11 мин.

Тайванчик или почему погиб «Пахтакор»

70 историй про величие советского спорта и позоры советской политики

11 августа 1979 года произошла третья авиатрагедия советских времен, связанная со спортивными командами. После гибели хоккейной команды ВВС (1950 год) и женской баскетбольной молодежки (1973 год), разбился футбольный «Пахтакор». Вспоминаем о той трагедии, ее предпосылках и последствиях.

Алимжан Тохтахунов и «Пахтакор»

Алимжан Тохтахунов, еще один футболист «Пахтакора», без которого история клуба выглядит неполной. Сам Тайванчик объясняет это так, что он в детстве занимался футболом, «В составе «Пахтакора» (имеется в виду юношеская либо молодежная команда) однажды стали призерами Советского Союза, заняли третье место. Меня хотели взять в дубль «Пахтакора», где получали бы 60-80 рублей».

Связываем воспоминания Тохтахунова с фактами. Тренером Алимжана Тохтахунова был Сергей Артемович Арутюнов, который в будущем стал главным тренером юношеской сборной УзССР. В 1963 году УзССР, обыграв в финале Молдавию, завоевывает «Кубок Надежды», учрежденный ЦК ВЛКСМ (возраст участников комсомольский, от 16 до 17 лет). На нем Тохтахунов, родившийся 1 января 1949 года, вряд ли мог сыграть. Тем более, что тренировал команду тогда Евгений Валицкий. Среди лучших футболистов — В. Михайлов, Г. Ткаченко, про которых с годами ничего сказать не удается.

Год спустя сборная Узбекистана не может отобраться на финальный тур в Севастополь, но ей помогают соперники. Сборная Таджикистана опережает соседей в отборочном турнире, но делает это с помощью переростка с фиктивной справкой. Федерация футбола СССР анулирует все результаты таджикистанцев, и Узбекистан попадает в финал, где, не забив ни одного мяча в трех матчах, занимает последнее, четвертое место.

Библиограф Мавлян Юлдашев утверждал, что конкретно Арутюнов привел к победе сборную в 1964 году на «Кубке Юности». Это турнир для 14-15-летних футболистов. Но по факту на нем УзССР стала третьей в 1965 году, хотя энциклопедический сайт «Спорт-страна» утверждает, что в том году узбекистанцы победили. Нет, тут память Тохтахунова не подводит, они третьи, после Ленинграда и Украины. И его возраст подходит под возрастные критерии турнира.

«Надежда» и «Юность» футбольного Узбекистана

И, чтоб два раза не вставать... Вначале воспоминания Евгения Ловчева, участника «Кубка Юности» не указанного года. «Соревнования начались с ЧП. В первом матче мы принимали в Калуге сборную Грузии. За грузин играли известные впоследствии футболисты – Пируз Кантеладзе и Леван Нодия. Грузины выиграли, 1:0, а вечером пошли на танцы в парк. Ночью нас разбудила милиция – оказывается, кто-то из грузинской сборной на дискотеке пырнул местного жителя ножом. Грузин сняли с соревнований, у нас остался один соперник, сборная Таджикистана. Попали в финальные игры Кубка «Юности» – предстояла поездка в Кисловодск, а в соперниках были сборная Москвы, Украины и Узбекистана. За узбеков играл ТулИган (именно так и написано имя ТулЯгана) Исаков. Вызов в сборную страны – не получился, я был невыездным, попав на завод в Химках, который работал на космическую промышленность. 301-й завод им. Лавочкина. И очень обидно, потому что юношеская команда СССР под руководством Евгения Ивановича Лядина дважды подряд стала чемпионом Европы» (Это 1966 и 1967 годы).

Наконец, в 1969 году финал «Кубка Надежды» принимает Ташкент, это возраст 1952 года рождения, и сборная УзССР (тренер Арутюнов, капитан Михаил Ан), занимает третье место, после сборных РСФСР и Украины. Тут, напомним, что возраст участников постарше, до 17 лет.

