Трибуна
15 мин.

Партенопа. «Наполи» – чемпион Италии

Знаете, проблема не в том, что эта статуя уродлива. Проблема в вас, неаполитанцах. Вы мрачные — сами того не зная. Ходите под руку с ужасом — сами того не зная. Вы неряшливы и пропитаны фольклором. Все над вами смеются, а вы не замечаете. Гордитесь тем, что вы умные. Но что вам принес этот ваш ум? Вы бедные, трусливые, вечно ноющие и отсталые. Вы крадете и грешите. Вы всегда готовы возложить вину на других. На захватчиков, на продажных политиков, на беспринципного застройщика. Настоящий позор — вы. Вы — город жалкого отребья, еще и хвалитесь этим. Вам ничего не светит. Дорогие ужасные неаполитанцы, я возвращаюсь на север, где правит прекрасная тишина. Я ведь давно не являюсь неаполитанкой. Уже много лет. Я смогла спастись. А вы — нет. Вы все мертвы.

Мертвыми оказались другие.

«Наполи» завершил прошлый сезон на десятом месте — один из худших результатов за последние годы. И все же, в последние дни трансферного окна, за две недели августа, удалось собрать команду, которая выиграла четвертый скудетто.

Как же скучно праздновать титул за два месяца до конца чемпионата. Куда сильнее переживаются события, которые решаются в один день — когда все висит на волоске, а судьба готова развернуться в любую сторону.

Люди так устроены, что больше всего ценят то, что достается тяжелым трудом. А когда при этом кажется, что все усилия могут в любую секунду обернуться прахом, это многократно усиливает резонанс в сердцах. Так и болельщики «Наполи» — уверен, будут особенно гордиться этим шедевром Конте и компании, который мог ускользнуть буквально в последний момент.

Сам Антонио прекрасно помнит, почему поклонники «Ювентуса» до сих пор празднуют 5 мая 2002 года, хотя мало кто из них назовет даты хотя бы пяти других скудетто.

За исключением одного короткого эпизода в начале карьеры с «Аталантой», когда он пришел в команду по ходу сезона и покинул до его окончания, Антонио Конте в серии A умеет только одно — побеждать.

Он стремится только к великим целям — и чаще всего добивается их. Случайность? Везение? Ничего подобного! Когда кто-то действительно хорош в своем деле — об этом нужно говорить. А Конте в своей профессии действительно хорош.

Это тренер, который заставляет игроков работать до крови.

Который требует от них всего — и даже невозможного.

К которому можно предъявить много претензий, но только не то, что он не абсолютный мастер.

Это человек, который заражает всех вокруг менталитетом победителя.

Который учит ненавидеть поражение настолько сильно, чтобы больше никто и никогда не захотел его пережить.

И однажды он сказал: «Я вам неприятен, потому что я побеждаю?! Это не моя проблема!»

Он выиграл этот скудетто, начав с десятого места в прошлом сезоне.

Выиграл без главного героя предыдущего титула — Виктора Осимхена, которого впоследствии великолепно заменил Ромелу Лукаку.

Выиграл, несмотря на травму Буонджорно — лучшего защитника команды, которого так не хватало половину сезона.

Выиграл, несмотря на то, что в январе у него отобрали Хвичу Кварацхелию — сильнейшего игрока команды.

Выиграл со скамейкой, которая, мягко говоря, не выглядела достаточно мощной для того, чтобы даже претендовать на скудетто.

В футболе слово «подвиг» давно затерто, но в данном случае оно полностью уместно. Конте наверняка часто использовал его для мотивации своих игроков — и, по сути, это правда. «Наполи» выиграл титул, бросив вызов лучшей команде серии A, той самой, что дважды за последние три года выходила в финал Лиги чемпионов.

Конечно, «Наполи» сам выбрал такую стратегию. Сколько раз по ходу сезона мы видели команду Конте, которая после забитого мяча просто отступала к своей штрафной! Так «Наполи» шел по лезвию ножа до самого конца. Гонка за титул превратилась в невероятное балансирование на краю пропасти, особенно когда команда скатилась на второе место с конца февраля и до середины апреля.

