличие которых Лобановский признавал открыто, ставя в пример шахматистов, которые могут согласиться на ничью задолго до эндшпиля).
Примечателен один из документов того времени – коммюнике Спорткомитета СССР:
«… 2. Предупредить тренеров и футболистов команд мастеров, что в последующем апелляционное жюри за умышленное уклонение от спортивной борьбы будет принимать самые строгие меры вплоть до отмены результатов игр и дисквалификации команд и игроков».
Обратным примером может служить «Спартак» Константина Бескова. За 11 лет в Высшей лиге под его руководством команда выиграла всего два чемпионских титула и однажды играла в финале Кубка СССР. Эти результаты несравнимы с результатами киевского «Динамо» Лобановского, но болельщики прощали команде недостаток трофеев за яркую игру, наличие собственного стиля и соответствовавший их представлениям о созидательном футболе подход.