Арутюнов работал со сборными в 1974-1975 годах, под его началом внук Артем Арутюнов, который в дальнейшем сыграет за «Пахтачи» из Гулистана, Сырдарьинского района, команду в которой в 60-е играл Тохтахунов, в 70-е тренировал Мансур Талибджанов. Раз уж мы упомянули «Пахтачи»... Снова обратимся к воспоминаниям Тохтахунова: «Мы получили предложение из Гулистана, где возвели стадион и хотели создать команду. Председатель хлопкотреста Шадиев пригласил тренера и ребят из Москвы, решил и пахтакоровцев, взять к себе. Посулил зарплату, кажется, 300 рублей в месяц. Нас пригласили на год, чтобы вывести команду Гулистана из областной во вторую лигу. Мы с задачей справились».

Тохтахунов в ЦСКА

Проблема воспоминаний Тохтахунова из его книги в том, что он полагался на память, а литсотрудник не проверял слова Тайванчика на соответствие фактам. Не то, чтобы он привирал, просто, спустя четыре десятка лет что-то стерлось в памяти. Начать с того, что Тохтахунов родился в 1949 году, а «Пахтачи» вышел во вторую лигу в 1969, когда Тайванчику уже исполнилось 20 лет. И, с его слов, в тот период он оправился в Москву, вслед за лидером «Пахтакора» Берадором Абдураимовым, которого призвали в армию, затем и сам «отслужил», будучи игроком ЦСКА. А это 1969-1970 годы.

Впрочем, после записи в Википедии, что «Алимжан Тохтахунов молодость провёл в Ташкенте, где в школьные годы познакомился с такими людьми, как будущий алюминиевый олигарх Михаил Черной, будущий капитан сборной России по теннису Шамиль Тарпищев», претензии к Алимжану Турсуновичу снимаются. А вот к авторам Википедии они есть: почему в школьные годы познакомились, чего стесняться, напишите, что в детсаде на соседних горшках сидели. Про взрослые годы нет вопросов, поскольку и Тарпищев этого не отрицает, и фотографии имеются, но каким боком тут школьные годы? Чего ради москвичу Тарпищеву проводить эти годы в Ташкенте?

В книге Тохтахунов вспоминал: «Нас обоих (с Абдураимовым) повезли в ЦСКА. Там собралось руководство клуба, спросили, играю ли я в футбол, и предложили ходить на тренировки. Поначалу я тренировался с командой, а потом мне предложили остаться помощником администратора». По словам Тайванчика он работал завхозом, и ему иногда приходилось играть за дубль, а также проводить разминку вратарей, когда просили Бобров или Мамыкин.

Николай Маношин: «Они не по поездам «бомбили», а в аэропорту. С Севера люди в Домодедово прибывали, нефтяники, золотопромышленники… Был случай: Алик вернулся ночью на базу в Архангельское. Чтоб никого не будить, лег прямо на бильярдном столе, шинелькой накрылся. Утром с Бобровым зашли поднимать команду на зарядку, наткнулись на спящего Алика. Михалыч (Всеволод Бобров) опечалился: «Коль, дай ему рублей 25. Тяжко парню, он же только на сборах с командой питается…» А у Алика в кармане большие тысячи лежали».

Футболист третьей категории Тохтахунов

Снова цитируем Тохтахунова: «По возрасту мне пора было в армию. Я числился футболистом третьей категории и получал зарплату 80 рублей. Когда закончилась служба, я уволился и фактически расстался с футболом».

Допустим, но этот факт биографии Тохтахунова, опровергается другим, когда, с его слов, он «во времена работы Якушина в Ташкенте, вернулся в «Пахтакор», работая в клубе помощником старшего администратора Михаила Барского».

Якушин тренировал «Пахтакор» в два захода, второй в 1969-1970 годы, когда Тайванчик, по его словам, находился в Москве. В общем, чтобы разобраться в воспоминаниях Тохтахунова, связанных с его футбольным прошлым, необходимо рядом публиковать страницы биографии.

А вот еще один вклад от псевдожурналистов из НТВ, превращающих факты биографии в легенды: «Солнечный Ташкент, 1972 год. Молодой и дерзкий Тохтахунов проходит за кулисы и знакомится с юной украинской певицей...» В 1972 Тохтахунову 23 года, а «юной певице» Ротару уже 25, она жена директора ансамбля «Червона Рута», у них двухлетний сын. Там еще нюансы были, о которых вспомним позже. Такое ощущение, что эти СМИшарики в работе мозг совсем не используют, сдавая его на вахте.