А ведь начиналось все просто отвратительно. 18 августа 2024 года, когда «Верона» разгромила «Наполи» на «Бентегоди» в первом туре серии A, Осимхен тренировался отдельно от группы в Кастель-Вольтурно, Конте тестировал схему 3-4-3, а Скотт Мактоминей все еще был игроком «Манчестер Юнайтед».

После матча Антонио Конте вышел к микрофонам, чтобы смиренно попросить прощения у неаполитанского народа.

«Игра во втором тайме — неприемлема, — заявил тренер. — И дело не в трансферах. Куда страшнее видеть, как команда так легко сыпется при первых же трудностях. Состав может усилиться, но это вторично. Проблема лежит в основе, и она не из тех, что легко решаются».

Именно после этого поражения пришел Скотт Мактоминей, ставший лидером «Наполи» в этом сезоне, а затем и Ромелу Лукаку, который убедил Виктора Осимхена уехать в Стамбул.

А ведь мало кто ожидал, что шотландец сыграет важную роль в команде. А Лукаку, после своего бледного сезона в «Роме», вызывал лишь насмешки экспертов.

Может быть, Конте был прав — нужно было исправлять что-то более глубокое и фундаментальное?

Как могла команда, привыкшая играть в техничный футбол с акцентом на владение мячом, принять специалиста с совершенно противоположными принципами?

Как, например, мог вписаться в схемы нового тренера Квича Кварацхелия — лучший дриблер чемпионата — если Конте вовсе не хотел игроков, которые возятся с мячом?

А потом был матч с «Болоньей», в котором такой важный гол забил капитан команды Джованни Ди Лоренцо. Вы ведь помните?

Кварацхелия делает мягкий пас первым касанием, точно на Ди Лоренцо. Пас, который разрезает оборону соперника по диагонали. Ди Лоренцо останавливает мяч правой, бьет левой, бежит к фанатской трибуне — и... плачет.

Он был одним из худших игроков прошлого сезона, настоящий символ болезненного краха «Наполи». Он казался медлительным, неуклюжим, говорили, что он окончательно выдохся. На Евро-2024 он сыграл ужасно, а за его появление в старте все упрекали Лучано Спаллетти.

Но теперь, в этих слезах, было прощание со всеми негативными мыслями. Это были не слезы Ди Лоренцо — это были слезы всего «Наполи», который именно с этого момента начал новую историю.

Квича Кварацхелия в этом году выиграл сразу два чемпионата — Лигу 1 с «ПСЖ» и серию A с «Наполи». Формально он не может считаться дважды чемпионом, но по сути — это именно так. Был «Наполи» до его ухода — и «Наполи» после.

Когда Кварацхелия все еще был в команде, Конте использовал его как свободного художника, который, казалось, играет в какой-то иной футбол, не похожий на игру остальных десяти человек. Ему, наверное, можно было бы даже дать отдельную майку, настолько он выпадал из общей схемы.

Но именно его эксцентричность давала команде жизненно важные всплески вдохновения. После его ухода встал вопрос: чего лишился «Наполи»? В последние недели перед продажей он даже потерял место в старте. Ответ только кажется простым — прежде всего, голов и решающих действий в зоне трекварти — тех самых, что так важны для команды, порой слишком предсказуемой и зажатой в жесткие схемы.

Кварацхелия же давал системе Конте нечто более тонкое — он много держал мяч, вел «Наполи» вперед, был переключателем, который помогал справляться с давлением. Без него команда вынуждена была перестраиваться на более консервативную схему — хотя, по духу и характеру игры, он был почти чуждым элементом в «Наполи» Конте.

Много лет назад, почти в другой жизни, с поправкой на технические характеристики, похожая история произошла с «Ювентусом» Луиджи Дельнери, который посыпался после тяжелой травмы Фабио Квальяреллы. Произошедшее в этом сезоне — еще один повод убедиться в мастерстве Конте. Ведь тренеру, уверенному в своей правоте, психологически невероятно сложно интегрировать в привычную систему настолько чужеродный элемент. Но переформатировать команду заново после его потери... На такое способны лишь избранные.