Это было бы важно и для того, чтобы определить, когда Тайванчика «приземляли». По поводу первого срока есть уточнение, что «На суд приехал Вячеслав Соловьев с письмом от «Пахтакора», в котором была просьба отдать меня на поруки».

Пока Соловьёв ходатайствовал за Тайванчика, у него в команде играл еще один картёжник

Первая посадка Тайванчика произошла в 1972 году, когда Соловьёв только приступил к работе в «Пахтакоре». Вячеслав Дмитриевич, в принципе. легендарная личность, вернувший «Пахтакор» в высшую лигу и ушедший до момента, когда команда снова свалится в первую лигу. В составе у Соловьёва играл яркий форвард тех лет Анатолий Лисаковский. В 1972 году вторым тренером «Пахтакора» был знаменитый Виктор Каневский, с которым Лисаковский ранее пересекался в «Черноморце», этим, наверное, и объясняется его переезд в Ташкент. Уроженец Одессы провел в столице УзССР два сезона со средней результативностью: гол за три матча. После этого мелькнул в Кривом Роге, где родился его сын Андрей, тоже ставший футболистом. Лисаковский привлек внимание тем, что он был игрок по своей натуре, совмещая футбол и настольный теннис с бильярдом и картами, запрещенными потому, что играл он в них на деньги, против профессиональных катал, получив в этой среде кличку Лиса. В Украине ему более-менее фартило, поскольку имелась сестра Алла, и, благодаря ей, у Лисаковского имелись высокопоставленные заступники.

Первым мужем Аллы Лисаковской был футболист киевского «Динамо» Валерий Поркуян, а вторым супругом стал Валерий Щербицкий, сын секретаря ЦК КП Украины Владимира Щербицкого. Валерий Владимирович был копией женщины «рижско-бальзамовского возраста» Галины Леонидовны Брежневой, но не только пьющий, а уже подсевшей на наркотики. Во бы им объединиться и «косячить» в одно рыло, на троих с сынком Щелокова, но... Это же времена обострения ситуации на китайской границе, полуостров Даманский, фантомные боли фронтовиков, которая должна была сплотить народ, но... Когда одни бухали, другие погибали, а среди полутораста жертв Даманского только дюжина родилась в городах. В Кемерово и Орле по двое, по одному представляли Артем, Магадан, Омск, Тобольск, Улан-Удэ, Хабаровск, Читу, и полковник Демократ Леонов родился в Баку. (Вчерашний тренер из ГСВГ носил отчество Наркомович, нынешний полковник Демократ). Нет параллелей с другими актуальными конфликтами, когда в больших городах напиваются до состояния Галины Брежневой, керогазят до состояния Валерия Щербицкого. а страна воюет жителями небольших населенных пунктов? И кто в ответе за то, что еще в 60 годы советская армия снова вернулась к состоянию рабоче-крестьянской?

Увы, отпрыски Брежнева и Щербицкого куролесили в разных местах, вызывая справедливую ненависть простых советских граждан к появившимся невесть откуда мажорам... Чтобы не зарываться в подробности, скажем, что Лисаковский в 28 лет завершил футбольную карьеру, но, видимо, продолжил картежную, и, по словам его одноклубника Владимира Обедзинского: «приблатненный был парень, потом его убили», и произошло это в 1982 году.

А это мы приближаемся к тому времени, когда Тайванчика приземлят второй раз, в 1985-м, теперь за «тунеядство». Зря Тохтахунов будет объяснять свое «тунеядство» с доходами супруги Татьяны, которая, будучи секретарём у композитора Давида Тухманова, получала 500 рублей, это «отмазка» не прокатит. Единственно, что обозлит людей, заставших СССР, тем, что если данная зарплата правдива, то это какой-то бред, и сумма бреда настаивает, что подобный Союз необходимо было развалить гораздо раньше. 500 рублей - это четыре средние зарплаты времен СССР, за какие заслуги Тухманов либо кто другой мог платить их, по сути, секретарше.