17 января Квича Кварацхелия официально стал игроком «ПСЖ», а 18 января «Наполи» уже играл в гостях с «Аталантой». Это был стресс-тест, момент, когда определяется — готова ли команда бороться за скудетто.

«Интер» в тот момент отставал от «Наполи» всего на три очка, но имел игру в запасе, а «Аталанта» все еще оставалась в гонке за чемпионство.

На 55-й минуте Лукман сравнял счет, пробив точно между ног Ррахмани. С этого момента игра превратилась в ожесточенную битву.

Команда Гасперини делает последнюю отчаянную попытку зацепиться за скудетто — команда Конте, в который раз, выдерживает прессинг и огрызается.

Все решается между 70-й и 78-й минутами. Сначала Мерет делает невероятное спасение после углового — отражает удар головой Де Кетеларе. А потом — рывок слева Ангиссы, который ловит передачу от Спинаццолы и навешивает так, что мяч обманывает Скальвини и летит прямо в лоб Лукаку.

Эта победа убедила — можно обойтись и без главного героя третьего скудетто.

«Аталанта» выбыла. С этого момента — гонка за титул шла только между «Наполи» и «Интером».

А потом была вершина работы Конте в «Наполи». Второй тайм матча с «Ювентусом». И он пришелся на самый важный момент сезона — «Наполи» подошел к этой игре после шести побед подряд, которые выдвинули его в число реальных претендентов на титул.

Ход этого матча отлично показал, что «Наполи» хотел скудетто больше всех — это был настоящий ураган, обрушившийся на команду Мотты. Полное физическое и техническое доминирование хозяев полня. С начала второго тайма и до гола, который вывел «Наполи» вперед, команда Конте владела мячом 83% времени. И даже без этой цифровой оптики было видно — во втором тайме футболисты «Наполи» всегда первыми оказывались на мяче и выигрывали каждое единоборство.

Конечно, у команды Конте по ходу сезона регулярно случались волшебные вторые таймы, как в той же встрече с «Интером», когда «Наполи» буквально поселился на подступах к чужой трекварти, постоянно создавая угрозы у ворот прямого соперника за титул. И если посмотреть продвинутую статистику, то в итоге у «Наполи» было 1,8 xG против 0,3 у «Интера».

Но если бы я уснул, забыл все и проспал сто лет — а потом мне показали только второй тайм встречи «Наполи» с «Ювентусом» и спросили, чем все это закончится, я бы без колебаний ответил: все будет именно так.

Сегодня скучные и серые люди критикуют так называемую «объективизацию красоты» и эстетизм. И все же, как можно не признать — Неаполь, неаполитанцы, залив Сорренто, девушки Неаполя — все это невозможно отделить от эстетики. И, может быть, в этом скрыт глубокий смысл, почти метафизика. Может, именно эта красота и есть часть сущности, которая помогает пережить любое падение — и победить.

Говорят, что Джулия Дилетта Леотта — известная телеведущая — в жизни так и осталась «соседской девушкой»: простой, скромной, почти аскетичной. Ее образ — словно воплощение Неаполя, где красота неотделима от легкости и щепотки магического беспорядка.

«Она делает из сдержанности и спокойствия свою жизненную философию — так же, как тот францисканский, почти монашеский наряд, в котором она появилась на стадионе имени Марадоны в Неаполе, на случайном кадре, запечатлевшем ее за мгновение до того, когда она выбросила пакет с мусором», — как сказали в репортаже на DAZN.

Может быть, именно это — самый яркий кадр того дня, когда «Наполи» в четвертый раз стал чемпионом Италии. В нем — весь Неаполь, и вся красота, которая никогда не перестанет побеждать. Побеждать вновь. Again.

Подписки:

Открытый канал в Telegram

Открытый канал на Дзене

Премиум-канал в Telegram

Премиум-канал на Дзене

Просто поддержать проект:

С карты российского банка

С карты любого банка

Всем, кто любит Неаполь, я говорю GRAZIE!