Раз уж вспомнили композитора Тухманова, то не сможем обойти вниманием и советского поэта-песенника Игоря Шаферана (пережидавшего эвакуацию во время Великой Отечественной в Фергане под «девичьей» фамилией Гарольда Шафермана). Болельщик московского «Спартака» и дядя спортивного журналиста Игоря Рабинера в содружестве с композитором Тухмановым напишут для Яака Йоалы песню «Сама любовь», для группы «Электроклуб» и Виктора Салтыкова песню-протест советского времени «Ты замуж за него не выходи». Их совместное творчество используют «Веселые ребята» и «Песняры», Валерий Леонтьев и Валерий Ободзинский... «И вечная весна» звучат, как в «Маленьких трагедиях большого дома» одного из хитовых спектаклей Театра сатиры, так и в кинофильме «Асса».

В чем логика «помощи» Тайванчика Бережной и Сихарулидзе?

Соловьёв в масштабе СССР трижды заслуженный, за работу в киевском «Динамо» (в сезоне 1959 года среди его подопечных был и молодой Иштван Секеч), затем в Грузии, и в Узбекистане. Его достижение повторит вначале Евгений Горянский, ставший заслуженным в Украине, РСФСР и Белоруссии, за то, что вывел минское «Динамо» в высшую лигу в 1975-м, после того, как не смог отобраться на чемпионат мира 1974 года, из-за военного переворота в Чили.

Затем звание заслуженного тренера получит Секеч, еще один наставник «Пахтакора», которому за шестое место в чемпионате 1982 года присвоят звание заслуженного тренера УзССР, после такого же признания в Таджикистане, и на Украине.

Заканчивая с Тохтахуновым в контексте спорта... Зимой 2002 года его обвинят в крайне путаной истории, связанной с российскими фигуристами Еленой Бережной и Антоном Сихарулидзе. Якобы, Тайванчик договорился с французской федерацией о взаимной поддержке, и мы, в свою очередь, продвигали их танцевальную пару Анисина-Пейзера. Ни один «специалист» и «эксперт» почему-то не вспомнил, что поддержка нынешней супруги Никиты Джигурды Анисиной и француза Пейзера прямо вредила нашему лучшему дуэту Ирины Лобачевой и Илье Авербуху в борьбе за золото. Зачем было разменивать поддержку российским парникам в ущерб российским танцорам? Тем более, что и Бережная-Сихарулидзе, и Лобачева с Авербухом имели все шансы на золото. Но СМИшарики такими вопросами не задавались, у них рожавшая Ротару юна в свои 25, Тарпищев «со школьного детства» за Тайванчика и двор, почему бы Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити не стать последней «договорной площадкой» в истории нашего спорта...

В крайний раз Тохтахунова арестовывали в Европе тем же летом, застав его в обществе пожилой балерины Суламифь Мессерер, которая в 1928 году выиграла два золота в плавании на Первой советской Спартакиаде.

Покойный Николай Маношин, с благодарностью вспоминал, что «Здорово помогает ветеранам Алик Тохтахунов. Когда-то взяли его в ЦСКА с Берадором Абдураимовым, который за Алика очень просил. Числился тот помощником администратора, но был, понятно, на вольных хлебах. Помогает Лене Бобровой (вдове Всеволода Боброва), все юбилеи Шестернева проводит на свои деньги. Помнит, как был солдатиком!»

P. S. То, чего на белом свете вообще не может быть. Изучая историю «Пахтакора», в частности, и прошлое спорта, в целом, можно узнать много чего интересного. В 1973 году КНР и США подписывают экономические соглашения, и заключают договоренность, что из мирового спорта исключается Тайвань. С 1974 года Тайвань не участвует в чемпионатах мира, с 1976 — не участвует на Олимпиадах. С 1978 года Тайванем руководил Цзян Цзинго, сын Чан Кайши, в молодости учившийся в СССР, в том числе в Казанском танковом училище, и живший в Москве под именем Николай Елизаров, в семье сестры Владимира Ленина — Марии Ульяновой-Елизаровой. Его супруга Фаина Вахрева уедет вместе с Цзян Цзинго, и станет первой леди Тайваня под именем Цзян Фанлян. Первый из четырех детей семейства был рожден еще в СССР, получив там имя Эрик Елизаров. Вот это и есть реальный советский Тайванчик...

(Продолжение следует)